Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Тургенев "Отцы и дети". Материал для изучения романа.

Тургенев И.С."Отцы и дети". Сюжет и композиция романа.

Анализ романа Тургенева "Отцы и дети"(вслед за автором)

Тестовые задания "Спор поколений"(по материалам VI главы)

Словарь эпохи

Задания для внимательного читателя. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Первый вариант

  1. Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает -- скоро ли, тихо ли оно проходит. Аркадий и Базаров именно таким образом провели ____________у Одинцовой.
  2. Базарову _____________ эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; "как по рельсам катишься", -- уверял он: ливрейные лакеи, чинные дворецкие оскорбляли его демократическое чувство.
  3. Со всем тем в обоих молодых людях, с первых же дней их пребывания в Никольском, произошла перемена. В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде _________, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало; а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому ___________. Впрочем, это  не мешало ему сблизиться с _______; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения. "Меня она не ценит! Пусть?.. А вот доброе существо меня не отвергает"
  4. Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему -- все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к ____________ своему, не имел сил.
  5.  Вы так непогрешительно правильно устроили вашу жизнь, что в ней не может быть места ни скуке, ни тоске... никаким ___________ чувствам.
  6. Вам хочется ___________, -- перебил Базаров, -- а _________ вы не можете: вот в чем ваше несчастье.

 Второй вариант.

  1. Этому отчасти способствовал _________, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору.
  2.  "С вашей точки зрения, вы правы -- и, может быть, в этом случае, я -- _________; но в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет", -- и продолжала делать по-своему.
  3.  Настоящею причиной всей этой "новизны" было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, -- чувство, которое его мучило и ___________ и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило.
  4.  Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда __________, что возмущало всю его гордость.
  5.  Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или ________ зубами и грозил себе кулаком.
  6.  Он поразил воображение Одинцовой; он занимал ее, она много о нем думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он ее сердил или оскорблял ее вкус, ее изящные привычки. Она как будто хотела и его ______, и себя ____________.
  7.  Все это нисколько не занимательно, -- произнес он вслух, -- особенно для вас; мы люди темные...-- А я, по-вашему, _______________?Базаров поднял глаза на Одинцову. -- Да, -- промолвил он преувеличенно резко.

 

Материал для составления проверочных работ на знание текста

  1. Нигилист -- это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
  2. …"Брат говорит, что мы правы, -- думал он, -- и, отложив всякое самолюбие в сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?"
  3. медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".
  4. А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина…и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.
  5. Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше
  6. человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
  7. Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству.
  8. Что гнездилось в этой душе -- Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением.
  9. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.
  10. Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.

 

О ком идёт речь?

  1. Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи.
  2. Что гнездилось в этой душе -- Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением.
  3. Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.
  4. заслужил прозвище трусишки…он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался "хроменьким".
  5. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.

О ком идёт речь?

  1. Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше
  2. человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
  3. Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству.
  • Описание интерьера.
    1. Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца;
    2. изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance {в стиле эпохи Возрождения (франц.).} из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином...

О ком идёт речь?

  1. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", -- в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.
  2. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
  3. медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".
  4. А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина…и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.
  5. несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное.

Вопросы для викторины 

  1. Задумав роман «Отцы и дети», какую подготовительную работу проделал писатель, чтобы понять изнутри чуждую ему душу?
  2. Тургенев любил обозначать точные даты происходящих в его романах событий. Когда начинается действие в «Отцах и детях»?
  3. В связи с чем в романе дважды упоминается 1848 год?
  4.  Разъясняя мировоззрение своего героя, Тургенев подчеркивал: «Если он называется нигилистом, то надо читать: ... ». Какое слово пропущено?
  5.  Кто считает Базарова «живодёром» и «прощелыгой», а кто относится к нему как к «шуту гороховому»?
  6. Какие эпитеты пропущены в следующих описаниях: «крепко стиснул его обнаженную ... руку, которую тот не сразу ему пожал» и «вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными ... ногтями»? Чьи это руки?
  7. О чем Базаров говорит: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество»?
  8.  Выполняет ли Базаров свою первоначальную «программу любви»: если нравится женщина, добивайся её, а не выйдет - отойди - «земля не клином сошлась»? А кто последовал ей?
  9.  Как называли в губернии Николая Петровича и за что?
  10.  На каком инструменте играл и что любил исполнять Николай Петрович?
  11.  Какую книгу отобрал у него Аркадий?
  12.  «Он любил помечтать, деревенская жизнь развила в нём эту способность» и «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад - мизантропическая душа». Кто они?
  13. Чьи строки и откуда декламировал Николай Петрович: «Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна, пора любви...»?
  14.  И дважды повторяется упоминание о прошедших десяти годах: «Десять лет прошло как сон» и «Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». К кому оно относится?
  15.  Что хранит уехавший за границу в конце романа Павел Петрович на память о России?
  16.  В каком увлечении свёл автор двух героев-антиподов?
  17.  Какое варенье хранится в комнате у Фенечки с собственноручной её надписью на бумажной крышке?
  18.  По какому поводу Базаров заявил Аркадию: «О, друг мой, Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя - не говори красиво»?
  19.  А сам Базаров, произносит ли он красивые, возвышенные фразы? Закончите одну из них: «Дуньте на умирающую лампаду...». К кому она обращена?
  20.  Кто о ком говорит: «Он, что сокол, захотел - прилетел, захотел - улетел, а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком, и ни с места!»?
  21.  Каким уменьшительным именем мать зовет Базарова?
  22.  Через месяц после начала действия в романе Базаров вспоминает о дне своего ангела. Когда день ангела у героя?
  23.  С каким русским политическим деятелем начала XIX в. сравнивает себя Базаров, упомянув о своём деде-дьячке, т. е. о своём поповском происхождении?
  24. Отец Базарова гордится, что во время Отечественной войны щупал пульс у знаменитого поэта, своего тёзки. У кого?
  25.  Сколько историй любви, описанных в «Отцах и детях», вы можете перечислить?
  26.  Что имеет в виду Одинцова, утверждая, что она и Базаров «слишком одинаковы»?
  27.  Последние базаровские слова: «Теперь... темнота» - перекликаются с последней фразой одного шекспировского героя: «А дальше... тишина». Кого?
  28. А словами другого литературного героя: «ум с сердцем не в ладу» - можно определить любовную драму Базарова. Назовите этого героя.
  29. В чём причина смерти Базарова и её символичность? Угадал ли Базаров, что будет расти на его могиле?

 

 

Д. Д. Минаев.  Стихотворение  «Отцы  или  дети?  Параллель» (1862 г.)

 

Уж много лет без утомленья

 Ведут войну два поколенья,

 Кровавую войну;

 И в наши дни в любой газете

 Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

 Разят друг друга те и эти,

 Как прежде, в старину.

 Мы проводили, как умели,

 Двух поколений параллели

 Сквозь мглу и сквозь туман.

 Но разлетелся пар тумана:

 Лишь от Тургенева Ивана

 Дождались нового романа –

 Наш спор решил роман.

 И мы воскликнули в задоре:

 «Кто устоит в неравном споре?»

 Которое ж из двух?

 Кто победил? Кто лучших правил?

 Кто уважать себя заставил:

 Базаров ли, Кирсанов Павел,

 Ласкающий наш слух?

 В его лицо вглядитесь строже:

 Какая нежность, тонкость кожи!

 Как свет, бела рука.

 В речах, в приемах – такт и мера,

 Величье лондонского «сэра», –

 Ведь без духов, без несессера

 И жизнь ему тяжка.

 А что за нравственность! О боги!

 Он перед Фенечкой в тревоге,

 Как гимназист, дрожит;

 За мужика вступаясь в споре,

 Он иногда при всей конторе,

 Рисуясь с братом в разговоре,

 «Спокойствие, спокойствие!» – твердит.

 Свое воспитывая тело,

 Он дело делает без дела,

 Пленяя старых дам;

 Садится в ванну, спать ложася,

 Питает ужас к новой расе,

 Как лев на Брюлевской террасе

 Гуляя по утрам.

 Вот старой прессы представитель.

 Вы с ним Базарова сравните ль?

 Едва ли, господа!

 Героя видно по приметам,

 А в нигилисте мрачном этом

 С его лекарствами, с ланцетом,

 Геройства нет следа.

 *        *        *

 Как циник самый образцовый,

 Он стан madame де Одинцовой

 К своей груди прижал.

 И даже, – дерзость ведь какая, –

 Гостеприимства прав не зная,

 Однажды Феню, обнимая,

 В саду поцеловал.

 Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

 Любитель фресок и кальянов,

 Российский Тогенбург?

 Иль он, друг черни и базаров,

 Переродившийся Инсаров, –

 Лягушек режущий Базаров,

 Неряха и хирург?

 Ответ готов: ведь мы недаром

 Имеем слабость к русским барам –

 Несите ж им венцы!

 И мы, решая все на свете,

 Вопросы разрешили эти…

 Кто нам милей – отцы иль дети?

 Отцы! Отцы! Отцы!

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates