Главное меню
М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
- Подробности
- Категория: М.Ю.Лермонтов
Вопросы и задания для обсуждения
«Бэла»
- Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
- Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
- Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
- Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
- Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
- Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
- Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
- Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
«Максим Максимыч»
- Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
- Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
- Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
- Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
- Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?
«Тамань»
- Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
- Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
- Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
- Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
- Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
«Княжна Мери»
- Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
- Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
- Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
- Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
- Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
- Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
- Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
- Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
«Фаталист»
- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
- Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
- Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
- К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
- Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: « Это же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер…»
- Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору презренными? Почему?
- Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деле портят характер? Обоснуйте свой ответ.
«…Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина». ( Г.М. Фридлендер)
- Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту романа.
- Прокомментируйте мысль критика о дробности жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте свой ответ.
С какой целью автор романа постоянно меняет рассказчиков?
Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?
Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимычем во время их последней встречи?
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
- Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
- Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
- Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
- Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
- «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
- Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Выпишите существенные, с вашей точки зрения, детали, характеризующие состояние Печорина.
Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
- Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Выпишите детали, характеризующие поведение Печорина.
Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?
Печорин и... (задания для работы в группах)
Печорин и Максим Максимыч
- Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
- Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
- Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
Печорин и Грушницкий
- Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
- Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
- Какова композиционная роль образа Грушницкого?
Печорин и Вернер
- Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
- Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
- Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
Печорин и Вулич
- Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
- Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
- Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?
Печорин и Бэла
- Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
- Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
- Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
Печорин и девушка-ундина
- Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
- Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- Какова композиционная роль ее образа?
Печорин и Мери
- Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
- Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
- Каков композиционный смысл образа Мери?
Печорин и Вера
- Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
- Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
- Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Рабочая карта
1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» .
2) От какого лица ведется повествование в повести?
3) Каким предстал Григорий Александрович Печорин при первом знакомстве Максим Максимычу?
4) Что привлекло Печорина в Бэле?
5) Дайте подробную характеристику Бэле по следующим критериям:
- воспитание
- роль традиций в ее жизни
- внешность
- характер
- отношение к Печорину
6) Охарактеризуйте жизнь горцев.
7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? ,
8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?
9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?
10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?
Автохарактеристика Печорина ( фрагмент повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).
Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?
Роль пейзажа в повести.
Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего
описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?
Тестовые задания