Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

СПП с придаточными обстоятельственными.

Тест по теме

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

http://videotutor-rusyaz.ru

 
1. Задайте вопрос от главной части предложения к придаточной. Определите вид придаточной, назвав главное средство связи и соответствующее ему слово.

Дочеховская «фабульная» литература начиналась там, где кончалась будничная жизнь (М. Громов).

1) Вопрос где? задается от всей главной части предложения; придаточная часть места присоединяется к главной союзным словом где, в главной части ему соответствует указательное слово там. 
2) Вопрос где? задается от сказуемого в главной части предложения; придаточная часть места присоединяется к главной союзным словом где, в главной части ему соответствует указательное слово там.


2. Определите вид придаточной части. Выделите союз, укажите оттенки отношений.

Когда кипит морская гладь, 
Корабль в плачевном состоянье (С. Есенин).

1) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом когда; в предложении выражены отношения одновременности. 
2) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом когда; в предложении выражены отношения разновременности.


3. Определите вид придаточной части, выделив главное средство связи главной и придаточной частей и указав оттенки отношений.

Как только вошел француз своей прыгающей походкой, с насмешливым взглядом, обе сестры взбили локоны и улыбнулись (Ю. Тынянов).

1) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом как только. 
2) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом как только, имеющим значение подчеркнуто близкого следования; значение следования выражается также сказуемыми — глаголами совершенного вида.


4. Проанализируйте временные отношения в сложноподчиненном предложении. Установите средства выражения этих отношений.

Так он раздумывал и поглядывал по сторонам, покуда за горкой не показался большой репьёвский сад... (А. Н. Толстой).

1) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом покуда не; действие главной части предшествует действию придаточной части; это значение разновременности передается союзом и соотношением видо-временных форм глаголов раздумывал, поглядывал — несовершенный вид, показался — совершенный вид. 
2) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом покуда не; выражаются одновременные события.


5. Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения временного типа. Выделите союз, укажите выражаемые им временные отношения.

Лишь только один я останусь с собою, 
Меня голоса призывают толпою (А. К. Толстой).

1) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом лишь только; выражаются отношения полной одновременности. 
2) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом лишь только; выражаются отношения разновременности. 
3) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом лишь только; выражаются отношения частичной одновременности.


6. Определите вид придаточной части; назовите, в какой части излагается следствие, а в какой — причина.

Непростая задача — выбрать лучшие из многотысячного собрания античных резных камней Эрмитажа, поскольку каждая из гемм являет собой маленький шедевр (Л. Воронихина).

1) В главной части излагается следствие, а в придаточной — причина; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку. 
2) В главной части излагается причина, а в придаточной — следствие; придаточная часть следствия.


7. Определите вид придаточной части; назовите главное средство связи частей.

Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле (А. Чехов).

1) В главной части излагается следствие, а в придаточной — причина; придаточная часть причины. 
2) В главной части излагается причина, а в придаточной — следствие; придаточная часть следствия присоединяется к главной части семантическим союзом следствия так что.


8. Определите вид придаточной части; укажите, к чему относится придаточная часть и как она присоединяется к главной части.

1) Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня (Н. Заболоцкий). 
2) Ведь куда ни кинешь око, 
Всюду праздник, всюду лето (Н. Заболоцкий).

А. Придаточная уступительная часть относится ко всей главной части и присоединяется к ней союзным словом с усилительной частицей ни. 
Б. Придаточная уступительная часть присоединяется ко всей главной части семантическим уступительным союзом. 
В. Придаточная сравнительная часть относится ко всей главной части и присоединяется к ней союзом чем — тем. 
Г. Придаточная сравнительная часть присоединяется к слову в главной части союзом чем — тем.


9. Определите вид придаточной части; установите разновидность найденных отношений.

Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чище-ния зубов, то через черный ход можно удрать во двор (А. Н. Толстой).

1) Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если — то; реальное условие выражается глаголом в форме изъявительного наклонения. 
2) Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если — то; нереальное условие выражается глаголом в форме повелительного или сослагательного (условного) наклонения. 
3) Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если — то; потенциальное условие выражается неопределенной формой глагола.


10. Каким средством связи присоединяется придаточная часть к главной?

Дедилъ считал себя знатоком географии, хотя в путешествия ездить не любил (О. Орлов).

1) Придаточная уступительная часть присоединяется к главной части посредством семантического уступительного союза хотя. 
2) Придаточная уступительная часть присоединяется к главной части посредством союзного слова с усилительной частицей.


11. Определите вид придаточного в предложении: Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев.

1) придаточное уступки;       
2) придаточное условия; 
3) придаточное цели;            
4) придаточное сравнения.


12. Найдите предложение с придаточным времени:

1) Это произошло в то лето, когда мы приехали в Саратов.
2) Он не сказал, когда приходить.
3) Нехорошо видеть человека, когда он плачет.


13. Найдите предложение с придаточным места:

1) Мой дом везде, где есть небесный свод.
2) Умолк аул, где беззаботно недавно слушали певца..
3) Том знал, где находятся сокровища.


14. К какому виду относится придаточное в предложении  Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

1) придаточное причины;
2) придаточное времени;
3) придаточное условия;
4) придаточное цели


15. Найдите предложение с придаточным причины:

1) Детство бывает счастливым, если ребенок окружен заботой и любовью.
2) Зная его характер, я не удивился его поступку.
3) Чичиков только улыбался, подлетывая слегка на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду.


16. Определите вид придаточного в предложении:  Свет остается светом, хотя слепой и не видит его.

1) придаточное условия; 
2) придаточное уступки;
3) придаточное сравнения; 
4) придаточное причины


17. Найдите предложение с придаточным сравнительным.

1) Звездное небо, как гигантская чаша, опрокинулось надо мной.
2) Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.
3) Посмотри, милый друг, как прекрасна земля на рассвете.


18. Определите вид придаточного в предложении: А туман до того затопляет окрестности, что хоть лодку бери и плыви по нему.

1) придаточное определительное; 
2) придаточное изъяснительное;
3) придаточное меры и степени;
4)  придаточное сравнения


19. Какое предложение соответствует схеме:
 [ Существительное ( союзное слово   ) ], - знаки препинания в схеме не расставлены

1) Он дал слово, что никогда больше так не поступит. 
2) Слово, что прозвучало  вслед, показалось мне оскорбительным.
3) Слова эти сказал он, когда мы прощались.


20. Определите верную схему разбора предложения (знаки препинания не расставлены): Вчера я шел по зале освещенной где так давно встречались мы с тобой.

1) [глагол ], ( где    ). 
2) [существительное ], ( где  ).
3) [      ] , ( где  ).

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates