Главное меню
Бессоюзные сложные предложения. Дидактический материал
- Подробности
- Категория: 9 класс
Тестовые задания
Вариант №1
1. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.
а) отношения перечисления
б) отношения условия
в) отношения причины
г) отношения пояснения
2. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.
а) отношения перечисления
б) сопоставительные отношения
в) отношения причины
г) отношения пояснения
3. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Лето припасает — зима поедает.
а) отношения перечисления
б) отношения условия
в) сопоставительные отношения
г) отношения пояснения
4. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?
Он шел рядом: таков был долг адъютанта.
а) изъяснительные отношения
б) отношения условия
в) отношения причины
г) отношения перечисления
5. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.
6. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
в) Ширь даль зелень.
г) Не хватит света факел сердца выну.
7. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.
8. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
а) Вторая часть дополняет содержание первой.
б) Вторая часть поясняет первую.
в) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
г) Вторая часть противопоставляется первой.
9. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
а) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
б) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
в) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
г) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
10. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.
а) тире
б) двоеточие
в) точка с запятой
г) запятая
Вариант №2
«Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях»
Как объяснить постановку двоеточия или тире в данных предложениях?
1)Перерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота было долго рукой махать.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2)Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два - на зоне, один - внутри лагеря.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
3)Разных порядков с обувью нагляделся Шухов за восемь
лет сидки: бывало, и вовсе без валенок зиму перехаживали, бывало, и ботинок тех не видали, только лапти да ЧТЗ (из резины обутка, след автомобильный).
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
4)И еще надо было перед столовой надзирателям не попасться: был приказ начальника лагеря строгий - одиночек отставших ловить и сажать в карцер.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Несколько частей бессоюзного сложного предложения разъясняют, раскрывают содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
5)Самое сытное время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
6)Осмотрел он (Шухов) все стены – ничего из них не нашёл.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
7)Теперь вот грозится: заболеть бы недельки на 2, на 3, не насмерть и без операции, но чтобы в больничку положили.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Слова автора стоят перед чужой речью.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
8)Ухайдакался бы сам на каменной кладке – небось бы тихо сидел.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
9)Бригадиру сала много надо: и в ППЧ нести и свое брюхо утолакивать.
1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
10)Я оказался квартирантом выгодным: сверх платы сулила школа за меня еще машину торфа на зиму.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
11)Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала, и ветрами студеными выдувало из неё печное грево не сразу…
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
12)Солнце уже западало за здания корпусов, и в приёмный покой (до него осталась сотня шагов) надо было поспешить: в клиниках никогда не было легко с местами.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вариант №3
1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.
2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
в) Ширь даль зелень.
г) Не хватит света факел сердца выну.
3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.
4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
а) Вторая часть дополняет содержание первой.
б) Вторая часть поясняет первую.
в) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
г) Вторая часть противопоставляется первой.
5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
а) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
б) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
в) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
г) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.
а) тире
б) двоеточие
в) точка с запятой
г) запятая
7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
б) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
в) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
г) Не хочешь отвечать — я скажу.
8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
б) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
в) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
г) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.
9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
б) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
в) Я знаю: вы не осудите меня.
г) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.