Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

В чём самая большая цель жизни?

 Прочитайте текст и выполните задания.

1) А в чём самая большая цель жизни? 2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. 4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. 5) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. 6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

   7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. 8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. 9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

   10) Надо быть патриотом, а не националистом. 11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. 12) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. 13) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. 14) В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

   15)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

   16)Это как круги на воде. 17) Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. 18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

   19)Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. 20)Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. 21) Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. (по Д.С Лихачёву)

 1.Для выражения своей позиции в этом тексте Д.С.Лихачёв использовал вопросно-ответную форму изложения. В чём особенность такой формы изложения?

 2. Найдите предложения, в которых есть слова, имеющие следующие лексические значения. Запишите эти слова в той очерёдности, как они появляются в тексте.

  1. 1)    возникающий помимо воли, сознания
  2. 2)    имеющий тесную родственную, дружескую или любовную связь
  3. 3)    большой крестьянский или ремесленный населённый пункт (в России традиционно с православным храмом).
  4. 4)    незначительное обстоятельство или дело; деталь
  5. 5)    некоторая ограниченная совокупность или область
  6. 6)    середина, главная часть или точка чего-либо

3. Прочитайте синонимы к  слову «УМНЫЙ»

разумный, благоразумный, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый, мудрый, мыслящий, здравомыслящий, малый с головой, какая голова (башка)!, ума палата, министр!, мудр, как змии; семи пядей во лбу, здравый, хитрый; неглупый, башковитый, мозговитый, головастый, умственный; сметливый, резонный, осмысленный, преумный, смекалистый, сообразительный, толковитый, высокомудрый, рациональный, дальнего ума, не дурак, быстрый разумом, многоумный, вумный, с понятием, мудрый яко змий, голова варит, умнейший, шарики вертятся, неглупого десятка, острого ума, котелок варит, ума не занимать, содержательный, даровитый, здравомысленный, светлоголовый, умница, путевый, находчивый, умнявный, умненький, есть голова на плечах, многодумный, хитроумный, многомудрый, трезвый, путный, деловой, высокоумный, премудрый, догадливый, деловитый, дельный, благорассудительный, широколобый, умнющий, лобастый, конструктивный, тонкий, легко схватывает, на лету схватывает, с полуслова понимает, умненек, дипломатический, разборчивый, вещий, мозган, умен, быстро схватывает. Выпишите  синонимы – фразеологизмы.

Подумайте, в каком значении Д.С.Лихачёв употребил слово «УМНЫЙ» в предложении №19. Своё предположение запишите. (Тезис – аргумент – вывод)

 4. Скажи по-другому: цель  жизни, счастье  людей, постепенно расширяясь, умная любовь.

 5. Найди соответствие. Морфология.

1.о крупном думать ,мелочь и крупное нельзя разделять

 

А)Деепричастие несовершенного вида

Б)Деепричастие совершенного вида

2. задачу, которую важно уметь решать

 

В)Прилагательное в сравнительной степени

Г)Наречие в сравнительной степени

3. своего  отца, свою семью, свой дом

 

Д)Подчинительный уступительный союз

Е)Сочинительный противительный союз

4. хотя  и на этом нельзя останавливаться

 

Ж)Слово образовано способом перехода одной части речи в другую.

 

5. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются

 

З)Притяжательное местоимение

И)Относительное местоимение

6. начинается с малого

 

К)Имя существительное

Л)Субстантивированное прилагательное

7. становятся все слабее

 

М)Местоимение

Н)Глагол

8. Любовь же и дружба

 

О)Наречие

9. становятся все выше

 

П) Причастие

 6. Найди соответствие. Синтаксис и пунктуация.

4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

1.Сложное бессоюзное предложение

2.Сложноподчинённое предложение

 6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

3.Сложносочинённое предложение

4.Предложение с разными видами связи

8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

5.Простое, осложнено обособленным обстоятельством.

6.Простое, осложнено однородными сказуемыми.

9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

7.СПП с придаточным определительным.

8.СПП с придаточным обстоятельственным причины

11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою.

9.СПП с обстоятельственным придаточным уступки.

18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

10.Есть вводная конструкция.

11.Простое, осложнено однородными обстоятельствами места

 12. Составные  глагольные сказуемые.

 

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Добро – это прежде всего счастье всех людей».

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates