Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Комплексный анализ текста. Лексика.

1 вариант

 

Перепишите текст, вставив пропущенные буквы.

 В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за к..торой я так прославился в школе, я выш..л из дому позже обыч(?)ного.

Я выскочил из дому и понесся сл..мя голову по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улиц.. нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты (не) попадешь под ноги, и никто не толка..т тебя в спину, и тачек мало. И даже в воздухе еще (не)пахн..т бензином.

 Я прибежал, как всегда, ровно за пять минут до звонка.

 Вл..тел в класс и вдруг увид..л: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она.

 Пацан обыкн..венный, а девч..нка рыжая-рыжая. Сидят и мило беседуют.

 Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляют(?)ся новенькие, потому(что) они пришли неизвестно откуда, и это инт..ресно.

 Иду прямо к своему месту, а глаза влево, влево – на нович(?)ков.

 

(В.Железников)

 

  1. Определите стиль речи данного текста.
  2. Определите тип речи данного текста.
  3. Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова.
  4. Выпишите из текста 3-4 заимствованных слова.
  5. Выпишите из текста фразеологизм, подберите к нему синоним.
  6. Выпишите из текста жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами.
  7. Составьте советы пятикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».

 2 вариант

 

Перепишите текст, вставив пропущенные буквы.

 

День ветреный. По Дону волны идут с белыми барашками, бьют(?)ся о борт5. Берега навстречу плывут знакомые, родные. Слев.. высокие х..лмы встают один за другим, кручами обрываясь к воде. Зеленые х..лмы, поросшие дубком, вязом, дикой яблоней, грушей, нарядным татарским кленом, по-нашему – паклинком. Он словно невестит(?)ся: весь – в розовых сережках. На кручах деревья узловаты, приземисты. Вечный ветер в их кронах. Меж холмов деревья растут в..льготней. Они стройнее и выше. Белесый осокорь, душистая в цвету липа. Ниже их – густые, порой непр..лазные зар..сли ш..повника...

 На воде – волна за волной. Вск..пают на гребнях белые барашки. Солнце порой прячет(?)ся в обл..ках, потом снова гл..дит.

 Редкий хутор выход..т к воде домами: обычно жилье ставили выше, чтобы весной не топило. Но и на бугры не лезли, там – вечный ветер. Устраивались под горою, в затишк..; тянулись дома д..линою, словно в ладонях х..лмов, прикрывались от вечных ветров тополевым займищем. (Б.Екимов)

 

  1. Определите стиль речи данного текста.
  2. Определите тип речи данного текста.
  3. Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова.
  4. Выпишите из текста  2-3 заимствованных слова.
  5. К какому разряду лексики можно отнести слова: кручи, паклинок, займище. Подберите к ним синонимии.
  6. Выпишите из текста профессионализмы. В какой профессии их используют?
  7. Составьте советы пятикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».

 

  3 вариант

 

Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

 

В народе о ней давно идет худая молва: Осина не древ..сина. На мебель она не годит(?)ся, потому(что) отлича..тся непрочностью. И лесоводы разводят руками: только выруб..т осины, чтобы хорошо р..сли другие деревья, а у них через год появля..тся десять дочек.

Но и на это дерево есть спрос. В прежние времена тонко наколотыми пластинами крыли крыши. Такими пластинами п..крывали даже купола ц..рквей. Х..зяйки клали осиновое полешко в кадушку с квашеной  капустой и она не прокисала.

Использу..тся осина и для производства спичек. Ее древесина хорошо расщепляя..тся на ровные тонкие палочки, которые легко воспламеняют(?)ся горят ровным пламенем не к..птят. До сих пор осина счита..тся лучшим деревом для производства спичек.

 

  1. Определите стиль речи данного текста.
  2. Определите тип речи данного текста.
  3. Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова.
  4. Выпишите из текста 3-4 заимствованных слова.
  5. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
  6. Выпишите из текста профессионализмы. В какой профессии их используют?
  7. Найдите в тексте фразеологизм, запишите к нему синоним.
  8. Составьте советы пятикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates