Главное меню
Изучаем роман Гончарова"Обломов".
- Подробности
- Категория: 10 класс
Знакомство с романом
Обломов и Штольц. Обломов и Ильинская.
Тема любви в романе.
Ольга Ильинская. Тестовые задания.
Погружение в сон
Проверочная работа на знание текста романа
Первый вариант.
- Кому принадлежат эти высказывания?
А) Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни.
Б) Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить.
В) Жизнь моя началась с погасания.
Г) Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг.
- Чьи это портреты?
А) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но нет признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Б) Она была живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами… Лица у неё почти совсем не было: только и был заметен нос; хотя он был небольшой, но он как будто отстал от лица и притом нижняя часть его была вздёрнута кверху или неловко был приставлен…
- Ответьте на вопросы.
А) Сколько лет Штольцу?
Б) Кто это говорит и в какой ситуации?
И этот ангел спустился в болото, освежил его своим присутствием.
Второй вариант.
- Кому принадлежат эти высказывания?
А) Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет.
Б) Жизнь есть поэзия.
В) …Ты нежен… голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей.
Г) Это… какая-то обломовщина.
- Чьи это портреты?
А) (Она) в строгом смысле слова не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз.
Б) Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…
- Ответьте на вопросы.
А) Какое растение стало символом любви Обломова к Ольге?
Б) Кто это произносит и в какой ситуации?
Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу?
Тест по роману «Обломов» И.А.Гончарова.
1. Роман в четырёх частях «Обломов» начинается с того, что его главный герой Илья Ильич Обломов:
а) спорит со слугой б) собирается на службу в) лежит в постели.
2. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя…»
а) это было его нормальным состоянием
б) это было его протестом против жизни
в) это было вынужденно.
3. Действие первой части романа замедлено, в ней рассказывается только:
а) о детстве Обломова
б) о его службе в чине коллежского секретаря
в) об одном дне из жизни Обломова
4. Синонимом труда «на благо общества» для Ильи Ильича являлась:
а) польза б) выгода в) скука
5. Крепостной Захар, бывший вначале «дядькой» маленькому Илюше, а потом его лакеем, «начертал себе однажды навсегда определённый круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал», но он был «глубоко преданный своему барину слуга». Слуга и барин зависят друг от друга, рабство переплетается с барством, потому что идеал существования и Захара, и его барина Обломова:
а) праздность и покой б) семья и любовь в) труд и польза
6. Девятая глава первой части романа имеет собственное название – «Сон Обломова», этот сон переносит нас в «благословенный уголок земли», т.е.
а) к необозримой пелене вод дикого и грандиозного моря;
б) в деревни Сосновку и Вавиловку, которые были известны под общим именем Обломовки;
в) в горы, которые напоминают нам о бренности
7. Первая глава заканчивается приездом к спящему Обломову Андрея Ивановича Штольца, немца по отцу, русского по матери, детского и юношеского товарища Ильи. У Андрея было «трудовое, практическое воспитание», он отлично учился и уже в 14-15 лет выполнял поручения отца. После окончания университета Андрея отправили в Петербург с напутствием: «Перед тобой все карьеры открыты». В столице Штольц служил, вышел в отставку, нажил дом и деньги. «Он беспрестанно в движении… Между тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает – Бог весть». Больше всего Штольц боялся:
а) разорения б) любви в) воображения
8. Штольц пытается вывести своего друга Обломова из сонного ничегонеделания, критикуя образ жизни Ильи и называя эту жизнь:
а) обломовщиной б) диванщиной в) ленью
9. «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»,- говорит Штольц и предлагает Обломову:
а) сделать карьеру
б) самому заняться управлением имением
в) организовать собственное дело
10. Штольц познакомил Обломова с Ольгой Ильинской, в которой, по мнению Андрея Ивановича, «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла» не было. Ольга хочет
а) выйти замуж за Обломова
б) разбудить спящую душу
в) заставить уехать Обломова вслед за Штольцем за границу
11. Симпатия Ольги и Обломова развивалась по своим непреложным законам. «Ольга расцветала вместе с чувством», Обломов же был как «сумасшедший, заражённый страстью». Влюблённые почти не расставались, Обломов «догнал жизнь». Но вдруг всё закончилось.
а) Обломов полюбил другую, хозяйку дома, где он снимал комнаты, Агафью Пшеницыну
б) Ольга полюбила Штольца
в) Обломова испугала мысль о хлопотах, связанных со свадьбой, и о беспокойной женатой жизни
12. Иван Матвеевич Мухояров и Михей Андреевич Тарантьев, используя нежелание Обломова заниматься даже своими делами:
а) заставили Обломова жениться на Пшеницыной
б) пользовались путём заемного письма деньгами с его имений
в) отправили Обломова в деревню
13. После разрыва с Обломовым Ольга Сергеевна долго переживала, потом «начала оправляться», а затем
а) уехала в Швейцарию лечиться
б) вышла замуж за Штольца
в) вышла замуж за барона, друга семьи
14. А в доме Обломова всё «мрачно и скучно», и бедность лезет из всех щелей. Всё меняется:
а) после приезда Штольца и его помощи
б) после женитьбы Обломова на Пшеницыной
в) после новой встречи Ольги и Ильи Ильича
15. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится…да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас» - эти горькие слова принадлежат
а) Штольцу б) Обломову в) автору
16. Штольц и Ольга были счастливы. «Шли годы, а они не уставали жить». Единственное, чего боялась Ольга, это
а) впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию
б) разлюбить Штольца
в) встретиться снова с Обломовым
17. Ольга и Андрей, вспоминая Обломова, отмечают в нём то, что «дороже всякого разума»:
а) добрый характер б) мягкость души в) честное, верное сердце
18. В доме Пшеницыной, где жил Обломов, жизнь менялась с «медленною постепенностью». Для Агафьи Матвеевны смысл жизни теперь только
а) в накоплении капитала
б) в образовании Вани и Машеньки, её детей
в) в покое и удобстве Ильи Ильича
19. «Всё тихо в доме Пшеницыной, мир и тишина над Выборгской стороной, во всём порядок и чистота, лишь в один угол не проникает ни луч света, ни струя свежего воздуха, ни глаз хозяйки». Это описание
а) кабинета Обломова б) уголка Анисьи в) гнезда Захара
20. «Илья Ильич жил как будто в золотой рамке жизни» с тех пор, как Штольц выручил Обломовку от воровских долгов Мухоярова и Тарантьева. Обломов решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился». Но, к счастью, «громовой удар» потряс счастливое существование дома:
а) у Ильи Ильича от постоянного лежания и слишком сытной жизни случился апоплексический удар
б) от неумения заниматься делами Обломов вконец разорился
в) умерла Пшеницына, а без неё хозяйство пришло в запустенье
21. Штольц делает последнюю попытку увезти Обломова «из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь», но Илья Ильич просит оставить его «совсем». Друзья прощаются навсегда. Последняя просьба Обломова:
а) передать привет Ольге
б) не забыть маленького Андрея, сына Ильи Ильича
в) никогда больше не тревожить покой Обломова
22. Н.А.Добролюбов в критической статье «Что такое обломовщина?» поставил главного героя в ряд с Онегиным, Печориным, которых объединяет понятие:
а) «лишние люди» б) «маленькие люди» в) жертвы «тёмного царства»
23. Добролюбов упрекает Обломова в «нравственном рабстве», «в гнусной привычке получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других» и проводит параллель между главным героем и
а) Тарантьевым б) Мухояровым в) Захаром
24. Либеральный критик А.В.Дружинин в статье-рецензии «Обломов. Роман И.А.Гончарова» утверждает, что «Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви», потому что
а) корень обломовщины таится в незрелости общества
б) никому не причинил зла
в) в каждом из нас есть частица обломовщины
25. Даже Ольга не смогла пробудить Обломова к реальной жизни: «… Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь жить для меня, - а ты уже давно умер». В день мучительного расставания Обломова с Ольгой Ильинской как раз «вымыли и починили» халат Ильи Ильича, и всё «погрузилось в сон». В данном случае реализуется такой литературный приём, как
а) гипербола б) символ в) антитеза
26. У Обломова в романе есть антипод, это:
а) его слуга Захар б) грубый и плутоватый Терентьев в) рациональный и энергичный Штольц
27. На вопрос самого Ильи Ильича: «Отчего я такой?», автор романа отвечает, что в этом
а) виноват сам герой – каждый сам строит характер и судьбу
б) виновато воспитание и уклад жизни поместного дворянства
в) никто не виноват, это судьба
28. По мнению Добролюбова, роман Гончарова стал для русской литературы
а) ненужной и даже вредной книгой
б) книгой итогов
в) последним памятником крепостничеству
29. Роман «Обломов» является произведением
а) реалистическим б) романтическим в) публицистическим
30. Повествование в романе ведётся
а) последовательно во времени, с авторских позиций
б) это семейная хроника, воспоминания главного героя
в) эпизодическое строение с хронологическими смещениями событий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА
ВАРИАНТ № 1
- Д.И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках. Передайте сюжет романа.
- Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
- За что Ольга Ильинская полюбила Обомова?
- Как Гончаров относится к своему герою – сочувственно или иронично? Что преобладает в его оценке?
- Можно Штольца считать положительным героем романа? Почему в романе не показана деятельность Штольца?
ВАРИАНТ № 2
- Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями(гостями) в гл.2-4 первой части?
- Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
- Нигде нет стольких мечтателей, как среди нас, русских. Это явление знаменательное. Мечта – это «поэзия жизни». Штольц говорит Обломову: «Илья, да ты поэт!» О чем мечтает Обломов? Что поэтичного (т.е. возвышенного) в его мечте?
- Почему Ольга не удовлетворена жизнью со Штольцем?
- Почему героем романа автор сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста – лет 32-33 от роду?
ВАРИАНТ № 3
- Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?
- Кто виноват в разрыве Ольги и Обломова? Почему?
- Гончаров бесконечно любит своего Обломова, смеясь и плача над ним. Но Штольца он силится полюбить и никак не может. Почему? Что отрицательного в этом герое?
- Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
- Роман Гончарова освещен и согрет двумя историями любви. Но слово одно, а чувства разные. Кажется очевидным, что одну любовь следует определить как высокую, а другую … напрашивается «как низкую». Заслуживает ли она вообще такое название? Если символом любви Ольги является сиреневая ветка, то какой символ любви вы бы назвали у Агафьи Матвеевны?
ВАРИАНТ № 4
- Почему автор рассказывает нам о герое по принципу «движения вспять»: в главах V-VIII – о его взрослой жизни, в главе IX – о детстве?
- Агафью Матвеевну Пшеницыну автор изобразил похожей на свою мать, Авдотью Матвеевну Гончарову. Что привлекательного в этой героине? Как вы ее оцениваете? Загубила или сберегла Обломова Агафья Матвеевна?
- Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
- Обломов видит иногда в Захаре свое подобие. Чем они похожи?
- Есть ли вред от таких людей, как Обломов? Почему? Свою точку зрения докажите.