Тест для учителей русского языка


Тест для учителей русского языка

http://topreferat.znate.ru/

  1. Укажите номер ошибочного утверждения «К сложным формам организации речи относятся…»
    • диалогическое единство
    • сложная синтаксическая конструкция
    • сложное синтаксическое целое
  1. Какие словоформы разграничивают на письме дифференцирующие написания?
    • Совпадающие по фонемному составу
    • Не совпадающие по фонемному составу
    • Совпадающие по произношению
    • Не совпадающие по произношению
  1. Какой принцип из ниже перечисленных не относится к правилам слитного, раздельного или дефисного написания слов?
    • Лексико-синтаксический
    • Словообразовательно-композиционный
    • Традиционный
    • Стилистический
  1. Как моделируется система языка учеными?
  • В виде уровней.
  • В виде цепочки единиц.
  • В виде совмещающихся кругов.
  • В виде системы.
  1. Какие разделы включает в себя современное языкознание? Выберите полный список разделов.
  • Фонетика, фонология, орфоэпия, словообразование, морфология.
  • Лексикология, фразеология, лексикография, графика, пунктуация.
  • Фонетика, фонология, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология.
  • Фонетика, фонология, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология.
  1. Что такое просторечье?
  • Разновидность литературного языка
  • Диалект
  • Разновидность национального языка, используемая в повседневном общении малообразованной частью его носителей
  • Разговорная речь
  1. Как называется общая наука, изучающая язык?
  • Грамматикой
  • Словесностью
  • Риторикой
  • Языкознанием (лингвистикой)
  1. Что такое национальный русский язык?
  • Русский литературный язык
  • Язык художественной литературы
  • Язык всех говорящих на нем
  • Язык русской нации, включающий в себя все многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном
  1. Что такое литературный русский язык?
  • Язык художественной литературы
  • Высшая форма национального русского языка, обладающая строгими нормами произношения, правописания, употребления слов и грамматических форм
  • Язык бытового общения
  • Язык средств массовой информации
  1. Что такое функциональные стили литературного языка?
  • Разновидности литературного языка, обслуживающие определенные сферы общения и обладающие своеобразием в использовании языковых средств
  • Территориальные разновидности национального языка
  • Социальные разновидности языка
  • Употребление языка в книжной и разговорной формах
  1. Какие дополнительные значения, передаваемые единицами языка, изучаются стилистикой?
    • О сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилисти-ческое значение)
    • О типах ситуаций, в которых эти единицы, как правило, употребляются (экспрессивно-стилистическое значение)
    • Об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение)
    • Все ответы правильные
  1. Что обозначают буквы русского алфавита с точки зрения академической грамматики?
    • Звуки
    • Слоги
    • Слова
    • Фонемы
  1. Как называется принцип, согласно которому буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции?
  • Фонематический
  • Морфологический
  • Традиционный
  • Фонетический
  1. Что НЕ входит в систему русской орфографии?
  • Передача буквами фонемного состава слова
  • Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей
  • Употребление прописных и строчных букв
  • Перенос части слова с одной строки на другую
  • Графические сокращения слов
  • Лингвистический анализ текста
  1. Какие из перечисленных названий НЕ соответствуют типам графических сокращений?
    • Пунктуационные
    • Точечные
    • Дефисные
    • Косолинейные
    • Курсивные
    • Нулевые
    • Комбинированные
  1. Какие из перечисленных типов НЕ относятся к типам лексического значения слова?
    • Лексико-грамматический тип (связи слов)
    • Тип номинативности (прямое и переносное значения)
    • Тип мотивированности (первичное и вторичное значения)
    • Тип синтагматичности (сочетаемости)
  1. Какую метафору можно назвать не художественной, а языковой?
    • Метафора индивидуальна, невоспроизводима в языке, имеет авторство и выполняет образные эстетические функции олицетворения (антропонима)
    • Метафора отражает социальный опыт, имеет системный характер употребления, воспроизводима и анонимна
    • Метафора, переносный смысл которой легче раскрыть в контексте
    • Метафора, переносный смысл которой можно раскрыть без обращения к контексту
  1. Какие из перечисленных названий НЕ являются названиями разновидностей синонимов?
    • Идеографические
    • Стилистические
    • Композиционные
    • Стилевые
  1. Что НЕ входит в лексикографический анализ слова?
  • Фонетический облик слова
  • Слово, семантически расчлененное на отдельные значения (лексико-семантические варианты)
  • Разного рода грамматические, семантические, стилевые и стилистические пометы
  • Семантическая структура слова как исторически и иерархически организованная совокупность значений
  • Реализованное слово (иллюстративный материал)
  1. Актуальное членение предложения позволяет указать тему и рему, соотнести тема-рематическое (актуальное) членение с синтаксическим Обычно тему выражает:
    • Сказуемое
    • Подлежащее
    • Дополнение
    • Определение
    • Обстоятельство
  1. Структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений опирается прежде всего на характер сочинительных союзов, соединяющих предикативные части К ним НЕ относятся союзы:
    • Соединительные
    • Разделительные
    • Сочинительные
    • Противительные
    • Пояснительные
    • Присоединительные
  1. Единицами современного синтаксиса текста НЕ являются:
  • Предложение
  • Абзац
  • Сложное синтаксическое целое
  • Фрагмент
  • Словосочетание
  1. Какие виды работ по русскому языку на уроках литературы более всего способствуют занятиям пунктуацией в старших классах:
    • письмо по памяти небольших отрывков из изучаемых произведений;
    • анализ синтаксических особенностей языка художественного произведения;
    • пересказы отрывков из изучаемых произведений;
    • подготовка и написание сочинений на литературные темы;
  1. Как лучше проверить правильность выделения абзацев в школьном сочинении литературно-критического типа?
    • По смыслу
    • Никак
    • Надо установить, есть ли логика
    • Проверить, есть ли в абзацах основные мысли
    • Прочитать подряд первые предложения и убедиться, что между ними есть смысловая связь
  1. Сколько частей имеет сложное синтаксическое целое в своем полном виде?
    • Одну
    • Две
    • Три
    • Четыре
    • Много
  1. Сколько частей содержит полный абзац?
    • Одну
    • Две
    • Три
    • Четыре
    • Много
  1. К методам контроля за усвоением знаний НЕ относится:
    • фронтальный опрос;
    • рассказ ученика;
    • подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ;
    • ответы на вопросы
  1. Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией, могут быть следующими:
    • выписать из текста глаголы в форме условного наклонения;
    • в чем сходство и различие между выделенными глаголами и существительными;
    • сделать синтаксический разбор словосочетаний;
  1. К критериям языкового оформления изложений и сочинений НЕ относится:
    • стилистическое единство и выразительность речи;
    • соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм;
    • богатство словаря и грамматического строя речи;
    • правильность и уместность употребления языковых средств
  1. Принцип единства сознаваемого и несознаваемого на уроке русского языка НЕ реализуется тогда, когда:
    • используются нестандартные формы обучения;
    • на уроке имеют место особые приемы — приемы релаксопедии (активизации сферы подсознания);
    • учащиеся проявляют активный интерес к обсуждаемой на уроке проблеме;
    • дается установка на запоминание правила и осознанное использование его при написании орфограмм и пунктограмм;
  1. Прочитайте текст.
    В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов). Определите тип описания
    • портретное
    • интерьерное
    • пейзажное
    • жанровое
  1. Прочитайте текст.

В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов)

Какой тип связи использован в словосочетании тенора и дисканты:

    • управление
    • сочинительная связь
    • примыкание
    • согласование
  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    • м…нера, м…нархия, м…нополия, нарком…ния.
    • м…никюр, м…нжета, м…ндат, м…нускрипт.
    • м…нограмма, мелом…ния, м…ноплан, м…нипуляция.
    • м…нолит, м…нуфактура, м…нолог, м…невр.
  1. Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэррола. Найдите примеры шуточного объяснения происхождения и значения слов. Как называется этот прием?
    • Он утверждал, что хочет взглянуть на гиппопотама,- объяснила Белая королева. – Увы, гиппопотам тут не бывает.
    • А где же он бывает? – заинтересовалась Алиса.
    • Там, конечно, — ответила Белая королева. – Бывал бы он тут, его называли бы Гиппопотут.
    • стилизация
    • этимологизация
    • паронимическое противопоставление
    • анафора
  1. В каждой паре данных ниже словосочетаний одно построено правильно, а в другом нарушена сочетаемость слов. Найдите ошибки.

(1-2) Сжали рожь, сжали урожай; (3-4) ширина натуры, ширина реки; (5-6) могущественное государство, могущественное дерево; (7-8) раздеть ребенка, раздеть сапоги; (9-10) поехал обратно, заболел обратно; (11-12) сделали подвиги сделали вылазку.

    • 2,3,5,8,10,11
    • 1,3,4,7,9
    • 1,2,4,9,10, 11
    • 1.2,5,7,9
  1. Словарыбарь, дружествоотносятся к
  • фонетическим архаизмам
  • словообразовательным архаизмам
  • семантическим архаизмам
  • грамматическим архаизмам
  1. Найдите среди следующих примеров случаи контекстуальной антонимии:
  • Корень учения горек, а плод сладок.
  • На Руси не все караси – есть и ерши.
  • Ученье — свет, а неученье – тьма.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  1. К полным лексическим омонимам относятся слова
  • коса (песчаная) – коса (девичья)
  • закапывать лекарство – закапывать яму
  • жгут (глаг.) – жгут (сущ.)
  • атлас (географический) – атлас (цветастый)
  1. В русском языке качественной редукции подвергаются гласные:
  • о, а, э
  • о, а
  • о, э
  • о, у
  1. Основной принцип письма в Древней Руси:
  • морфологический
  • фонетический
  • традиционный
  • слоговой
  1. Укажите, какое фонетическое явление в русском языке не является следствием утраты редуцированных звуков в слабой позиции:
  • уподобление согласных по звонкости и глухости
  • качественная редукция безударных гласных
  • уподобление согласных по месту и способу образования
  • явление непроизносимых согласных
  1. Пары словпоспел – спелый, гнил – гнилойимеют сходный морфемный состав, так как исторически это:
  • форма прошедшего времени глагола
  • прилагательное
  • причастие
  • существительное
  1. В правиле правописания приставокпре-ипри-орфограмма характеризуется:
  • с семантико – грамматической стороны
  • с грамматической стороны
  • с фонетической стороны
  • с фонетической, с грамматической и семантической стороны
  1. Какое из правил русской орфографии основано на морфологическом принципе?
  • написание приставкираз- (рас- // роз- // рос-)
  • написание суффикса прилагательных-лив-
  • букваЫпосле приставок на согласный
  • окончания-ой, -ый/ -ийв прилагательных именительного, винительного падежей единственного числа
  1. К грамматическим ошибкам относятся:
  • употребление слова в несвойственном ему значении
  • нарушение управления
  • повторение одного и того же слова
  • неудачная видо-временная соотнесенность глагольных форм
  1. К грубым орфографическим ошибкам относятся:
  • дефис в наречиях
  • прописная и строчная буква в составных собственных наименованиях
  • слитное и раздельное написание наречий
  • буквыи – ыпосле приставок
  1. Грубыми пунктуационными ошибками считаются:
  • замена одного знака другим
  • запятая в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом
  • пропуск запятых при вводном слове
  • неправильная последовательность сочетающихся знаков
  1. Найдите развивающую цель урока
  • Проконтролировать степень усвоения понятияполные и краткие прилагательные;
  • сформировать навык правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;
  • формировать умение на основе сопоставления находить в предложении полные и краткие прилагательные;
  • вырабатывать навык построения монологического высказывания.
  1. При использовании на уроке русского языка фрагмента статьи из учебника физики в качестве примера научного стиля речи имеет место:
  • понятийно – терминологическая межпредметная связь
  • коммуникативно – речевая межпредметная связь
  • учебно – дидактическая межпредметная связь
  • нельзя вести речь о межпредметной связи
  1. Наиболее оптимальная форма внедрения национально-регионального компонента в преподавание русского языка
  • организация экскурсий по родному краю
  • привлечение дидактического материала, связанного с историей и культурой родного края
  • создание в школе музея родного края
  • проведение интегрированных уроков
  1. На успешное формирование навыков учебного труда в последнюю очередь влияет:
  • умение осознавать учебную задачу
  • владение рациональными учебными действиями
  • умение осуществлять самоконтроль
  • знание учебного материала
  1. Коммуникативная компетенция – это…
  • осведомленность школьников в системе родного языка
  • осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме
  • знания учащихся о науке «Русский язык», ее разделах, целях, методах, этапах развития
  • интеграция учащихся в культуру родного края
  1. Согласно проекту «Государственного стандарта образования» в общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности выпускника основной школы не входит
  • адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде
  • выбор и использование средства языка в соответствии с коммуникативной задачей
  • составление планов, тезисав, конспектов
  • умение писать сочинения разных жанров
  1. Согласно проекту «Государственного стандарта образования» в общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности выпускника начальной школы не входит
  • уметь выделять главные мысли текста
  • владеть навыками осознанного, беглого чтения различных стилей и жанров
  • уметь ставить вопрос, строить ответ
  • уметь строить монологическое высказывание
  1. Какой из пунктов не входит в определение«языковая личность нового типа»?
  • личность, владеющая несколькими языками
  • личность, открытая как для своей (родной) культуры, так и для культур других народов
  • личность, готовая к самореализации
  • личность, ориентированная на передовые достижения в современной мировой культуре