Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

М.Ю. Лермонтов

  I.            1)Мамочка... 2)Воспом_нания не сохр_нили её черты. 3)Только фигуру тонкую  в белом полу_прозрачном плат_е  за ч_рным роялем.4) И в гробу маменькино лицо было спрята(нн,но) за плотной вуал_ю. 5)Кадил поп читал из (Е,е)вангелия  а отец  закрыв платком лоб  стоял  не ш_лохнувшись. 6)Все происходящ__ тогда казалось вовсе н_страшным. 7)Просто мамочка уснула  и взрослые родня дворовые даже как_то торжестве(нн,н)ы. 8)Страшно стало потом. 9)И теперь то_же очень  очень жутко  всё глубже прор_стает в сер_це боль. 10)Портрет темно_волосой женщины с грус_ными глазами на стене да табличка с им_нем маменьки в семейном склепе  всё что осталось  и это навсегда... 11)Так вот от чего  оказывает _ся  бабушка так не любит отца. 12)Он не был добр с мамой... 13)Стало быть  по _этому отца на порог в Тарханы не пускают  а отпустить внука в папино имение бабушка все соб_рается и н__как н_ соб_рется... (Ольга Тарасевич «Последняя тайна Лермонтова»)

  II.       1)Глубоко подавл_(нн,н)ая смерт_ю дочери  Елизаве(тт,т)а Алексеевна перенесла на внука всю свою любовь и прияз_нь. 2)Она видела в нем средоточие всего  что было отнято судьбой в лице ее мужа и потом дочери. 3)Этот внук носил имя своего деда ум_рающая доч_ поручила ей береч_ его детство. 4)Кроме Миши у ней н_кого н_оставалось на свете. 5)Она с ним ст_ралась не ра(сс,с)т_ват_ся  он спал в ее комнате  она наблюдала за каждым его шагом  стр_шилась малейшего не_здоров_я. 6)Рождё(нн,н)ый от слабой матери ребенок был н_ из крепких. 7)Если случалось ему зан_могать то в «деловой» дворовые девушки освобождались от работ  и им наказывали молит_ся богу об и_ц_лении молодого барина. [Висковатый, стр. 16.]

 III.            Я помню один сон; когда я был ещё 8 лет  он сильно подействовал на мою душу. В те_же лета я один ехал в грозу куда_то; и помню обл_ко которое  не_большое  как бы оторва(нн,н)ый клоч_к ч_рного плаща  быстро неслось по небу: это так живо предо мною  как_буд_то вижу. Когда я ещё мал был я любил смотреть на луну  на разновидные обл_ка которые,  в_виде рыцарей со шлемами, т_снились буд_то вокруг неё; буд_то рыцари  сопровождающие Армиду в её замок  полные ревности и бе_п_койства. В первом действи_ моей тр_гедии Фернандо  говоря с любезной под балконом  говорит про луну и употр_бляет пред_дущее про рыцарей ср_внение. (Лермонтов.М.Ю)

 

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания.

 

1)А знаете ли вы что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик  2)Поэт всегда знал  что отец его  Юрий Петрович Лермонтов  прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. 3)Тот служил наемником в польском войске  а в 1613 году  защищая Белую крепость был взят в плен и перешел на сторону России  где и стал родоначальником многочисленных потомков. 4)А вот о самом знаменитом своем предке – Томасе Лермонте  поэте древней Шотландии  жившем в XIII веке  М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. 5)До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта часто оформленные как предсказания гораздо больше сохранилось преданий о нем. 6)Рассказывают  что на древнем Эйлдонском холме  где покоятся согласно легенде  король Артур и его рыцари  стоял Эйлдонский дуб  в котором был вход в царство фей. 7)В юности Томас влюбился в фею  и она забрала его в свое царство на семь  лет. 8)Там он и получил свой вещий дар  и  вернувшись  пророчествовал об исходе войн  о судьбе королей и городов а потом снова ушел к своей фее – навсегда.

 

Морфология. Установить соответствие

 

 

 

  1. Имя существительное

1)    легендарный

  1. Относительное  прилагательное

2)    шотландский

  1. Качественное прилагательное

3)    тот

  1. Глагол

4)    защищая

  1. Деепричастие совершенного вида

5)    взят

  1. Деепричастие несовершенного вида знаменитом

6)    о самом

  1. Страдательное причастие

7)    жившем

  1. Действительное причастие

8)    оформленные

  1. Наречие

9)    где

  1. Местоимение

10)                      согласно

  1. Союз

11)                      в котором

  1. Предлог

12)                      вход

  1. Частица

13)                      вернувшись

 

14)                      потом

 

15)                      снова

 

Лексика

 

  1.        I.            В каком значении употреблено слово «ИСХОД» (пр.№8)?
  2. действие по значению гл. исходить-  пройти много раз по разным дорогам, в разных направлениях, побывать во многих местах, всюду
  3. результат такого действия; уход, отход, отъезд
  4. способ разрешения какого-либо затруднения, выход из сложного обстоятельства
  5. результат чего-либо; окончание, завершение, конец , итог, плод, результат

 

 

 

  1.     II.            В каком значении употреблено слово «ДОШЛИ (ДОЙТИ) » пр.№5
    1. достичь шагом какого-либо места
    2. достичь какого-либо состояния
    3. донестись (о звуке, запахе)
    4. стать осознанным, понятым
    5. безл. наступить

 

 III.            В каком значении употреблено слово «ВЕЩИЙ»(пр.№ 8)

 

  1. поэт. способный предвидеть, предсказывать будущее; прозорливый свойственный человеку, способному предвидеть, предсказывать будущее
  2. содержащий предсказание, предвидение чего-либо
  3. устар. умный, мудрый, знающий, сведущий
  4. субстантивир. предчувствие

 

Орфография. Фонетика.Словообразование.

 

  1. В каком слове количество «Н» устанавливается правилом : « В полном страдательном причастии, образованном от глагола совершенного вида, пишется «НН»? (многочисленный (пр.№3), оформленный (пр.№5)
  2. Найдите верные утверждения о слове «ЮНОСТЬ» (пр.№7)

 

1)    Пишется одна «Н», так как это существительное образовано от прилагательного, в котором пишется одна «Н».

 

2)    В этом слове два суффикса.

 

3)    В этом слове один суффикс.

 

4)    В этом слове три мягких согласных звука.

 

5)    В этом слове два мягких согласных звука.

 

  1. Из первого предложения выпишите слово, в котором происходит процесс выпадения звука.
  2. Из четвёртого предложения выпишите слово(а), в котором(ых) есть орфограмма в суффиксе.
  3. Из пятого предложения выпишите слова с приставками с неизменяемым написанием.
  4. Из седьмого предложения выпишите слово с беглой гласной.
  5. Из шестого и восьмого предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

 

Синтаксис и пунктуация.

 

  1. 1.     Какое предложение соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным приложением и обособленным согласованным определением.
  2. В каких предложения есть обособленные обстоятельства?
  3. Какое предложение сложное бессоюзное?
  4. 4.     Какое предложение сложносочинённое?
  5. 5.     В каких предложениях есть придаточные изъяснительные?

 

Прочитайте текст и выполните задания.

  1)В ч_рнильных небесах н_ виднелось н_ облачка. 2)По_этому предст_влять  что луна заколдова_ая принцесса  а тучи  злые и добрые ср_жа_щиеся за нее рыцари  было весьма и весьма затруднительно.

  3)Мишель поёрзал на широком подоко(нн,н)ике  пр_жался лбом к лед_(нн,н)ому разрисова(нн,н)ому морозными узорами стеклу и в_дохнул.

  4)Луна  серебристая  сия_щая  походит на колодец. 5)А что ежели вообр_зить  буд_то принцесса находит_ся в его серебр_(нн,н)ой глубине? 6)И там же пр_бывают ср_жающиеся за честь пр_красной дамы войска?

  7)Нет  не_годит_ся  потому_что так н_сколечко н_ занимательно. 8)Только плывущие по ночному небу обл_ка  ра_рыва_мые ветром позв_ляют нарисовать в воображени_ настоящую битву. 9)Но нет теперь н_ темных н_ белых туч_ небо выстуже(нн,н)о дыханием мороза.

  10)Ох  сколько_же всего не_достает зимой!

 11) Давно и_чез теплый прозрачный розовый летний воздух. 12)И деревья окрест имения _бросив лист_я  совершенно оголились. 13)Замерзли ар_маты трав свеже_скоше(нн,н)ого луга и кустов акации у которых кружили свой бал пч_лы. 14)Коли не знать что за парком ра_кинулся заросший осокой и камыш_м пруд  от которого по_утру с ранней весны до самой осени подн_мается бело_молочный пар – н_за_что н_угадать его под толстой снежной шубой.

  15)И еще одна досада. 16)Бабушка под_рила смешную маленькую лошадку которая н_когда не выр_стет  всегда будет как игруш_чная. 17)Она зовется пони. 18)Только зимой ве_ь ездить на чудном конике можно лишь по двору  расчищ_(нн,н)ому мужиками от снега. 19)Но что за радость от такой прогулки н_ ветра в лицо н_ стремительной рыси.

  20)Кататься на санях да лепить снежных баб  вот и все зимние забавы. 21)Ну их, эти сани, не_велика потеха. 22)А лепить фигуры можно и из восков да_же интерес_нее из восков  так как их легко украсить цветной бумагой и ра_красить красками.

  23)Но – Мишель опять в_дохнул  достал из бонбоньерки лимо(нн,н)ый цукат  засунул его за щ_ку – еще (Р,р)ождество не праз_новали долго в_южить и морозить зиме.

(Ольга Тарасевич «Последняя тайна Лермонтова)

Задания:

  1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. В каких вариантах ответа содержится информация, необходимая для обоснованного ответа на вопрос «Почему этот текст можно отнести к художественному стилю речи?»

1)    Этот текст художественного стиля речи, так как в нём используются слова в основном в прямом значении.

2)    Этот текст художественного стиля речи, так как в нём используются слова в переносном значении.

3)    Этот текст художественного стиля речи, так задача автора – раскрыть внутренний мир ребёнка через описания природы и через систему его рассуждений о мире.

4)    Этот текст художественного стиля речи, так как задача автора дать объективные оценки состояния зимней природы

5)    Этот текст художественного стиля речи, так как тип речи- повествование.

  1. Установите соответствие между предложением и средством выразительности, которое в нём использовано автором.

Средства выразительности:

1)    Метафора

2)    Сравнение

3)    Эпитет

4)    Олицетворение

Предложения:

a)    В ч_рнильных небесах н_ виднелось н_ облачка.

b)    По_этому предст_влять  что луна заколдова_ая принцесса  а тучи  злые и добрые ср_жа_щиеся за нее рыцари  было весьма и весьма затруднительно.

c)     Луна  серебристая  сия_щая  походит на колодец.

d)   Но нет теперь н_ темных н_ белых туч_ небо выстуже(нн,н)о дыханием мороза.

 

  1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.
  2. Из предложений 3-6 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом правописания суффиксов в относительных прилагательных.
  3. Замените слова стилистически нейтральными синонимами.

1)    «поёрзал» (предложение №3)

2)    «сияющая»(предложение №4)

3)    «досада»(предложение №16)

4)    «стремительный» (предложение №18)

5)    «забавы»(предложение №20)

  1. Замените, где это возможно, словосочетания , построенные на основе согласования, словосочетаниями, построенными на основе управления

1)    зимние забавы (№19)

2)    в его серебр_(нн,н)ой глубине(№5)

3)    В ч_рнильных небесах(№1)

4)    к лед_(нн,н)ому стеклу(№3)

5)    Луна  серебристая  (№4)

6)    летний воздух(№11)

7)    снежной шубой(№14)

8)    цветной бумагой(№21)

9)    лимо(нн,н)ый цукат  (№23)

  1. Выпишите грамматические основы предложений №3, №6, №8, №12, №19.
  2. Среди предложений 11-14 найдите предложения а) с обособленным обстоятельством, б) с необособленным определением. Обороты выпишите.
  3. Среди предложений 19-21 найдите предложение, в котором есть обособленное дополнение со значением уточнения. Выпишите его.
  4. Выпишите грамматические основы предложений №9,  № 14 ,№16 ,№23

 

 

"Маскарад"

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

Дра(мм,м)а М. Ю. Лермонтова «Маскарад» зан_мает особое место как в творчестве поэта так и во всей ру(ссс)кой дра(мм,м)атургии. Эта социально_психологическая р_м_нтическая дра(мм,м)а основной сюжетной линией которой является конфликт л_рического героя с общ_ством условн_стями окружающей обстановк_ а так_же с самим собой.

Евгений Александрович Арбен_н  главный герой произведения. Он игрок  как по своей натуре так и по способу обог_щения. Сам герой характ_ризует свою жизнь большая часть которой прошла за карточными играми  следующим образом:

Я здесь давно знаком; и часто здесь бывало

Смотрел с волнением немым

Как колесо вертелось счастья.

Один был вознесён другой раздавлен им

Я не завид_вал но и не знал участья:

Видал я много юношей надежд

И чу_ства полных счастливых не_вежд

В наук_ жизни... пламе(нн,н)ых душою

Которых прежде цель была одна любовь...

 Они погибли быстро предо_мною...

Арбен_н сож_леет о том  что его н_ кто н_ смог убереч_ от подобной жизни. Он н_ скрывает печал_ и гореч_ в разговоре с Звезд_чем:

...я был

Не_опытен когда_то и моложе

Как вы заносч_в опрометч_в то_же

И если_б... кто_нибудь меня ост_новил...

Для общества того времени это было падение. В_начале дра(мм,м)ы Арбен_н уб_регает Звезд_ча от краха пом_гая ему отыграться.

Однако разбогатев с помощью карт Арбен_н реша_т перестать зан_маться игрой жениться и стать добропорядочным сем_янином. Посватавшись прежде всего «по размышленье зрелом» он с_умел полюбить и весьма сильно свою ю(нн,н)ую жену. Здесь Лермонтов ра_крывает одну из основных мыслей которая обозначе(нн,н)а во многих произведениях. Это пр_обр_жение человеческой натуры из_за любви которая обл_г_раживает героя. Арбен_н не скрывая чувств  говорит о жене следующее: «Создан_е слабое но ангел красоты:// Твоя любовь улыбка взор дыханье... //Я человек: пока они мои //Без них нету меня н_ счастья н_ души //Н_ чувства н_ сущ_ствованья!».

Име(нн,н)о на маскараде происходит завя_ка основной сюжетной линии. Случ_йно ли это? Для Лермонтова маскарад является н_только символом борьбы с окружающей действительностью но прот_востояния скрытого  проходящего под маской  чужой л_чиной. Име(нн,н)о здесь н_в_лируются разные соц_альные статусы («Под маской все чины р_вны...»), отметаются душевные особенности ( «У маски н_ души н_званья нет есть тело»). Человек (о,на)девший маску становится более решительным и откровенным. Арбен_н отмечает: «И если маскою черты утаены, //То маску с чувств снимают смело…».

Маскарад это д_монстрац_я откровенности настоящих чувств и действит_льности

не_ ограниче(нн,н)ых этикетом и моралью. Но с другой стороны маска скрывает личность человека даёт ему возможность действовать не от своего имени  а инкогнито.

Главный герой Арбен_н появляется на маскараде вместе с Звезд_чем. Он явно чуж_й (с,з)десь. Лермонтов что_бы по_черкнуть это да_же не (о,на)девает на героя маску. Но и Арбен_н не_вольно втяг_вается в круговорот маскарада. Име(нн,н)о с этого вечера нач_нается разлад его с Ниной по_вляется мучительное чувство ревности которое в_последстви_ привело к не_счастью. Име(нн,н)о (с,з)десь в_первые по_вляется Не_известный загадочный персонаж пр_др_кающий Арбен_ну не_счастье в праздничную зимн__ ночь. Звезд_ч напротив попада_т в любовную интригу. Не_знакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной пр_вяз_(нн,н)ости.

Выполни задания:

1.Заполни таблицу:

Слово из текста

Лексическое значение

 

род литературных произведений в диалогической форме, предназначенных для постановки в театре

 

вводная часть литературного или драматургического произведения, задающая сюжет

 

анонимно или под вымышленным именем; сохраняя тайну своей личности

 

уничтожать, сглаживать различия между кем-либо, чем-либо, устранять индивидуальные особенности чего-либо

 

действующее лицо художественного произведения: книги, спектакля, фильма, видеоигры и т. п.

 

официальное положение, место в правовой или другой структуре

 

последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта.

 

 2. А)Определи в каком значении употреблено слово «ИНТРИГА» в одном из предложений текста: 1.скрытые действия, обычно неблаговидные и направленные на достижение корыстной цели 2.перен. книжн., филол. сложный сюжет в повествовательном художественном произведении  3. перен. устар. любовная связь

 

Б)Определи в каком значении употреблено слово «КОНФЛИКТ» в одном из предложений текста: 1)столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие. 2)полит. осложнение в международных отношениях 3)матем., теория игр ситуация, когда некоторые стороны, игроки, намерены предпринять или предпринимают определённые действия для достижения своих целей, не совпадающих с целями других сторон, игроков.

 

В) Определи в каком значении употреблено слово «ЛИЧИНА» в одном из предложений текста: 1)устар. маска 2)перен., неодобр. притворство, напускные манеры, внешний вид, посредством которых скрывается истинная сущность кого-либо, чего-либо 3)техн. металлическая пластинка с замочной скважиной у дверей и ящиков с внутренними замками

 

Г) Определи в каком значении употреблено слово «ОБЛАГОРАЖИВАТЬ»» в одном из предложений текста: 1)делать благородным, возвышая в нравственном, духовном отношении 2)перен., спец. совершенствовать, улучшать что-либо (свойство материала, породу животного, сорт растения и т. п.) 3)устар. возводить в одно из высших званий, сословий 4)перен. делать что-либо соответствующим такому званию, сословию .

 

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени. Бэла»

 

Прочитайте предложения и выполните задания.

 

1.Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.

 

2.Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

 

3.В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

 

4.Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться! (штабс-капитан Максим Максимыч)

 

5.Слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

 

Задания:

 

                                 Орфография

 

1)      Из предложений выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от значения.

 

2)      Из предложений выпишите слово(-а), в котором(-ых) есть корень с чередованием

 

3)      Из предложений выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от ударения

 

4)      Из предложений выпишите слово(-а),в которых правописание суффикса подчиняется правилу: «В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида пишется НН»

 

5)      Из предложений выпишите слово(-а),в которых правописание НЕ подчиняется правилу: «НЕ со словом пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется»

 

                         Морфология

 

Исправьте ошибки в определении принадлежности слова к той или иной части речи:

 

1)      Среди(№1) – наречие

 

2)      Которых, который (№2) – подчинительные союзы в придаточных определительных

 

3)      Уничтожения(№1) – глагол

 

4)      Удаляясь, приближаясь (№2) – деепричастия  совершенного вида

 

5)      Некогда (№2) – отрицательное местоимение

 

6)      Сильнее, живее(№3) – наречия в форме простой сравнительной степени

 

7)      Уж(№4) – наречие

 

8)      Её (№5) – притяжательное местоимение

 

 

 

 

 

                     Синтаксис

 

1)      Выпишите подлежащие из предложения №1, определяя способы выражения

 

2)      Выпишите грамматические основы предложения №2

 

3)      Выпишите сказуемые из предложения №3, определяя их тип

 

4)       «Собери» характеристику предложения №5

 

a)      Простое

b)      Сложное

c)      Сложное, состоит из двух частей

d)     Сложное, состоит из трёх частей

e)      Сложносочинённое

f)       Сложноподчинённое

g)      Бессоюзное

 

h)      С разными видами связи

i)        Сочинительная связь

j)        Подчинительная связь

k)      Бессоюзная связь

l)        Придаточное определительное

m)    Придаточное изъяснительное

n)      Придаточное обстоятельственное

 

 

5)      Укажите номера предложений, в которых есть вводные и вставные конструкций.

 

Пунктуация

 

Прочитайте предложения и выполните задания:

 

1)      Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, (1)среди которых ему случается жить;(2) не знаю,(3) достойно порицания или похвалы это свойство ума, (4)только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, (5)который прощает зло везде, (6)где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.

 

2)      Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе,(7) мы невольно становимся детьми;(8) все приобретенное отпадает от души,(9) и она делается вновь такою,(10) какой была некогда, (11)и, (12)верно,(13) будет когда-нибудь опять.

 

3)      В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, (14)живее во сто крат,(15) чем в нас,(16) восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

 

4)      Уж эта мне Азия! что люди, что речки —(17) никак нельзя положиться! (штабс-капитан Максим Максимыч)

 

5)      Слава —(18) удача, (19)и чтоб добиться ее,(20) надо только быть ловким.

 

Задания:

 

1.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

2.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

3.Выпишите цифры, обозначающие знаки  между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.

 

4.Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах

 

5.Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных оборотах

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates