Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Задания на понимание текста

Задания на понимание текста. Из "Рабочей тетради"О.Н.Зайцевой. 7 класс

Текст № 1

- 1)Друг, ты чей?

2)Пара грустных, преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.

- 3)Ты, наверное, голодный? 4) И где же твоя семья?

5)Лохматый хвост неистово заметает пыль на асфальте. 6) Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение? 7) Вот хозяин, они так долго друг друга искали!

8) – Эх, как жалко, что даже нечего тебе дать перекусить… 9)Ну, мне пора. 10) Ты не грусти, всё будет хорошо. 11) Давай, пока!

12) «Что такое, ты уходишь? 14)А как же…» 14) Лохматый хвост замирает в недоумении.

15) – Прости, не могу тебя сейчас взять. 16) И не смотри так – квартира маленькая, а я постоянно на работе. 17) Да и вообще, с тобой заниматься нужно…

18) Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями.

19) Знакомая ситуация? 20) Вот только концовка бывает разной. 21) Иногда, как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга.

22) О преданности и любви собаки по отношению к человеку написаны книги, сняты фильмы, но даже они не в силах передать ту жажду отдавать и быть необходимым, которая у них в крови. 23)Служение человеку для собаки – это жизнь. 24) Быть рядом – предназначение. 25) Отнимите это у собаки, и жизнь потеряет для неё всякий смысл, останется только поиск хозяина, друга, собственной необходимости.

26) Последние несколько лет психологи, ветеринары и владельцы собак в полной мере осознали ценность контактов между человеком и собакой. 27) Теперь собаки не только помогают «видеть» слепым, но и выполняют важные обязанности «развлекать» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей. 28) Было обнаружено, что само присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт.

29) Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки. 30) Самое важное для них – быть другом для человека.31) Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.

32) Так что ситуации, похожие на описанную в начале статьи, - это не просто разговор на уровне «взять» - «не взять». 33) Быть может, попытавшись хоть раз помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом – человеческим, который известен с самых давних времён как Кодекс Чести. (По А.В. Морозову)

  •  Выделите в тексте микротемы. Составьте план текста, озаглавив каждую из микротем.
  • Сформулируйте позицию автора текста. Каково общее предназначение собаки в жизни, по мнению автора.
  • Какова роль собаки в жизни человека? Выделите три позиции.
  • Что является для собаки самым важным, по мнению автора?
  • Поразмышляйте о том, зачем в последнем абзаце автор употребляет(в основном)глаголы в форме инфинитива. Установите связь между этими словами и авторским замыслом.
  • Найдите в тексте предложение, передающее основную мысль автора текста.
  • На основе текста сформулируйте Кодекс Чести.
  •  

 Текст № 2

  (1)В детстве я не знал, кем хочу стать. (2)Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже. (3)В голове у меня была путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

(4)Помнится, то я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а то хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. (5)А однажды мне приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре тяжёлую кожаную "грушу" — такой продолговатый мяч, по которому надо бить изо всех сил, чтобы развивать силу удара. (6)И я решил стать самым сильным человеком во дворе.

(7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:

— (9)Чем не груша?

(10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

(11)Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облелый, и у него были разные глаза: один жёлтый, стеклянный, а другой большой, белый — из пуговицы от наволочки, и я даже не помнил, когда он появился. (12)Но это было не важно, потому что Мишка озорно смотрел на меня своими разными глазами, расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто уже заранее сдавался...

(13)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставал­ся, и сажал его за стол обедать, и у него такая забавная мордочка станови­лась, когда я его чем-нибудь перемазывал, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и, укачивая его, шептал ему разные сказки прямо в его бархатные ушки. (14)Я его любил тогда всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (15)И вот он сидит сей­час на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. (16)Он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

— (17) Что с тобой? — спросила подошедшая мама.

(18)А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал:

— (19)Я раздумал. (20)Я никогда не буду боксёром. (По В.Драгунскому)

 

  • Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов: 1. Игрушка. 2.Увлечение боксом. 3. Настоящий друг детства. 4. Груша для бокса.
  • Какое значение для героя-рассказчика имела игрушка, о которой он говорит как о «настоящем друге детства»? Объясните свою точку зрения.
  • Почему герой-рассказчик не знал, кем он хочет стать? Почему Вы так думаете?
  • Как характеризует автор маму героя-рассказчика? Группа учеников оценила маму главного героя. С чьим мнением Вы согласны? Объясните.
    • Первый: Мама рассказчика- чёрствый человек, недолюбливающий животных.
    • Второй: Мама рассказчика – равнодушный человек, мало интересующийся друзьями сына.
    • Третий: Мама рассказчика – педантичный человек, она не терпит, когда в доме хранится что-то, что не используется долгое время
    • Четвёртый: Мама рассказчика – здравомыслящий человек, для неё Мишка – это всего лишь старая игрушка, которую можно использовать как угодно.
  • Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сдавался»? Какие ещё значения могут быть у данного слова?
  • Почему, говоря о «здоровенной» плюшевой игрушке, рассказчик называет её Мишкой?
  • Опираясь на текст, объясните, почему рассказчик, вспомнив о своём детском увлечении Мишкой, заплакал?
  • Герой книги «Денискины рассказы» В.Драгунского является вымышленным персонажем. Можно ли утверждать, что такие ребята реально существуют?

Текст № 3

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже "парит" по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

Прочитайте сжатый текст произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Вычеркните из него фразы(утверждения), не соответствующие содержанию исходного текста.

Сжатие текста:

Летний июльский день. Тихое, спокойное, умиротворённое состояние природы, кротость природы. Свежо, солнечно. В полдень мелькают облака. Солнце вновь и вновь появляется из-за них весело и величаво. Постоянство погоды. Едва заметный дождь, грибной. К вечеру облака исчезают. Солнце спокойно уходит в свои покои. Ало-розовый закат. И вот уже появилась первая вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. Даже под вечер не чувствуется сырости. Идеальная погода для сбора грибов.

Сколько состояний природы передано в исходном тексте И.С. Тургенева? Назовите их.

1)    _________________________________________________________

2)    _________________________________________________________

3)    _________________________________________________________

Заполни таблицу.

Утро (восход солнца)

Какие цвета преобладают?(по тексту)

Какие это цвета?(ваше толкование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 Какие цвета можно увидеть в полдень? Заполните таблицу.

Объект

Цвета

 

 

 

 

 Как автор описывает вечер(закат солнца)? Заполните таблицу.

Объект

Тропы

облака

 

солнце

 

звезда

 

 Выпишите из текста И.С.Тургенева слова, которые, с Вашей точки зрения, говорят о том, что автор видит в природе красоту и величие, преклоняется перед ней.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие эпитеты писатель употребляет в описании природы? Каково общее настроение пейзажа? Ответ дайте в форме высказывания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажите, что перед Вами текст художественного стиля. Приведите 2 аргумента из текста, подтверждающих обоснованность тезиса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста предложение(-я), которое(-ые)открывает(-ют) новую тему повествования. Предположите, какая тема окажется в центре внимания автора дальше.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомните(представьте) картину летнего дня, который Вам запомнился. Заполните таблицу, используя для её заполнения ключевые слова, ориентирующие читателя на текст художественного стиля.

Летний день

Звуки

 

Цвета

 

Движение объектов

 

 

 

 

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates