Главное меню
А.С.Пушкин. Материалы к урокам.
- Подробности
- Категория: 10 класс
Лирика А.С.Пушкина
Образ Поэта в лирике Пушкина
Поэма "Медный всадник"
Проверочная работа.
Вариант № 1
1)Прочитайте стихотворение И.Шептухина «Памяти Пушкина»
Не надо делать из него святого,
Он не годится в образы икон.
Был, как известно, званья непростого,
Но оставался русским МУЖИКОМ.
Картёжник, пьяница, гуляка, дуэлянт,
В котором нет ни капли фарисейства,
И вместе с тем – огромнейший талант,
Громадина словесности рассейской.
В нём русская природа, русский дух,
Характер русский – всё слилось в едино.
И жар души в столетьях не потух,
Пьянит сердца и головы как вина.
Он нам явил глубины языка,
Раздвинул, распахнул его границы,
Благословенна каждая строка
Из уст его взлетевшая как птица.
Богатство, гибкость, сила до поры
Дремали в языке и новой гранью
Сверкнули, когда Пушкин их открыл
И сделал нашим главным достояньем.
Никто покуда в мире тех высот,
Что Пушкин взял, достигнуть был не в силах,
А значит верно – Пушкин наше всё!
Есть Пушкин, значит – есть Россия!
(фарисейство - неукоснительное, но чисто внешнее, формальное или даже показное исполнение каких-либо религиозных либо социальных нравственных правил, предписаний)
Ответьте на вопросы:
Какое понятие вкладывает автор стихотворения в следующие строки «Но оставался русским МУЖИКОМ»?
Приводя какие «аргументы», автор приходит к выводу « Пушкин наше всё!//Есть Пушкин, значит – есть Россия!»
Сформулируйте определение понятия «художественный мир Пушкина».
Напишите вступление к сочинению на тему «Тема Петербурга в творчестве А.С.Пушкина». Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.
Вариант №2
-
Прочитайте стихотворение Н.Матвеевой «Пушкин»
К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.
Но образ родины он вывел не из двух
Нужд или принципов и не из трех суждений;
Не из пяти берез, одетых в майский пух,
И не из тысячи гремучих заверений;
Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений
Вместился целиком. И высказался вслух.
…Избушка и… Вольтер, казак и… нереида.
Лишь легкой створкой здесь разделены для вида;
Кого-чего тут нет!.. Свирель из тростника
И вьюг полнощных рев; средневековый патер;
Золотокудрый Феб, коллежский регистратор,
Экспромт из Бомарше и – песня ямщика!
Ответьте на вопросы:
-
Из чего, по мнению автора, Пушкин вывел образ Родины?
-
Что входит в понятие «национальный гений»?
-
Русский философ Г.П.Федотов назвал Пушкина певцом Империи и Свободы, русский мыслитель Н.Бердяев считал, что поэт «соединил в себе непримиримые сознания интеллигенции и империи». А как бы вы охарактеризовали Пушкина-поэта. Свою характеристику аргументируйте.
-
Напишите вступление к сочинению на тему «Чем люди живы?»( по творчеству А.С.Пушкина)Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.
Вариант №3
Прочитайте стихотворение А.Блока «Пушкинскому дому» . Стихотворение написано накануне 84-й годовщины смерти Пушкина.
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Ответьте на вопросы:
Что вкладывает автор в понятие «тайная свобода»?
Как бы вы объяснили смысл тихого поклона в финале стихотворения?
Какую традицию в русской поэзии считают пушкинской? Свой ответ аргументируйте.
Напишите вступление к сочинению на тему « Какие стихи Пушкина ты бы посоветовал(-а) прочитать другу». Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.
-
Вариант №4-
Прочитайте стихотворение С. Есенина «Пушкину». (Стихотворение написано к 125-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина.)
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Ответьте на вопросы:
Объясните состояние лирического героя А я стою, как пред причастьем,//И говорю в ответ тебе: //Я умер бы сейчас от счастья,// Сподобленный такой судьбе.
Какое понятие вкладывает автор в слово «повеса»?
Почему А.С.Пушкина можно назвать «русским Адамом»? Свой ответ аргументируйте.
Напишите вступление к сочинению на тему « Чувства добрые я лирой пробуждал».Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.
-