Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Тексты А. Ябловова и Ю. Лотмана

(1 )Люди старшего поколения любят вести разговоры о том, что нынешняя молодёжь обманывает ожидания «отцов»: она ветрена, легкомысленна, безнадёжно испорчена пороками, и, как только умрут старые люди, страна сразу же погибнет. (2)Эти упрёки в адрес «младого племени» звучали ещё в трудах древнегреческих философов, но ничего с миром до сих пор не случилось, человечество неуклонно движется по пути прогресса. (З)И вроде бы можно отмахнуться от ворчанья стариков, сказать, что вызвано оно завистью к пышущей красотой молодости. (4)Но нет, не завистью, а искренним желанием помочь: прошлое ответственно перед настоящим, отец отвечает за своего сына и поэтому не имеет права равнодушно наблюдать, предоставляя возможность событиям идти своим чередом.

(5)Работая тренером в детской спортивной школе, я постоянно общаюсь с подростками, вслушиваюсь в их разговоры, порою они делятся со мною сокровенным. (б)Странным мне в них кажется парадоксальное сочетание взрослой трезвости и какого-то агукающего инфантилизма. (7)С одной стороны, они смотрят на жизнь взором искушённого практика. (8)Они знают, что им надо, чего не надо, знают, где это нужное взять и сколько оно стоит. (9)Недавно тринадцатилетний мальчик полчаса объяснял мне, где лучше оформить кредит на автомобиль, какую машину выгоднее покупать в рассрочку, в каком банке можно взять ссуду. (10)И вот слушаешь его, как он сыплет цифрами, иноязычными словами, как он называет марки автомобилей, и начинаешь испытывать уважение к его уму, к его хозяйской хватке, к его умению точно судить о жизни, о своих возможностях. (11)А потом смотришь: тренируется кое-как, учится через пень колоду. (12)Kaк же так? (13)Ведь разумный человек, уже всю жизнь наперёд разметил, знает, какой вуз окончит, где будет работать, какую машину надо покупать, когда жениться ... (l4)A как доходит до дела, так себя не может заставить даже вовремя с кровати подняться! (l5)Почему?!

(lб)И выясняется странная вещь: так называемая трезвость, житейский опыт - это разновидность современной маниловщины. (17)Маниловщины приземлённой, бесцветной, но такой же бесплодной. (l8)Помните, был у Гоголя помещик, который всё о чём-то грезил, но ничего не делал. (19)Раньше молодые люди мечтали о чём-то великом, крупном, масштабном. (20)Пусть не все добились поставленной цели, всё же они, двигаясь по направлению к своей мечте, смогли узнать много нового о себе, о своих возможностях. (21)A нынешние подростки хотят обладать чем-то обыкновенным, осязаемым, простым, тем, что продаётся в соседнем магазине, тем, что кажется достижимым. (22)А раз так, то зачем напрягаться, зачем стремиться к чему-то запредельному, зачем испытывать себя на прочность? (23)Но странное дело: то, что казалось достижимым, вполне посильным, оказывается за гранью твоих возможностей. (24)Если человек тренирует бицепсы с помощью килограммовых гантелей, то никакого эффекта не будет. (25)Для развития физической силы требуется вес посерьёзнее. (26)Так и с душевными качествами. (27)Чтобы их развить, нужно постоянно стремиться к новым высотам, преодолевать усталость, учиться терпеть. (28)Русский писатель д. Хармс очень точно сказал: «Ищи то, что выше того, что можешь найти». (29)Обратите внимание: Хармс не сказал «мечтай» или «желай», а «ищи», то есть действуй, напрягайся, стремись. (30)Только так можно достичь своей цели. (По А. Яблокову)

 

 

(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.

(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.

(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.

   (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.

(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.

(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.

(по Ю.М. Лотману)

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates