Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Готовимся к ГИА. Орфография. Лексика. Грамматика.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени. Бэла»

Прочитайте предложения и выполните задания.

1.Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.
2.Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
3.В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.
4.Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться! (штабс-капитан Максим Максимыч)
5.Слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

Задания:

  1.                                I.            Орфография

1)      Из предложений выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от значения.

2)      Из предложений выпишите слово(-а), в котором(-ых) есть корень с чередованием

3)      Из предложений выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от ударения

4)      Из предложений выпишите слово(-а),в которых правописание суффикса подчиняется правилу: «В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида пишется НН»

5)      Из предложений выпишите слово(-а),в которых правописание НЕ подчиняется правилу: «НЕ со словом пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется»

  1.                             II.            Морфология

Исправьте ошибки в определении принадлежности слова к той или иной части речи:

1)      Среди(№1) – наречие

2)      Которых, который (№2) – подчинительные союзы в придаточных определительных

3)      Уничтожения(№1) – глагол

4)      Удаляясь, приближаясь (№2) – деепричастия  совершенного вида

5)      Некогда (№2) – отрицательное местоимение

6)      Сильнее, живее(№3) – наречия в форме простой сравнительной степени

7)      Уж(№4) – наречие

8)      Её (№5) – притяжательное местоимение

  1.                          III.            Лексика

Определить, в каком значении используется слово:

1)      Ясный (№1)

1.яркийсияющий; не затуманенный .

 2. разг. начищенный до блеска; блестящий 

3. светлый, ничем не затемнённый; 

4. перен. ничем не омрачённый; спокойный,

 5. отчётливый, хорошо видимый, слышимый, осязаемый

6.перен. легко воспринимаемый; понятный 

7. перен. определённыйточныйосознанный  

8. логичныйстройныйчёткий 

9. способный логично, чётко мыслить

10. не оставляющий сомнений в чём-либо; очевидный 

 

2)      Приближаясь(приближаться) (№2)

1.перемещаясь или распространяясь, становиться ближе к чему-либо, сокращать пространственное расстояние до чего-либо   

2.становиться ближе к какому-либо объекту по мере движения этого объекта  

3.перен. существуя, развиваясь, становиться ближе во времени к какому-либо событию, состоянию  

4.перен. становиться ближе во времени, наступать 

5.перен. входить в более близкие, доверительные отношения с кем-либо  

6.перен. приблизительно совпадать с чем-нибудь, быть, становиться более похожим на что-либо, сокращатьразличие     

7.страд. от приближать 

  

  1.                          IV.            Синтаксис

1)      Выпишите подлежащие из предложения №1, определяя способы выражения

2)      Выпишите грамматические основы предложения №2

3)      Выпишите сказуемые из предложения №3, определяя их тип

4)       «Собери» характеристику предложения №5

a)      Простое

b)      Сложное

c)      Сложное, состоит из двух частей

d)     Сложное, состоит из трёх частей

e)      Сложносочинённое

f)       Сложноподчинённое

g)      Бессоюзное

h)      С разными видами связи

i)        Сочинительная связь

j)        Подчинительная связь

k)      Бессоюзная связь

l)        Придаточное определительное

m)    Придаточное изъяснительное

n)      Придаточное обстоятельственное

5)      Укажите номера предложений, в которых есть вводные и вставные конструкций.

  1.                             V.            Пунктуация

Прочитайте предложения и выполните задания:

1)      Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, (1)среди которых ему случается жить;(2) не знаю,(3) достойно порицания или похвалы это свойство ума, (4)только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, (5)который прощает зло везде, (6)где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.

2)      Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе,(7) мы невольно становимся детьми;(8) все приобретенное отпадает от души,(9) и она делается вновь такою,(10) какой была некогда, (11)и, (12)верно,(13) будет когда-нибудь опять.

3)      В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, (14)живее во сто крат,(15) чем в нас,(16) восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

4)      Уж эта мне Азия! что люди, что речки —(17) никак нельзя положиться! (штабс-капитан Максим Максимыч)

5)      Слава —(18) удача, (19)и чтоб добиться ее,(20) надо только быть ловким.

Задания:

1.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
2.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
3.Выпишите цифры, обозначающие знаки  между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
4.Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах
5.Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных оборотах

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates