Тест для учителей русского языка
- Подробности
- Категория: конкурс
http://topreferat.znate.ru/
- Укажите номер ошибочного утверждения «К сложным формам организации речи относятся…»
- диалогическое единство
- сложная синтаксическая конструкция
- сложное синтаксическое целое
- Какие словоформы разграничивают на письме дифференцирующие написания?
- Совпадающие по фонемному составу
- Не совпадающие по фонемному составу
- Совпадающие по произношению
- Не совпадающие по произношению
- Какой принцип из ниже перечисленных не относится к правилам слитного, раздельного или дефисного написания слов?
- Лексико-синтаксический
- Словообразовательно-композиционный
- Традиционный
- Стилистический
- Как моделируется система языка учеными?
- В виде уровней.
- В виде цепочки единиц.
- В виде совмещающихся кругов.
- В виде системы.
- Какие разделы включает в себя современное языкознание? Выберите полный список разделов.
- Фонетика, фонология, орфоэпия, словообразование, морфология.
- Лексикология, фразеология, лексикография, графика, пунктуация.
- Фонетика, фонология, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология.
- Фонетика, фонология, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология.
- Что такое просторечье?
- Разновидность литературного языка
- Диалект
- Разновидность национального языка, используемая в повседневном общении малообразованной частью его носителей
- Разговорная речь
- Как называется общая наука, изучающая язык?
- Грамматикой
- Словесностью
- Риторикой
- Языкознанием (лингвистикой)
- Что такое национальный русский язык?
- Русский литературный язык
- Язык художественной литературы
- Язык всех говорящих на нем
- Язык русской нации, включающий в себя все многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном
- Что такое литературный русский язык?
- Язык художественной литературы
- Высшая форма национального русского языка, обладающая строгими нормами произношения, правописания, употребления слов и грамматических форм
- Язык бытового общения
- Язык средств массовой информации
- Что такое функциональные стили литературного языка?
- Разновидности литературного языка, обслуживающие определенные сферы общения и обладающие своеобразием в использовании языковых средств
- Территориальные разновидности национального языка
- Социальные разновидности языка
- Употребление языка в книжной и разговорной формах
- Какие дополнительные значения, передаваемые единицами языка, изучаются стилистикой?
- О сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилисти-ческое значение)
- О типах ситуаций, в которых эти единицы, как правило, употребляются (экспрессивно-стилистическое значение)
- Об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение)
- Все ответы правильные
- Что обозначают буквы русского алфавита с точки зрения академической грамматики?
- Звуки
- Слоги
- Слова
- Фонемы
- Как называется принцип, согласно которому буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции?
- Фонематический
- Морфологический
- Традиционный
- Фонетический
- Что НЕ входит в систему русской орфографии?
- Передача буквами фонемного состава слова
- Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей
- Употребление прописных и строчных букв
- Перенос части слова с одной строки на другую
- Графические сокращения слов
- Лингвистический анализ текста
- Какие из перечисленных названий НЕ соответствуют типам графических сокращений?
- Пунктуационные
- Точечные
- Дефисные
- Косолинейные
- Курсивные
- Нулевые
- Комбинированные
- Какие из перечисленных типов НЕ относятся к типам лексического значения слова?
- Лексико-грамматический тип (связи слов)
- Тип номинативности (прямое и переносное значения)
- Тип мотивированности (первичное и вторичное значения)
- Тип синтагматичности (сочетаемости)
- Какую метафору можно назвать не художественной, а языковой?
- Метафора индивидуальна, невоспроизводима в языке, имеет авторство и выполняет образные эстетические функции олицетворения (антропонима)
- Метафора отражает социальный опыт, имеет системный характер употребления, воспроизводима и анонимна
- Метафора, переносный смысл которой легче раскрыть в контексте
- Метафора, переносный смысл которой можно раскрыть без обращения к контексту
- Какие из перечисленных названий НЕ являются названиями разновидностей синонимов?
- Идеографические
- Стилистические
- Композиционные
- Стилевые
- Что НЕ входит в лексикографический анализ слова?
- Фонетический облик слова
- Слово, семантически расчлененное на отдельные значения (лексико-семантические варианты)
- Разного рода грамматические, семантические, стилевые и стилистические пометы
- Семантическая структура слова как исторически и иерархически организованная совокупность значений
- Реализованное слово (иллюстративный материал)
- Актуальное членение предложения позволяет указать тему и рему, соотнести тема-рематическое (актуальное) членение с синтаксическим Обычно тему выражает:
- Сказуемое
- Подлежащее
- Дополнение
- Определение
- Обстоятельство
- Структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений опирается прежде всего на характер сочинительных союзов, соединяющих предикативные части К ним НЕ относятся союзы:
- Соединительные
- Разделительные
- Сочинительные
- Противительные
- Пояснительные
- Присоединительные
- Единицами современного синтаксиса текста НЕ являются:
- Предложение
- Абзац
- Сложное синтаксическое целое
- Фрагмент
- Словосочетание
- Какие виды работ по русскому языку на уроках литературы более всего способствуют занятиям пунктуацией в старших классах:
- письмо по памяти небольших отрывков из изучаемых произведений;
- анализ синтаксических особенностей языка художественного произведения;
- пересказы отрывков из изучаемых произведений;
- подготовка и написание сочинений на литературные темы;
- Как лучше проверить правильность выделения абзацев в школьном сочинении литературно-критического типа?
- По смыслу
- Никак
- Надо установить, есть ли логика
- Проверить, есть ли в абзацах основные мысли
- Прочитать подряд первые предложения и убедиться, что между ними есть смысловая связь
- Сколько частей имеет сложное синтаксическое целое в своем полном виде?
- Одну
- Две
- Три
- Четыре
- Много
- Сколько частей содержит полный абзац?
- Одну
- Две
- Три
- Четыре
- Много
- К методам контроля за усвоением знаний НЕ относится:
- фронтальный опрос;
- рассказ ученика;
- подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ;
- ответы на вопросы
- Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией, могут быть следующими:
- выписать из текста глаголы в форме условного наклонения;
- в чем сходство и различие между выделенными глаголами и существительными;
- сделать синтаксический разбор словосочетаний;
- К критериям языкового оформления изложений и сочинений НЕ относится:
- стилистическое единство и выразительность речи;
- соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм;
- богатство словаря и грамматического строя речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств
- Принцип единства сознаваемого и несознаваемого на уроке русского языка НЕ реализуется тогда, когда:
- используются нестандартные формы обучения;
- на уроке имеют место особые приемы — приемы релаксопедии (активизации сферы подсознания);
- учащиеся проявляют активный интерес к обсуждаемой на уроке проблеме;
- дается установка на запоминание правила и осознанное использование его при написании орфограмм и пунктограмм;
- Прочитайте текст.
В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов). Определите тип описания
- портретное
- интерьерное
- пейзажное
- жанровое
- Прочитайте текст.
В траве поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистывание, царапание, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул. (А. П. Чехов)
Какой тип связи использован в словосочетании тенора и дисканты:
- управление
- сочинительная связь
- примыкание
- согласование
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- м…нера, м…нархия, м…нополия, нарком…ния.
- м…никюр, м…нжета, м…ндат, м…нускрипт.
- м…нограмма, мелом…ния, м…ноплан, м…нипуляция.
- м…нолит, м…нуфактура, м…нолог, м…невр.
- Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэррола. Найдите примеры шуточного объяснения происхождения и значения слов. Как называется этот прием?
- Он утверждал, что хочет взглянуть на гиппопотама,- объяснила Белая королева. – Увы, гиппопотам тут не бывает.
- А где же он бывает? – заинтересовалась Алиса.
- Там, конечно, — ответила Белая королева. – Бывал бы он тут, его называли бы Гиппопотут.
- стилизация
- этимологизация
- паронимическое противопоставление
- анафора
- В каждой паре данных ниже словосочетаний одно построено правильно, а в другом нарушена сочетаемость слов. Найдите ошибки.
(1-2) Сжали рожь, сжали урожай; (3-4) ширина натуры, ширина реки; (5-6) могущественное государство, могущественное дерево; (7-8) раздеть ребенка, раздеть сапоги; (9-10) поехал обратно, заболел обратно; (11-12) сделали подвиги сделали вылазку.
- 2,3,5,8,10,11
- 1,3,4,7,9
- 1,2,4,9,10, 11
- 1.2,5,7,9
- Словарыбарь, дружествоотносятся к
- фонетическим архаизмам
- словообразовательным архаизмам
- семантическим архаизмам
- грамматическим архаизмам
- Найдите среди следующих примеров случаи контекстуальной антонимии:
- Корень учения горек, а плод сладок.
- На Руси не все караси – есть и ерши.
- Ученье — свет, а неученье – тьма.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- К полным лексическим омонимам относятся слова
- коса (песчаная) – коса (девичья)
- закапывать лекарство – закапывать яму
- жгут (глаг.) – жгут (сущ.)
- атлас (географический) – атлас (цветастый)
- В русском языке качественной редукции подвергаются гласные:
- о, а, э
- о, а
- о, э
- о, у
- Основной принцип письма в Древней Руси:
- морфологический
- фонетический
- традиционный
- слоговой
- Укажите, какое фонетическое явление в русском языке не является следствием утраты редуцированных звуков в слабой позиции:
- уподобление согласных по звонкости и глухости
- качественная редукция безударных гласных
- уподобление согласных по месту и способу образования
- явление непроизносимых согласных
- Пары словпоспел – спелый, гнил – гнилойимеют сходный морфемный состав, так как исторически это:
- форма прошедшего времени глагола
- прилагательное
- причастие
- существительное
- В правиле правописания приставокпре-ипри-орфограмма характеризуется:
- с семантико – грамматической стороны
- с грамматической стороны
- с фонетической стороны
- с фонетической, с грамматической и семантической стороны
- Какое из правил русской орфографии основано на морфологическом принципе?
- написание приставкираз- (рас- // роз- // рос-)
- написание суффикса прилагательных-лив-
- букваЫпосле приставок на согласный
- окончания-ой, -ый/ -ийв прилагательных именительного, винительного падежей единственного числа
- К грамматическим ошибкам относятся:
- употребление слова в несвойственном ему значении
- нарушение управления
- повторение одного и того же слова
- неудачная видо-временная соотнесенность глагольных форм
- К грубым орфографическим ошибкам относятся:
- дефис в наречиях
- прописная и строчная буква в составных собственных наименованиях
- слитное и раздельное написание наречий
- буквыи – ыпосле приставок
- Грубыми пунктуационными ошибками считаются:
- замена одного знака другим
- запятая в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом
- пропуск запятых при вводном слове
- неправильная последовательность сочетающихся знаков
- Найдите развивающую цель урока
- Проконтролировать степень усвоения понятияполные и краткие прилагательные;
- сформировать навык правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;
- формировать умение на основе сопоставления находить в предложении полные и краткие прилагательные;
- вырабатывать навык построения монологического высказывания.
- При использовании на уроке русского языка фрагмента статьи из учебника физики в качестве примера научного стиля речи имеет место:
- понятийно – терминологическая межпредметная связь
- коммуникативно – речевая межпредметная связь
- учебно – дидактическая межпредметная связь
- нельзя вести речь о межпредметной связи
- Наиболее оптимальная форма внедрения национально-регионального компонента в преподавание русского языка
- организация экскурсий по родному краю
- привлечение дидактического материала, связанного с историей и культурой родного края
- создание в школе музея родного края
- проведение интегрированных уроков
- На успешное формирование навыков учебного труда в последнюю очередь влияет:
- умение осознавать учебную задачу
- владение рациональными учебными действиями
- умение осуществлять самоконтроль
- знание учебного материала
- Коммуникативная компетенция – это…
- осведомленность школьников в системе родного языка
- осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме
- знания учащихся о науке «Русский язык», ее разделах, целях, методах, этапах развития
- интеграция учащихся в культуру родного края
- Согласно проекту «Государственного стандарта образования» в общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности выпускника основной школы не входит
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде
- выбор и использование средства языка в соответствии с коммуникативной задачей
- составление планов, тезисав, конспектов
- умение писать сочинения разных жанров
- Согласно проекту «Государственного стандарта образования» в общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности выпускника начальной школы не входит
- уметь выделять главные мысли текста
- владеть навыками осознанного, беглого чтения различных стилей и жанров
- уметь ставить вопрос, строить ответ
- уметь строить монологическое высказывание
- Какой из пунктов не входит в определение«языковая личность нового типа»?
- личность, владеющая несколькими языками
- личность, открытая как для своей (родной) культуры, так и для культур других народов
- личность, готовая к самореализации
- личность, ориентированная на передовые достижения в современной мировой культуре