Главное меню
Комплексный анализ текста. Лексика.
- Подробности
- Категория: Лексика
1 вариант
Перепишите текст, вставив пропущенные буквы.
В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за к..торой я так прославился в школе, я выш..л из дому позже обыч(?)ного.
Я выскочил из дому и понесся сл..мя голову по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улиц.. нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты (не) попадешь под ноги, и никто не толка..т тебя в спину, и тачек мало. И даже в воздухе еще (не)пахн..т бензином.
Я прибежал, как всегда, ровно за пять минут до звонка.
Вл..тел в класс и вдруг увид..л: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она.
Пацан обыкн..венный, а девч..нка рыжая-рыжая. Сидят и мило беседуют.
Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляют(?)ся новенькие, потому(что) они пришли неизвестно откуда, и это инт..ресно.
Иду прямо к своему месту, а глаза влево, влево – на нович(?)ков.
(В.Железников)
- Определите стиль речи данного текста.
- Определите тип речи данного текста.
- Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова.
- Выпишите из текста 3-4 заимствованных слова.
- Выпишите из текста фразеологизм, подберите к нему синоним.
- Выпишите из текста жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами.
- Составьте советы пятикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».
2 вариант
Перепишите текст, вставив пропущенные буквы.
День ветреный. По Дону волны идут с белыми барашками, бьют(?)ся о борт5. Берега навстречу плывут знакомые, родные. Слев.. высокие х..лмы встают один за другим, кручами обрываясь к воде. Зеленые х..лмы, поросшие дубком, вязом, дикой яблоней, грушей, нарядным татарским кленом, по-нашему – паклинком. Он словно невестит(?)ся: весь – в розовых сережках. На кручах деревья узловаты, приземисты. Вечный ветер в их кронах. Меж холмов деревья растут в..льготней. Они стройнее и выше. Белесый осокорь, душистая в цвету липа. Ниже их – густые, порой непр..лазные зар..сли ш..повника...
На воде – волна за волной. Вск..пают на гребнях белые барашки. Солнце порой прячет(?)ся в обл..ках, потом снова гл..дит.
Редкий хутор выход..т к воде домами: обычно жилье ставили выше, чтобы весной не топило. Но и на бугры не лезли, там – вечный ветер. Устраивались под горою, в затишк..; тянулись дома д..линою, словно в ладонях х..лмов, прикрывались от вечных ветров тополевым займищем. (Б.Екимов)
- Определите стиль речи данного текста.
- Определите тип речи данного текста.
- Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова.
- Выпишите из текста 2-3 заимствованных слова.
- К какому разряду лексики можно отнести слова: кручи, паклинок, займище. Подберите к ним синонимии.
- Выпишите из текста профессионализмы. В какой профессии их используют?
- Составьте советы пятикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».
3 вариант
Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
В народе о ней давно идет худая молва: Осина не древ..сина. На мебель она не годит(?)ся, потому(что) отлича..тся непрочностью. И лесоводы разводят руками: только выруб..т осины, чтобы хорошо р..сли другие деревья, а у них через год появля..тся десять дочек.
Но и на это дерево есть спрос. В прежние времена тонко наколотыми пластинами крыли крыши. Такими пластинами п..крывали даже купола ц..рквей. Х..зяйки клали осиновое полешко в кадушку с квашеной капустой и она не прокисала.
Использу..тся осина и для производства спичек. Ее древесина хорошо расщепляя..тся на ровные тонкие палочки, которые легко воспламеняют(?)ся горят ровным пламенем не к..птят. До сих пор осина счита..тся лучшим деревом для производства спичек.
- Определите стиль речи данного текста.
- Определите тип речи данного текста.
- Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова.
- Выпишите из текста 3-4 заимствованных слова.
- Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
- Выпишите из текста профессионализмы. В какой профессии их используют?
- Найдите в тексте фразеологизм, запишите к нему синоним.
- Составьте советы пятикласснику, только начинающему изучать раздел «Лексика и фразеология».