Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Синтаксис и пунктуация. Дидактические материалы

9 класс. СПП: конструирование предложений

  1. Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями. Земледелец трудится. (изъяснительное)
  2. Так было в давние времена. Земледелец   ш_л  сеять зерно с лукошком.(определительное)
  3. Так есть т_перь. Земледелец ед_т по полю на трактор_ .(времени)
  4. Земл_дел_ц — человек. Земледелец  дела_т землю удобной для жизни. (определительное)
  5. Солома была гн_лая и рыхлая. Волчиха едва (не)пров_лилась.(следствия)
  6. Она пос_лилась (в)комнатке. Всё просв_тлело (в)доме.(времени)
  7. Лодка билась (о)сваи. Мол заг_раживал её от большой зыби.(уступительное)
  8. Потом я слышал.  На те(р, рр)а(с, сс)е пили чай.(изъяснительное)
  9. Маша  друж_любно и крепко стиснула его руку.   Сер(?)це у него з_билось от радсти. (образа действия)
  10. Сохр_нить тайну от врагов. Сохр_ни её от друзей.(условие)
  11. У самой тр_пинки р_сли огромные лесные колокольчики. Нам не пр_шлось и_ти за цветами в_ глубь леса.(следствие)
  12. Мы не просидели и четверти часа. Сторож попросил выйти на улицу.(причина)

 9 класс. СПП : смысловые отношения

 Вставить из слов для справок подходящий по смыслу союз:

Слова для справок

Сочинительные союзы

  1. Страшно выли провода на столбах __громыхали от ветра вывески.
  2. Это все ожидали ___настроение было испорчено
  3. Мы с сестрой плакали___ мать плакала
  4. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей ___ Львович более хладный и жестокий негодовал.
  5. __не видно нигде следов роскоши __самые комнаты были пусты.
  6. ___ чума меня подцепит ___ мороз окостенит ___ шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид.
  7. Степан Степанович ___ не доволен чем-то ___ он чем-то обижен.
  8. Отец не хотел его брать с собой __ Надежда Осиповна навязывала .
  9. __ она никого не тронет __ её никто не тронет.
  10. ___ длинный сук её за шею зацепит вдруг __ из ушей златые серьги вырвет силой __ в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок __ выронит она платок...  
  11. Искусство ноша на плечах ___ как мы поэты ценим жизнь в мимолётных мелочах!  
  12. Она мне нравилась всё больше и больше я по-видимому ____был симпатичен ей
  13. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен ______ он замечательный человек

 

соединительные

ДА=И

ТАКЖЕ=И

ТОЖЕ =И

противительные

ДА=НО

ЖЕ =А

ОДНАКО=НО

разделительные

НЕ ТОЛЬКО… НО И

ИЛИ(ИЛЬ)

НЕ ТО-НЕ ТО

НИ-НИ

ТО-ТО

9 класс: простое-сложное, грамматическая основа, типы сказуемых

Расставить знаки препинания

Простое (1)или сложное(2)

  1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь .
  2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки.
  3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить.
  4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня.
  5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла.
  6. Я тогда не здесь а у бабушки жил.
  7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.
  8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места.
  9. Парнишка упал однако не был убит.
  10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще.
  11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда.
  12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи.

 

 

 

 

Задания: Ответы
  1. Выписать подлежащее.(№1)
 
  1. Выписать сказуемые.(№2)
 
  1. Выписать составное глагольное сказуемое(№3)
 
  1. Выписать составное именное сказуемое (№4)
 
  1. Выписать первую грамматическую основу (№8)
 
  1. Выписать первую грамматическую основу (№10)
 
  1. Выписать грамматическую основу (№12)
 

 Предложения для пунктуационного анализа. ОГЭ

  1. Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.
  2. Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.
  3. Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
  4. По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
  5. Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная.
  6. Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.
  7. Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...
  8. Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.
  9. Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).
  10. Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.
  11. Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.
  12. Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему от шума мегаполиса (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.
  13. Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
  14. XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.
  15. Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.
  16. Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.
  17. Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I.
  18. В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.
  19. Петродворец располагается в 30 км от Петербурга (1) и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны (2) и (3) пожалуй (4) всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве (5) как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца (6) от других дворцово-парковых ансамблей (7) являются десятки разнообразных фонтанов (8) входящих в потрясающий по красоте комплекс.
  20. Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении»
  21. Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
  22. Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
  23. Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.
  24. Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
  25. Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.
  26. Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
 Есть ошибка? Исправляй! Синтаксические ошибки.
 1) Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился. 
2) Сегодня я наблюдал, как не выпускавшая синица-гаечка червяка присела на сучок отдохнуть.
 3) Возвращаясь с прогулки, дождь помешал нам подольше погулять по осеннему парку.
 4) Находясь на эскалаторе метро, Наташе вдруг стало как-то не по себе.
 5) Глядя на символ Олимпийских игр, возникает гордость за наших спортсменов-победителей.
 6) Пушкин тоже увлекался этими яркими личностями: в стихотворении «К морю» именно Байрона и Наполеона вспоминает он, прощаясь с морем.
 7) Совершая огромные перелёты, непонятно, как птицы находят дорогу.
 8) Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою.
 9)  Готовясь к экзамену, требуется много времени.
 10) Используя одни и те же слова для выражения своих мыслей, получаются похожие друг на друга фразы.
 11) Разные поколения, разные люди находили в «Сикстинской мадонне» что-то своё, однако все единодушно не только видели в картине совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.
 12) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
 13) Всё говорило о том, что дом этот ждёт новосёлов: и золотая чешуя деревянной крыши, и лакированная чернота не занавешенных пока окон.
 14) Я знал на русском Севере крестьян, соблюдающих удивительную чистоту в своих домах и которые были по-настоящему интеллигентны, умели ценить хорошие песни, с пониманием относились к чужому горю.
 15) В ботаническом саду можно увидеть и самые обычные лекарственные растения средней полосы: зверобой, валериану, душицу, пустырник и многие другие.
 16) Под сухой круглой кочкой, покрытой бурой травой, я нашёл гнездо куропатки.
 17) На соседней кочке сидел белоснежный самец-петушок, отчётливо выделяемый на буром фоне тундры.
 18) У края шоссе из-за сильного ветра припадали к земле серая трава и выцветшие васильки под палящим солнцем.
 19) Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами.
 20) Очарованием пропитаны розовое небо на северо-западе, и пурпурные контуры дальних туч, вздымающиеся за горизонтом, и жемчужные чешуйки лёгких облаков.
9-11. Пунктуация в простых и сложных предложениях
ВАРИАНТ 1
 

1. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Ра­бо­та шла быст­ро и ве­се­ло и была во­вре­мя за­кон­че­на.

 2) Всю ночь чи­та­ет не­бы­ли­цы и вот плоды от этих книг.

 3) Мне жаль с тобой рас­стать­ся и о тебе вспо­ми­нать хо­те­лось бы хо­ро­шо

 4) А годы шли быст­ро и не­слыш­но и уно­си­ли с собой эти вос­по­ми­на­ния.

 5) Ало­гич­ность со­еди­не­ния слов создаёт осо­бый пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект и при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля

 2. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

 1) Ни­ко­го из со­труд­ни­ков в офисе не ока­за­лось и сту­ден­ты и ро­ди­те­ли ожи­да­ли в фойе.

 2) Наш поезд оста­нав­ли­вал­ся как на боль­ших так и на ма­лень­ких стан­ци­ях.

 3) По­пут­чик не рас­слы­шал ска­зан­ное или пре­небрёг моим намёком.

 4) А годы шли быст­ро и не­слыш­но и уно­си­ли с собой эти вос­по­ми­на­ния.

 5)Же­стян­щи­ки долж­ны знать устрой­ство стан­ков и при­спо­соб­ле­ний для об­ра­бот­ки ли­сто­во­го ме­тал­ла и уметь ра­бо­тать на них.

 3. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Твор­че­ство Есе­ни­на опре­де­ля­ет­ся не толь­ко тра­ди­ци­я­ми «зо­ло­то­го века» но и вли­я­ни­ем но­во­го по­э­ти­че­ско­го мыш­ле­ния.

 2) Мы те­перь знаем бло­ков­скую су­мрач­ную зиму и есе­нин­ское зим­нее пред­чув­ствие не­из­беж­но­го воз­рож­де­ния и осо­бую ли­рич­ность тур­ге­нев­ской зимы.

 3) Ста­рик все­гда был весел и все­гда го­во­рил шу­точ­ка­ми и при­ба­у­точ­ка­ми.

 4) Надо было очи­щать тер­ри­то­рию от му­со­ра либо от­прав­лять­ся на по­ис­ки дру­го­го места для при­ва­ла.

 5) Слыш­но было толь­ко мер­ное ды­ха­ние спя­щих да треск го­ря­щих су­чьев и скоро все тре­во­ги дня мед­лен­но рас­тво­ри­лись в без­мя­теж­ной ночи.

 4. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1)Чи­би­сы то кри­ча­ли то молча пе­ре­бе­га­ли по коч­кам.

 2)В лесу еще снег лежит не­тро­ну­тый и де­ре­вья стоят в снеж­ном плену.

 3)Ху­дож­ник был увле­чен не толь­ко кра­со­той от­крыв­ше­го­ся перед ним вида но и раз­но­об­ра­зи­ем при­род­ных форм.

 4)Ис­сле­до­ва­ние ха­рак­те­ра «под­ле­ца» идёт у Го­го­ля по линии мо­раль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской и до­пол­ня­ет­ся ссыл­ка­ми на лич­ные ка­че­ства Чи­чи­ко­ва и об­сто­я­тель­ства вос­пи­та­ния и среды.

 5)Особо от­ли­чив­шим­ся сто­ля­рам и то­ка­рям вру­че­ны де­неж­ные пре­мии и гра­мо­ты.

 5. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Подул ве­те­рок с за­ре­чья и сразу стало свежо.

 2) Среди ре­мес­лен­ни­ков были ткачи и ору­жей­ные ма­сте­ра и рез­чи­ки по кости.

 3) Мощ­ная «шуба» во­круг нашей пла­не­ты со­сто­ит из сво­бод­ных про­то­нов и элек­тро­нов и раз­де­ле­на на два пояса.

 4) Дела да слу­чаи со­всем за­му­чи­ли.

 5)Лес­ная пу­та­ни­ца тро­пи­нок окон­чи­лась и от­крыл­ся ве­ли­кий про­стор.

 ВАРИАНТ 2

 

6. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Кер­же­нец по­ра­зил нас своей тихой за­дум­чи­вой и су­мрач­ной кра­со­той.

 2) Де­воч­ка была смер­тель­но боль­на и ее лу­ка­вые серые глаза по­гас­ли.

 3) Ста­рый замок ра­душ­но при­ни­мал и по­кры­вал и пе­ре­кат­ную голь и си­рот­ли­вых ста­ру­шек и без­род­ных бро­дяг.

 4) Немец-управ­ля­ю­щий о хи­ще­ни­ях на фаб­ри­ке не знал или знать этого не желал.

 5) Лишь не­боль­шой ис­пан­ский сто­ро­же­вой катер да мир­ные ры­ба­чьи суда сно­ва­ли по морю.

 7. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

 2) Боль­ше я ни­че­го не слы­шал так как не­за­мет­но для себя уснул.

 3) Он подошёл к окну и уви­дел одни трубы да крыши.

 4) Хо­ро­шо бы в нашем музее когда-ни­будь уви­деть кар­ти­ны Рем­бранд­та или Ти­ци­а­на.

 5) Мно­гие из участ­ни­ков ли­те­ра­тур­но­го об­ще­ства «Бе­се­да» были по­сле­до­ва­тель­ны­ми клас­си­ци­ста­ми и не­ко­то­рые из них до­ве­ли до со­вер­шен­ства тра­ди­ци­он­ные клас­си­ци­сти­че­ские жанры.

 8. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Цели аст­ро­ло­гов и ал­хи­ми­ков были фан­та­стич­ны но их на­блю­де­ния и опыты спо­соб­ство­ва­ли на­коп­ле­нию зна­ний как по аст­ро­но­мии так и по химии.

 2) В XII веке жи­во­пис­цы пи­са­ли кар­ти­ны крас­ка­ми или тушью на шёлко­вых или бу­маж­ных свит­ках.

 3) На улице весь де­кабрь то снег то дождь...

 4) Корабль имел три мачты с пря­мы­ми и ко­сы­ми па­ру­са­ми и мог дви­гать­ся в нуж­ном на­прав­ле­нии даже при встреч­ном ветре.

 5) Серые тучи об­лек­ли все небо и хо­лод­ный свет осен­не­го дня скупо се­ял­ся сквозь них.

 9. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Из ли­сто­во­го ме­тал­ла де­ла­ют кор­пу­са машин и при­бо­ров и по­су­ду.

 2) Же­стян­щи­ки долж­ны знать устрой­ство раз­лич­ных стан­ков и при­спо­соб­ле­ний для об­ра­бот­ки ли­сто­во­го ме­тал­ла и уметь ра­бо­тать на них.

 3) Сто­ляр­ный клей вы­пус­ка­ют в виде зёрен или твёрдых пли­ток с бле­стя­щей по­верх­но­стью.

 4) Мы долго не ло­жи­лись спать и лю­бо­ва­лись то небом то морем.

 5) Го­ро­док по­нра­вил­ся мне своим рас­по­ло­же­ни­ем и я часто ходил по на­бе­реж­ной вдоль ве­ли­ча­вой реки.

 10. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Ра­бо­та шла быст­ро и ве­се­ло и была во­вре­мя за­кон­че­на.

 2) При­ча­стия спо­соб­ны как об­раз­но опи­сать пред­мет или яв­ле­ние так и пред­ста­вить его при­знак в ди­на­ми­ке.

 3) Ало­гич­ность со­еди­не­ния слов создаёт осо­бый пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект и при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля и уси­ли­ва­ет об­раз­ность.

 4) Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

 5) До­воль­но скоро он об­жил­ся в этом рай­о­не да по­дру­жил­ся с со­се­дя­ми.

ВАРИАНТ 3

 11. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) На­ста­ло утро и зо­ло­тые блики мо­ло­до­го солн­ца за­пля­са­ли на едва за­мет­ных вол­нах спо­кой­но­го моря.

 2) Ста­рый то­ва­рищ при­гла­сил меня к себе по­го­стить и мне впер­вые до­ве­лось по­бы­вать в вер­хо­вьях Волги.

 3) Бе­реж­но вынул он из па­зу­хи баш­ма­ки и снова изу­мил­ся до­ро­гой ра­бо­те и чуд­но­му про­ис­ше­ствию про­шлой ночи.

 4) Через не­сколь­ко часов он по­ки­нет дом и хутор и по­едет куда-то на юг.

 5) Ост­ров­ки мать-и-ма­че­хи и по­лы­ни и жид­кие ку­сти­ки жёлтого дон­ни­ка ожив­ля­ли склон овра­га.

 12. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Из ли­сто­во­го ме­тал­ла де­ла­ют и кор­пу­са машин и при­бо­ры и по­су­ду.

 2) Же­стян­щи­ки долж­ны знать устрой­ство раз­лич­ных стан­ков и при­спо­соб­ле­ний для об­ра­бот­ки ли­сто­во­го ме­тал­ла и уметь ра­бо­тать на них.

 3) Сто­ляр­ный клей вы­пус­ка­ют в виде зёрен или твёрдых пли­ток с бле­стя­щей по­верх­но­стью.

 4) Мы долго не ло­жи­лись спать и лю­бо­ва­лись то небом то морем.

 5) Тучи стали чер­неть за го­ра­ми и толь­ко яр­ки­ми лу­ча­ми бли­ста­ло солн­це.

 13. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Не­ко­то­рые ак­ва­рель­ные про­из­ве­де­ния от­но­сят­ся как к жи­во­пи­си так и к гра­фи­ке.

 2) Океан слов­но замер и ро­ко­чет тихо и вкрад­чи­во.

 3) От­ве­ты вы мо­же­те дать или в уст­ной или пись­мен­ной форме.

 4) Арбуз и спел и са­ха­рист и очень вку­сен.

 5) Со сто­ро­ны улицы у шта­кет­ни­ка стоял пыш­ный баг­ря­ный клён и ронял свои ли­стья в ма­лень­кий садик.

 14. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Яркая мол­ния передёрнула небо и я уви­дел над окном дым­ный об­лач­ный вал.

 2) Иде­аль­ный дво­ря­нин дол­жен был по­хо­дить на героя ры­цар­ских ро­ма­нов и на пер­со­на­жа ан­тич­ной ис­то­рии и на хри­сти­ан­ско­го про­по­вед­ни­ка.

 3) Пре­по­да­ва­тель ри­со­ва­ния об­ра­тил вни­ма­ние на спо­соб­но­сти и склон­но­сти маль­чи­ка и убе­дил ро­ди­те­лей от­дать ребёнка в учи­ли­ще жи­во­пи­си.

 4) Дач­ни­ки ле­ни­во гу­ля­ют под зон­ти­ка­ми или сидят в тени де­ре­вьев.

 5) Ан­тич­ность в Гре­ции пред­ста­ла перед В.А. Се­ро­вым в её чи­стом виде и ху­дож­ник вос­при­нял эту стра­ну как ре­а­ли­зо­ван­ную мечту о боль­шом ис­кус­стве.

 15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 1) Вы­хо­дит лето из весны и в осень позд­нюю ухо­дит.

 2) В го­ло­ве шу­ме­ло не то от воя и сви­ста бури не то от ра­дост­но­го вол­не­ния.

 3) Мы ви­де­ли не­сколь­ко де­ре­вьев вдали да бе­гу­щие по влаж­ной траве тени го­ни­мых вет­ром туч.

 4) Слу­шай ти­ши­ну и тогда осень лес­ная по­ка­жет тебе все свои бо­гат­ства.

 5) Для про­вер­ки пра­во­пи­са­ния без­удар­ной глас­ной корня надо из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное.

8 класс. Главные и второстепенные члены предложения

 

       I.            Выполните задания:

 

  1. Диковинными башнями громоздились на той стороне неясные лозняки ветлы. (Носов Е.)
  2. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (Сент-Экзюпери А.)
  3. За ней следило несколько человеческих глаз. (Астафьев В.)
  4. Мнеочень хотелось ему как-нибудь помочь. (Пантелеев Л.)
  5. За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. (Лиханов А.)
  6. Как-то летом Лёвкапримостившись на заборе, помахал рукой Серёже. (Осеева В.)
  7. Теперь у меня появились деньги. (Распутин В.)
  8. Я остолбенел от такого предательства. (Распутин В.)
  9. Она нарочновызвала меня к доске и заставила читать французский текст.(Распутин В.)

 

10. Под лестницей было темно, я вылез обратно и, воровато озираясь, поставил ящик на ближний подоконник. (Рпспутин В.)

 

11. Емумучительно захотелось дотронуться до собаки, провести рукой по её блестящей чёрной шерсти. (Яковлев Ю.)

 

Подлежащее

 

Составное глагольное сказуемое

 

Составное именное сказуемое

 

Прямое дополнение

 

Косвенное дополнение

 

Согласованное определение

 

Несогласованное определение

 

Обстоятельство причины

 

Обстоятельство образа действия

 

Обстоятельство цели

 

 

 9 класс. ССП в сочетании с другими пунктограммами. Практикум

 

Знаки препинания в ССП

 

  1. Беспокойство князя возр_стало и он бродил по парку рассея_о смотря кругом себя.
  2. Этим предпочтением он мог нанести укол влас_ным монархам и от этого у него прошла хандра за_то она слишком резко уступила место не_терпению составлявшему самую сильную черту характера герцога.
  3. Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и при_том базар очень завозной и дешёвый.
  4. Это была слава но всё это было опас_но утомительно а для него самого по его мнению всё это было не_нужно и вредно.
  5. Он бы  конечно  возмутился однако на его возмущение н_кто бы н_ откликнулся
  6. У него осунулось лицо и от_желели веки опустившись на выпуклые глаза полу_закрывая их.
  7. На воде гладкой как зеркало изредк_ ходили круги да вздраг_вали речные лилии потревоженные весёлой рыбой.
  8. Скоро весь сад согретый солнцем обласка_ый ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запуще_ый сад в это утро казался таким молодым нарядным
  9. Стоя под парами тяжёлые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рождённом ими чуд_тся насмешл_вая нота пр_зрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам.
  10. Иногда т_нулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля ове_нные морским воздухом или попадалась на_встречу пара волов в ярме вл_чивших тяжёлую повозку на скрипучих колесах в сопровождени_ поселян в широких войлочных шляпах.
  11. Не чу_ствовалось даже слабого ветерка  а листья лип вороч_лись на черенках подставляя солнцу то лицо то рубашку.
  12. Глубоко в_низу на мостовой грохотали экипажи к_завшиеся маленькими и странными животными тр_туары бл_стели после дождя и в лужах колебались отр_жения уличных фонарей.
  13. Всю ночь шёл тёплый летний дождь а к утру в воздухе было свежо и сильно пахло с_ренью и хотелось скорее выбежать в сад да к сожалению нужно было соб_раться на экзамены.
  14. Мы шли в сторону моря и пляжа и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью и словно норовящем упасть в бездну и и_чезнуть бесследно.
  15. Дубовые и берёзовые рощи и хвойные и лиственные леса в_низу и по краям г_ризонта уже тонули в сум_рках и в тумане и только верх кургана освещался красными лучами заходящего солнца.
  16. Идти было очень трудно и приходилось Ольге стоять закрыв глаза и пр_слонившись спиной к стволу дерева или Елене пр_саживаться на сугроб и отдыхать чу_ствуя биение пульса в венах.
  17. По обеим сторонам дороги кое_где из _под снега выгляд_вали кустарники но ни один сухой листочек не ш_велился и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы не_ровное позвякивание русского колокольчика.

 

 

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates