Главное меню
Н.В.Гоголь "Ревизор". Материалы к урокам.
- Подробности
- Категория: 8 класс
Николай Васильевич Гоголь «Ревизор».
Вопросы для викторины:
1.Кто из писателей подсказал Гоголю сюжет «Ревизора»?
2.Кому принадлежит следующее высказывание о комедии: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне –больше всех!»
3.Какой эпиграф предпослан комедии?
4.Назовите фамилию героя, которого приняли за ревизора.
5.Как зовут слугу Хлестакова?
6.Как завязывается действие комедии?
7.Кто в комедии первым приносит весть о «чрезвычайном происшествии»?
8.Каким образом становится известно, что тот, кого принимали за ревизора, им не является?
9.Какое предположение о причине приезда ревизора высказывает судья?
10.С какими просьбами обращаются Бобчинский и Добчинский к уезжающему Хлестакову?
11.Откуда должен был приехать «проклятый инкогнито»?
12.Каковы источники неправедных доходов попечителя богоугодных заведений?
13.Какие «аргументы» заставляют городничего поверить в реальность чиновника из Петербурга?
14.Какие порядки, царящие в городском суде, описаны в комедии?
15.Какие порядки, царящие в учебных заведениях, описаны в комедии?
16.Какие планы строит городничий в связи с предстоящим замужеством дочери?
17.Кто приходит жаловаться мнимому ревизору на городничего?
18.Лавры каких известных писателей присваивает себе Хлестаков?
19.Какие правила нарушает почтмейстер?
20.Какой сон, предвещающий неприятности, рассказывает городничий?
21.Кто из персонажей комедии не произносит ни слова на протяжении всего действия?
22.Кто из персонажей произносит последнюю реплику в комедии?
23.Назовите имя и отчество Хлестакова.
24.Благодаря кому чиновники понимают, что обманулись, приняв Хлестакова за ревизора?
25.В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии?
26.Какое чувство объединяет Хлестакова и Городничего в комедии при встрече в трактире?
27.Когда именно чиновники узнали, что Хлестаков их обманул?
28.Как зовут друга городничего, из письма которого он узнаёт о приезде ревизора?
29.Какие особенности поведения Хлестакова подтолкнули Бобчинского и Добчинского к догадке о том, что перед ними ревизор?
30.Прочитайте определение комедии: Комедия –один из основных видов драмы, произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Докажите, что произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» является комедией.
31.В чём, на ваш взгляд, заключаются отличительные особенности гоголевского города? Современники отмечали, что структура уездного города воспроизведена в комедии не совсем точно: одни важные должностные лица забыты, другие, наоборот, добавлены. Как вы думаете, с чем это связано?
32.Что такое ревизия и кто такой ревизор?
33.Кто такой Хлестаков : обманщик или гениальный плут?
34.Почему городничий так болезненно переживает обман Хлестакова?
35.Зачем, на ваш взгляд, нужна немая сцена в комедии? Какие чувства, эмоции объединяют героев в немой сцене? Что означает немая сцена: торжество справедливости или катастрофу? Объясните, почему вы так считаете.
36.В левом столбике приводятся характеристики персонажей «Ревизора», данные автором в «Замечании для господ актёров», в правом – Хлестаковым в письме к Тряпичкину. Сгруппируйте попарно характеристики, относящиеся к одному и тому же герою, и назовите его имя, должность и чин.
1.Уже постаревший на службе и очень не глупый по- своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно, довольно сурьёзен; несколько даже резонёр. |
1)…Глуп, как сивый мерин. |
2.…Простодушный до наивности человек. |
2)…В сильнейшей степени моветон. |
3.…Человек, прочитавший пять или шесть книг, и поэтому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и поэтому каждому слову даёт вес. |
3)…Совершенная свинья в ермолке. |
4.…Очень толстый, неповоротливый человек; но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. |
4)…Точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьёт горькую. |
37.Как заканчиваются приведённые ниже реплики?
А) Городничий: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но….
Б) Артемий Филиппович: «С тех пор, как я принял начальство, все (больные) как мухи……
В) Городничий: « Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек –или пьяница, или…..
Вопросы и задания:
I действие
— Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?
— Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии? Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?
— Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?
— Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?
— Какое чувство движет всеми чиновниками?
— Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?
— Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».
II действие
— Как автор подготавливает встречу городничего с Хлестаковым? Что общего в состоянии городничего и Хлестакова и почему?
— Кто такой Иван Александрович Хлестаков? Что мы узнаем о нем из монолога Осипа? (Воспользуйтесь при анализе этого и других монологов из комедии следующими примерными вопросами:
— Как характеризует данный монолог героя, его произносящего?
— Чем вызван этот монолог? Какие вопросы затронуты в нем?
— Каково психологическое состояние героя в данный момент и как оно выражается?
— С какой целью введен драматургом монолог?)
— Как характеризуют Хлестакова его собственные монологи, поведение с Осипом, трактирным слугой (перед встречей с городничим)?
— Что мы знаем об отношениях персонажей на основании предшествующих сцен?
— Чем вызвано взаимное непонимание городничего и Хлестакова? Почему Хлестаков мог показаться опытному городничему ревизором? Ведь Хлестаков при встрече говорит правду о себе, а городничий не верит. Что сбивает с толку городничего? Почему он называет Хлестакова «тонкой штукой»?
— Перечитайте внимательно авторские ремарки и реплики городничего в сторону, чтобы ответить на вопросы: в чем подтекст поведения и высказываний городничего и Хлестакова? Что они говорят и о чем думают на самом деле? Как мы узнаем об их внутреннем состоянии? Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?
— Что смешного, комичного во II действии? Какие сцены кажутся особенно смешными? Как, например, понял городничий слова Хлестакова о том, что у него нет денег?
— Что вы узнали из II действия о характерах действующих лиц, об их жизненных позициях, взглядах? Как речь персонажей характеризует их?
— Какова роль II действия в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания всей комедии?
III действие
— Чем вы объясните, что автор начал III действие со сцены двух женщин, ожидающих вестей о ревизоре? Как они воспринимают его приезд?
— На чем основаны постоянные противоречия между матерью и дочерью?
— Какую сцену III действия и почему можно назвать кульминацией (высшей точкой в развитии действия) сюжета комедии?
— Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Что в ней особенно смешно? В чем проявляется хлестаковская «легкость необыкновенная в мыслях»?
IV действие
— Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им». Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свое мнение сценами из IV действия (не только сценой сватовства).
— Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение?
— «Каждый из поступков Хлестакова, как и почти каждое его слово, — это экспромт». Как вы понимаете слово «экспромт»? Подтвердите справедливость этих слов, используя сцены из II, III и IV действий комедии.
— Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Каким образом Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника?
— Что называет Хлестаков «хорошим приемом»? Что называет унтер-офицерша своим «счастьем»? («А за ошибку-то повели заплатить штраф. Мне от своего счастья неча отказываться...») Только ли смешны эти два высказывания?
— Почему, по вашему мнению, автор «заставляет» своего героя покинуть сцену в IV действии? Достаточно ли вы узнали Хлестакова, чтобы сделать о нем окончательный вывод?
V действие
— Какая сцена V действия является высшей точкой счастья, успеха власти городничего? Как он проявляет себя в этой сцене?
— Как в этой сцене обнаруживает свой характер жена городничего?
— Как раскрываются в V действии характеры чиновников и сущность их отношения к городничему?
— Утверждают, что в гоголевской комедии не одна, а две развязки (события, завершающие действие). Какие сцены являются развязками действия? Кого затрагивает первая развязка? Что больше всего приводит в бешенство городничего?
— Вспомним, что завязка в I действии касалась персонажей и всех приводила в движение. Какая развязка в комедии захватывает всех действующих лиц разом? Чем именно она производит впечатление завершенности? Чего может теперь ожидать зритель?
— Не считаете ли вы, что сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора нарушает логику комедии? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте внимательно письмо Чмыхова, которое читал городничий в I действии.
— В одной из статей о «Ревизоре» есть такое замечание: «Если завязка всех сразу привела в движение, всех действующих лиц комедии, то развязка сразу заставила всех замолчать и оцепенеть». Пьеса заканчивается знаменитой немой сценой. Что же заставило всех действующих лиц пьесы онеметь и почти окаменеть?
— Эпиграф к комедии говорит: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Как показаны в комедии кривые рожи представителей власти, их «свиные рыла»?