Главное меню
Задания по теме "Лексика" по тексту Дины Рубиной "Любка"
- Подробности
- Категория: анализ текста
Дина Рубина «Любка»(отрывок )
1.Ноги у Любки гладкие были, выразительные и на вид – неутомимые, хотя на каждой стопе вдоль пальцев синела наколка «Они устали»… 2. Надо же – щёки впалые, плечи костистые, живот к спине примерз, а ноги – даже странно – что там твоя Психея!
3. – Одевайтесь, пожалуйста, – сказала Ирина Михайловна и, глядя, как торопливо и зябко путается девушка в лямках рубашки, размышляла.
4.Надрывная татуировка Ирину Михайловну не смутила.5. Она второй год сидела в заводской медкомиссии, навидалась за это время всякого, понимала, что детство и юность у человека не всегда протекают на стриженых газонах. 6.Любка держалась скромно, глядела порядочно, пальцы ног на осмотре стыдливо поджимала.
7.Ирина Михайловна дождалась, пока она оденется, бестолково выворачивая туда-сюда рукава куцей зеленой кофты, и позвала ее в коридор.
8. – Послушайте… Люба… – она заглянула в лицо девушки. – 9.Вы не представляете, какой это тяжелый хлеб – труд обдирщиц. 10.Через месяц вы рук своих не узнаете, сплошные будут рубцы и ожоги…
11.Любка настороженно помалкивала, соображая, какого рожна заботливой докторше надо.
12. – Не пойдете ли няней, ко мне? 13.У меня ребенок, восемь месяцев. 14.Сидеть некому, положение тяжелое… 15. А я… я вам шестьдесят рублей буду платить…
16.Похожа была докторша на воспитанную девочку из учёной семьи. 17.Некрасивая, веснушчатая. 18. Нос не то чтобы очень велик, но как-то вперед выскакивает: «Я, я, сначала – я!» 19. И все лицо скроено так, будто тянется к человеку с огромным вниманием. 20. Губы мягкие, пухлые, глаза перед всеми виноватые. 21.На кармашке белейшего халата уютно вышито синей шелковой ниткой: «И. М. З.».
22.Ах ты, докторша… Ну нянькой так нянькой…
23.Любка собрала лоб гармошкой и сказала:
24.– Прикину. Адресок пишите…
Блок заданий по теме «Лексика»
1.Какой тип речи представлен в предложениях 1-2, 16-21?
2.В каком значении употреблено слово «выразительный» (предложение №1):
а) наглядный, хорошо передающий какую-то идею или эмоцию; б) служащий для передачи идей или чувств?
3.От какого слова образовано прилагательное «надрывный» (предложение № 4):
а) надрыв; б) надорвать? Сформулируйте лексическое значение слова «надрывный»
4.Из предложения № 9 выпишите словосочетание в переносном значении. Определите вид тропа.
5.Найдите в предложении № 11 речевой оборот, который в словаре будет сопровождаться следующей словарной пометой -(простонародн.). Замените его стилистически нейтральным синонимом.
6.Найдите в предложении №23 словосочетание в переносном значении. Определите вид тропа. Замените это сочетание стилистически нейтральным синонимом.
7. Какой словарной пометой может сопровождаться слово «прикину» предложение №24) ?Замените это слово стилистически нейтральным синонимом.