Главное меню
Синтаксис и пунктуация. Дидактические материалы
- Подробности
- Категория: Материалы к урокам по русскому языку
9 класс. СПП: конструирование предложений
- Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями. Земледелец трудится. (изъяснительное)
- Так было в давние времена. Земледелец ш_л сеять зерно с лукошком.(определительное)
- Так есть т_перь. Земледелец ед_т по полю на трактор_ .(времени)
- Земл_дел_ц — человек. Земледелец дела_т землю удобной для жизни. (определительное)
- Солома была гн_лая и рыхлая. Волчиха едва (не)пров_лилась.(следствия)
- Она пос_лилась (в)комнатке. Всё просв_тлело (в)доме.(времени)
- Лодка билась (о)сваи. Мол заг_раживал её от большой зыби.(уступительное)
- Потом я слышал. На те(р, рр)а(с, сс)е пили чай.(изъяснительное)
- Маша друж_любно и крепко стиснула его руку. Сер(?)це у него з_билось от радсти. (образа действия)
- Сохр_нить тайну от врагов. Сохр_ни её от друзей.(условие)
- У самой тр_пинки р_сли огромные лесные колокольчики. Нам не пр_шлось и_ти за цветами в_ глубь леса.(следствие)
- Мы не просидели и четверти часа. Сторож попросил выйти на улицу.(причина)
9 класс. СПП : смысловые отношения
Вставить из слов для справок подходящий по смыслу союз: |
Слова для справок Сочинительные союзы |
|
соединительные ДА=И ТАКЖЕ=И ТОЖЕ =И противительные ДА=НО ЖЕ =А ОДНАКО=НО разделительные НЕ ТОЛЬКО… НО И ИЛИ(ИЛЬ) НЕ ТО-НЕ ТО НИ-НИ ТО-ТО |
9 класс: простое-сложное, грамматическая основа, типы сказуемых
Расставить знаки препинания |
Простое (1)или сложное(2) |
|
|
Задания: | Ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложения для пунктуационного анализа. ОГЭ
- Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.
- Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.
- Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
- По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
- Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная.
- Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.
- Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...
- Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.
- Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).
- Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.
- Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.
- Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему от шума мегаполиса (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.
- Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
- XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.
- Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.
- Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.
- Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I.
- В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.
- Петродворец располагается в 30 км от Петербурга (1) и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны (2) и (3) пожалуй (4) всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве (5) как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца (6) от других дворцово-парковых ансамблей (7) являются десятки разнообразных фонтанов (8) входящих в потрясающий по красоте комплекс.
- Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении»
- Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
- Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
- Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.
- Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
- Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.
- Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
Есть ошибка? Исправляй! Синтаксические ошибки.
1) Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился.
2) Сегодня я наблюдал, как не выпускавшая синица-гаечка червяка присела на сучок отдохнуть.
3) Возвращаясь с прогулки, дождь помешал нам подольше погулять по осеннему парку.
4) Находясь на эскалаторе метро, Наташе вдруг стало как-то не по себе.
5) Глядя на символ Олимпийских игр, возникает гордость за наших спортсменов-победителей.
6) Пушкин тоже увлекался этими яркими личностями: в стихотворении «К морю» именно Байрона и Наполеона вспоминает он, прощаясь с морем.
7) Совершая огромные перелёты, непонятно, как птицы находят дорогу.
8) Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою.
9) Готовясь к экзамену, требуется много времени.
10) Используя одни и те же слова для выражения своих мыслей, получаются похожие друг на друга фразы.
11) Разные поколения, разные люди находили в «Сикстинской мадонне» что-то своё, однако все единодушно не только видели в картине совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.
12) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
13) Всё говорило о том, что дом этот ждёт новосёлов: и золотая чешуя деревянной крыши, и лакированная чернота не занавешенных пока окон.
14) Я знал на русском Севере крестьян, соблюдающих удивительную чистоту в своих домах и которые были по-настоящему интеллигентны, умели ценить хорошие песни, с пониманием относились к чужому горю.
15) В ботаническом саду можно увидеть и самые обычные лекарственные растения средней полосы: зверобой, валериану, душицу, пустырник и многие другие.
16) Под сухой круглой кочкой, покрытой бурой травой, я нашёл гнездо куропатки.
17) На соседней кочке сидел белоснежный самец-петушок, отчётливо выделяемый на буром фоне тундры.
18) У края шоссе из-за сильного ветра припадали к земле серая трава и выцветшие васильки под палящим солнцем.
19) Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами.
20) Очарованием пропитаны розовое небо на северо-западе, и пурпурные контуры дальних туч, вздымающиеся за горизонтом, и жемчужные чешуйки лёгких облаков.
9-11. Пунктуация в простых и сложных предложениях
ВАРИАНТ 1
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг.
3) Мне жаль с тобой расстаться и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.
2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5)Жестянщики должны знать устройство станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и влиянием нового поэтического мышления.
2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.
3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.
4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.
5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Чибисы то кричали то молча перебегали по кочкам.
2)В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
3)Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
4)Исследование характера «подлеца» идёт у Гоголя по линии морально-психологической и дополняется ссылками на личные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды.
5)Особо отличившимся столярам и токарям вручены денежные премии и грамоты.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
ВАРИАНТ 2
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.
2) Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли.
3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.
4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.
5) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.
3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.
5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь...
4) Корабль имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
ВАРИАНТ 3
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Настало утро и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря.
2) Старый товарищ пригласил меня к себе погостить и мне впервые довелось побывать в верховьях Волги.
3) Бережно вынул он из пазухи башмаки и снова изумился дорогой работе и чудному происшествию прошлой ночи.
4) Через несколько часов он покинет дом и хутор и поедет куда-то на юг.
5) Островки мать-и-мачехи и полыни и жидкие кустики жёлтого донника оживляли склон оврага.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.
5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
8 класс. Главные и второстепенные члены предложения
I. Выполните задания:
- Диковинными башнями громоздились на той стороне неясные лозняки ветлы. (Носов Е.)
- Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (Сент-Экзюпери А.)
- За ней следило несколько человеческих глаз. (Астафьев В.)
- Мнеочень хотелось ему как-нибудь помочь. (Пантелеев Л.)
- За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. (Лиханов А.)
- Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже. (Осеева В.)
- Теперь у меня появились деньги. (Распутин В.)
- Я остолбенел от такого предательства. (Распутин В.)
- Она нарочновызвала меня к доске и заставила читать французский текст.(Распутин В.)
10. Под лестницей было темно, я вылез обратно и, воровато озираясь, поставил ящик на ближний подоконник. (Рпспутин В.)
11. Емумучительно захотелось дотронуться до собаки, провести рукой по её блестящей чёрной шерсти. (Яковлев Ю.)
Подлежащее |
|
Составное глагольное сказуемое |
|
Составное именное сказуемое |
|
Прямое дополнение |
|
Косвенное дополнение |
|
Согласованное определение |
|
Несогласованное определение |
|
Обстоятельство причины |
|
Обстоятельство образа действия |
|
Обстоятельство цели |
|
9 класс. ССП в сочетании с другими пунктограммами. Практикум
Знаки препинания в ССП
- Беспокойство князя возр_стало и он бродил по парку рассея_о смотря кругом себя.
- Этим предпочтением он мог нанести укол влас_ным монархам и от этого у него прошла хандра за_то она слишком резко уступила место не_терпению составлявшему самую сильную черту характера герцога.
- Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и при_том базар очень завозной и дешёвый.
- Это была слава но всё это было опас_но утомительно а для него самого по его мнению всё это было не_нужно и вредно.
- Он бы конечно возмутился однако на его возмущение н_кто бы н_ откликнулся
- У него осунулось лицо и от_желели веки опустившись на выпуклые глаза полу_закрывая их.
- На воде гладкой как зеркало изредк_ ходили круги да вздраг_вали речные лилии потревоженные весёлой рыбой.
- Скоро весь сад согретый солнцем обласка_ый ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запуще_ый сад в это утро казался таким молодым нарядным
- Стоя под парами тяжёлые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рождённом ими чуд_тся насмешл_вая нота пр_зрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам.
- Иногда т_нулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля ове_нные морским воздухом или попадалась на_встречу пара волов в ярме вл_чивших тяжёлую повозку на скрипучих колесах в сопровождени_ поселян в широких войлочных шляпах.
- Не чу_ствовалось даже слабого ветерка а листья лип вороч_лись на черенках подставляя солнцу то лицо то рубашку.
- Глубоко в_низу на мостовой грохотали экипажи к_завшиеся маленькими и странными животными тр_туары бл_стели после дождя и в лужах колебались отр_жения уличных фонарей.
- Всю ночь шёл тёплый летний дождь а к утру в воздухе было свежо и сильно пахло с_ренью и хотелось скорее выбежать в сад да к сожалению нужно было соб_раться на экзамены.
- Мы шли в сторону моря и пляжа и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью и словно норовящем упасть в бездну и и_чезнуть бесследно.
- Дубовые и берёзовые рощи и хвойные и лиственные леса в_низу и по краям г_ризонта уже тонули в сум_рках и в тумане и только верх кургана освещался красными лучами заходящего солнца.
- Идти было очень трудно и приходилось Ольге стоять закрыв глаза и пр_слонившись спиной к стволу дерева или Елене пр_саживаться на сугроб и отдыхать чу_ствуя биение пульса в венах.
- По обеим сторонам дороги кое_где из _под снега выгляд_вали кустарники но ни один сухой листочек не ш_велился и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы не_ровное позвякивание русского колокольчика.