Главное меню
Тургенев "Отцы и дети". Материал для изучения романа.
- Подробности
- Категория: 10 класс
Тургенев И.С."Отцы и дети". Сюжет и композиция романа.
Анализ романа Тургенева "Отцы и дети"(вслед за автором)
Тестовые задания "Спор поколений"(по материалам VI главы)
Словарь эпохи
Задания для внимательного читателя. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Первый вариант
- Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает -- скоро ли, тихо ли оно проходит. Аркадий и Базаров именно таким образом провели ____________у Одинцовой.
- Базарову _____________ эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; "как по рельсам катишься", -- уверял он: ливрейные лакеи, чинные дворецкие оскорбляли его демократическое чувство.
- Со всем тем в обоих молодых людях, с первых же дней их пребывания в Никольском, произошла перемена. В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде _________, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало; а Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому ___________. Впрочем, это не мешало ему сблизиться с _______; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения. "Меня она не ценит! Пусть?.. А вот доброе существо меня не отвергает"
- Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему -- все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к ____________ своему, не имел сил.
- Вы так непогрешительно правильно устроили вашу жизнь, что в ней не может быть места ни скуке, ни тоске... никаким ___________ чувствам.
- Вам хочется ___________, -- перебил Базаров, -- а _________ вы не можете: вот в чем ваше несчастье.
Второй вариант.
- Этому отчасти способствовал _________, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору.
- "С вашей точки зрения, вы правы -- и, может быть, в этом случае, я -- _________; но в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет", -- и продолжала делать по-своему.
- Настоящею причиной всей этой "новизны" было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, -- чувство, которое его мучило и ___________ и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило.
- Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда __________, что возмущало всю его гордость.
- Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или ________ зубами и грозил себе кулаком.
- Он поразил воображение Одинцовой; он занимал ее, она много о нем думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он ее сердил или оскорблял ее вкус, ее изящные привычки. Она как будто хотела и его ______, и себя ____________.
- Все это нисколько не занимательно, -- произнес он вслух, -- особенно для вас; мы люди темные...-- А я, по-вашему, _______________?Базаров поднял глаза на Одинцову. -- Да, -- промолвил он преувеличенно резко.
Материал для составления проверочных работ на знание текста
- Нигилист -- это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
- …"Брат говорит, что мы правы, -- думал он, -- и, отложив всякое самолюбие в сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?"
- медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".
- А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина…и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.
- Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше
- человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
- Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству.
- Что гнездилось в этой душе -- Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением.
- Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.
- Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.
О ком идёт речь?
- Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи.
- Что гнездилось в этой душе -- Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением.
- Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.
- заслужил прозвище трусишки…он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался "хроменьким".
- Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.
О ком идёт речь?
- Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше
- человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
- Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству.
- Описание интерьера.
- Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца;
- изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance {в стиле эпохи Возрождения (франц.).} из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином...
О ком идёт речь?
- У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", -- в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.
- Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
- медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде "а! эге! гм!".
- А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела, в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина…и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка.
- несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное.
Вопросы для викторины
- Задумав роман «Отцы и дети», какую подготовительную работу проделал писатель, чтобы понять изнутри чуждую ему душу?
- Тургенев любил обозначать точные даты происходящих в его романах событий. Когда начинается действие в «Отцах и детях»?
- В связи с чем в романе дважды упоминается 1848 год?
- Разъясняя мировоззрение своего героя, Тургенев подчеркивал: «Если он называется нигилистом, то надо читать: ... ». Какое слово пропущено?
- Кто считает Базарова «живодёром» и «прощелыгой», а кто относится к нему как к «шуту гороховому»?
- Какие эпитеты пропущены в следующих описаниях: «крепко стиснул его обнаженную ... руку, которую тот не сразу ему пожал» и «вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными ... ногтями»? Чьи это руки?
- О чем Базаров говорит: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество»?
- Выполняет ли Базаров свою первоначальную «программу любви»: если нравится женщина, добивайся её, а не выйдет - отойди - «земля не клином сошлась»? А кто последовал ей?
- Как называли в губернии Николая Петровича и за что?
- На каком инструменте играл и что любил исполнять Николай Петрович?
- Какую книгу отобрал у него Аркадий?
- «Он любил помечтать, деревенская жизнь развила в нём эту способность» и «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад - мизантропическая душа». Кто они?
- Чьи строки и откуда декламировал Николай Петрович: «Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна, пора любви...»?
- И дважды повторяется упоминание о прошедших десяти годах: «Десять лет прошло как сон» и «Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». К кому оно относится?
- Что хранит уехавший за границу в конце романа Павел Петрович на память о России?
- В каком увлечении свёл автор двух героев-антиподов?
- Какое варенье хранится в комнате у Фенечки с собственноручной её надписью на бумажной крышке?
- По какому поводу Базаров заявил Аркадию: «О, друг мой, Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя - не говори красиво»?
- А сам Базаров, произносит ли он красивые, возвышенные фразы? Закончите одну из них: «Дуньте на умирающую лампаду...». К кому она обращена?
- Кто о ком говорит: «Он, что сокол, захотел - прилетел, захотел - улетел, а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком, и ни с места!»?
- Каким уменьшительным именем мать зовет Базарова?
- Через месяц после начала действия в романе Базаров вспоминает о дне своего ангела. Когда день ангела у героя?
- С каким русским политическим деятелем начала XIX в. сравнивает себя Базаров, упомянув о своём деде-дьячке, т. е. о своём поповском происхождении?
- Отец Базарова гордится, что во время Отечественной войны щупал пульс у знаменитого поэта, своего тёзки. У кого?
- Сколько историй любви, описанных в «Отцах и детях», вы можете перечислить?
- Что имеет в виду Одинцова, утверждая, что она и Базаров «слишком одинаковы»?
- Последние базаровские слова: «Теперь... темнота» - перекликаются с последней фразой одного шекспировского героя: «А дальше... тишина». Кого?
- А словами другого литературного героя: «ум с сердцем не в ладу» - можно определить любовную драму Базарова. Назовите этого героя.
- В чём причина смерти Базарова и её символичность? Угадал ли Базаров, что будет расти на его могиле?
Д. Д. Минаев. Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как свет, бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского «сэра», –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Фенечкой в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
* * *
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де Одинцовой
К своей груди прижал.
И даже, – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фресок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров, –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!