Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Обособленные члены предложения

Материалы для работы.

Обособленные члены. Теория и практика.

Обособление несогласованных определений

 НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства

 Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.

  1.  1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника.
  2.  2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
  3.  3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.
  4.  4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка , сверкали на темно-синем своде.
  5.  5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
  6.  6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.
  7.  7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.
  8.  8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил...
  9.  9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.
  10.  10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
  11.  11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.
  12.  12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.
  13.  13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.
  14.  14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
  15.  15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.
  16.  16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.
  17.  17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.
  18.  18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.
  19.  19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.

 

Проверяем.

 

 

 

  1. 1. как птичка - сравнительный оборот
  2. 2. несмотря на непредвиденные трудности - обстоятельство уступки
  3. 3. не переставая - одиночное деепричастие
  4. 4. как два спасательных маяка  - сравнительный оборот
  5. 5. несмотря на преклонный возраст - обстоятельство уступки
  6. 6. при условии регулярных тренировок - оборот с производным предлогом ПРИ УСЛОВИИ
  7. 7. пройдя через тяжкие испытания - деепричастный оборот
  8. 8. судеб повинуясь закону - деепричастный оборот
  9. 9. как утка,  будто крыльями - сравнительные обороты,  взмахнув веслами - деепричастный оборот
  10. 10. вопреки предсказаниям моего спутника - оборот с производным предлогом ВОПРЕКИ
  11. 11. несмотря на все поиски - обстоятельство уступки
  12. 12. шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, опасаясь быть нескромными, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль - деепричастные обороты
  13. 13. не подвергая себя никакой опасности - деепричастный оборот
  14. 14. не пуская тьму ночную на золотые небеса, дав ночи полчаса - деепричастные обороты
  15. 15. несмотря на вьюгу - обстоятельство уступки
  16. 16. по причине неудачной охоты - оборот с производным предлогом ПО ПРИЧИНЕ
  17. 17. принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения - деепричастный оборот
  18. 18. благоухая,  дымясь - одиночные деепричастия
  19. 19. вследствие длинной осени и запаздывания весны - оборот с производным предлогом ВСЛЕДСТВИЕ

Поставьте недостающие знаки препинания

 

  1. Шатаясь и задыхаясь он наконец  вышел на берег увидел лежавший на земле халат поднял его и машинально растирался им пока не согрелось окоченевшее тело (Гессе).
  2. Старший брат моего отц умерший в 1813 году имея в виду  устроить деревенскую больницу  отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству (Герцен).
  3. Поля  всё поля тянулись вплоть до самого небосклона то слегка вздымаясь  то опускаясь снова кое-где виднелись небольшие леса и усеянные редким и низким кустарником вились овраги… (Тургенев).
  4. Да вот  недалеко искать вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов учитель греческого языка мой товарищ (А. Чехов).
  5. Моя свекровь  Авдотья Васильевна Аксенова  родившаяся еще при крепостном праве  простая неграмотная «баба рязанская» отличалась глубоким философским складом ума… (Е. Гинзбург).
  6. …Узнали что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой  другом отца нашего и двоюродным братом Натальи…(И. Бунин).
  7. … В городе Москве он этот человек  вдруг получил право на существование приобрел смысл и даже значение (М. Булгаков).
  8. Гатчина и Павловск  резиденции великокняжеской четы  остались до наших дней несмотря на новые планировки и перестройки памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).
  9. Я подозреваю что мужу её мирному абхазскому князю приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).
  10. Такие рукава исчезли  время мелькнуло  как искра умер отец профессор все выросли а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).

 

 Практикум ОГЭ

 Обособленные определения и приложения

 1)Среди предложений 56-61 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

 (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек. (57)Он видел нас насквозь, перехитрить его было невозможно, и ещё труднее – завоевать его расположение. (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому. (59)Но Усатый разговаривал с братьями ледяным голосом – ко всеобщему удовольствию. (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам. (61)Мы не понимали тогда почему, но из всего класса Усатый больше других отличал тихого и безропотного Васю Карасева, которому с трудом натягивали тройки по большинству предметов, кроме математики: ею только и занимался Вася, бредил ею и знал её.

 2) Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

 (11) В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье, и надо же тому случиться, чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра, женщина чрезвычайно влиятельная и активная. (12) "Где вы нашли такую красотку? - восторженно спросила попечительница. (13) "Это, ваше сиятельство, не красотка, а красавец", - проворчал суфлер.

 3) Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

 (14) А помните, Никита Григорьевич, надвратную надпись на нашем храме? (15) "Пусть будут отверсты очи твои на храм сей ночью и днем". (16) Матушку вашу покойную, княгиню Катерину Исаевну, очень эта надпись умиляла.

(17) И словно спохватившись, что сказал лишнее, он поспешно вышел из комнаты.

Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами.

 4) Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 (13) Лет пятьсот назад её нацарапал Иван-царевич, который был здесь проездом.

(14) Старшая Баба-Яга лежала на дубовой лавке и тоскливо разглядывала эту эпитафию.

(15) Средняя сестрица с силой втирала ей в костяную ногу какую-то мазь, похожую на скисший йогурт.

(16) Костяная нога слегка дымилась от этой процедуры, как будто из неё добывали огонь.

 5) Среди предложений предложений 11-14 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

 (11) Сколько дыму через себя ведро пропустило – столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных – от людей, уже, может быть, покойных давно.

(12) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» – ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. (13) «Брось ты его, заразу! – старшина крикнул. – Там другое найдёшь!» (14) Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул – и опустил его у входа. 

 6) Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 

 (23) Заглянув под избушку, она увидела две массивные куриные ноги, которые намертво вцепились в землю своими мощными когтями.

(24) — А это тебе подарок! — на крыльце стояли Бабы-Яги. (25) У старшей в руках было красивое платье, расшитое золотом и жемчугами.

(26) — Ой, что вы! (27) Спасибо, — растроганно сказала Маша.

 Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные обстоятельства» для 9 класса

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

 (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)

 2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 (1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)

 3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)

 4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

 (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)

 5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 (1)Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь.(2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)

 6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)

 7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)

 8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

 (1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

 9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.)

 10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

 (1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)

 

 

Причастные и деепричастные обороты.

 

  1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Мать выпустила Прохора (1) и (2) горько заплакав (3) ушла. (Шишков В.)

1) 1,2

2) 2,3

3) 1,3

4) 1,2,3

 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Черная дуга высоко вырезывалась в небе (1) и (2) качаясь (3) задевала звезды. (Бунин И.)

1) 1,3

2) 1,2

3) 2,3

4) 1,2,3

 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 К Марье Афанасьевне я не пошел, а (1) закрыв кухню (2) на чёрный висячий замочек (3) выбежал во двор.(Беляев В.)

1) 1,2,3

2) 2,3

3) 1,2

4) 1,3

 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Секретарь (1) стараясь не проронить (2) ни слова (3) быстро чертил на пергаменте слова. (Булгаков М.)

1) 1,3

2) 1,2

3) 2,3

4) 1,2,3

 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Две собачонки отчаянно залаяли на ребят, но (1) подбежав (2) к ним (3) подхалимски завиляли хвостами. (Рыбаков А.)

1) 1,2

2) 2,3

3) 1,3

4) 1,2,3

 Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

 1) Сашка молча показал на, заросшее кустами и осокой, наше небольшое озерко.

2) В широкой, ещё залитой легким туманом, лощине отец вдруг останавливает лошадь.

3) После выстрела, прогремевшего на всю округу, с ёлки дождём посыпалась хвоя, но птица не падала.

4) С величайшим волнением я прицелился в птицу сидевшую над моей головой.

 2. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

 1) Много глухарей убил я на глухариных токах, множество ночей провел в лесу у костра, веселящего сердце каждого настоящего охотника, знающего и любящего лесную природу.

2) Охотничьими богатствами славились скупленные им лесные имения, находившиеся под управлением отца.

3) В одном из имений, носившем название Мой Удел был дупелиный ток.

4) Ночью мы сидели в шалаше, накрытом камышом и осокой.

 3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Я близко видел их длинные клювы, грозно распущенные, крылья.

2) Множество голосов наполняло окружавшее нас, озаренное утренним солнцем пространство.

3) О преступлении отца Козлову сообщил служивший в имении чахоточный конторщик-доносчик.

4) Не раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах.

 4. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

 1) Я смотрел, на окружавшие меня, голые деревья.

2) Плывшие по воде желтоватые свежие пёрышки, принадлежали самке-глухарке.

3) Головастое чудовище, сидевшее на голой осине, было видно со всех сторон издалека.

4) Первыми заметили филина, неведомо откуда появившиеся, стрекотухи-сороки.

 5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Они [птицы] кружились, подсаживались ближе и ближе к филину, угрюмо ворочавшему ушастой головою.

2) Напуганные выстрелом птицы ещё долго кружились надо мною.

3) Каждую весну я выезжал в исхоженные мною лесные угодья.

4) Я и прежде слыхивал от старых охотников о проказах филина охотящегося на глухариных токах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates