"На пути к экзамену"(подготовка к ЕГЭ)
- Подробности
- Категория: Программы
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 285
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СОШ №285
__________________
Д.Л. Соколов
Основание
Решение педсовета школы
от _______________
Протокол №_________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к экзамену по русскому языку
в формате ЕГЭ «На пути к экзамену»»
Возраст учащихся: 16-17 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 32 пед. часа
Автор – составитель: Поздеева Людмила Эдуардовна
Санкт-Петербург
2011
Пояснительная записка.
Программа «На пути к экзамену» ориентирована на учащихся 10-11 классов, заканчивающих освоение программ среднего (полного) общего образования и актуальна в связи с необходимостью сдачи обязательного экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ.
Объем программы 32 педагогических часов (октябрь – май; 4 занятий в месяц).
Программа разработана в соответствии с содержанием обязательного минимума основных образовательных программ, в нее включены следующие разделы:
— морфемика и словообразование
— морфология
— орфография
— синтаксис и пунктуация
— лексика
— теория текста
— стилистика
— анализ текста
Данный курс предполагает комплексный подход к усвоению знаний и овладению учащимися умениями на различных уровнях.
Цель курса: теоретическая и практическая подготовка учащихся 10-11 классов для сдачи единого государственного экзамена по русскому языку.
Задачи:
Образовательные
— используя различные формы работы, обобщить теоретические знания учащихся, повысить мотивацию к обучению и выбору дальнейшего образовательного маршрута.
— осуществляя комплексный подход, углубить и конкретизировать знания учащихся по русскому языку в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
— закрепить умения учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в соответствии с требованиями к выпускникам средней (полной) школы.
Развивающие
— формировать орфографическую и пунктуационную зоркость, развивать творческие способности.
— развить умение анализировать, сравнивать, обобщать при выполнении тестовых заданий, а также при работе с текстом.
— выработать умение оптимального распределения времени во время выполнения заданий ЕГЭ.
Воспитательные
— расширить кругозор учащихся, повысить уровень языковой культуры.
— воспитать ответственность учащихся в достижении результатов при выборе индивидуального образовательного маршрута, соответствующего его предпочтениям.
Формы организации занятий: лекция, фронтальная беседа, собеседование. Работа с текстом, выполнение тренировочных тестовых заданий, работа над ошибками, При проведений занятий применяются ИКТ, компьютерные учебные и тренировочные программы, большое внимание уделяется заданиям по анализу текста. По ходу изучения курса обязательно проведение промежуточного тестирования в формате контрольных измерительных материалов. Например: выбрать правильный ответ, дать ответ на конкретно поставленный вопрос без возможности выбора правильного ответа, определить проблему, заявленную автором текста, сформулировать авторскую позицию и выразить свое мнение по данной в тексте проблеме.
При изучении этого курса используется самостоятельная самообразовательная деятельность учащихся.
Успешная реализация программы изучается путем наблюдений, собеседований, выполнения отдельных видов тестовых заданий и их анализа, индивидуальных и групповых консультаций, выполнения итогового тестирования с использованием КИМ по русскому языку для 11 класса.
Предполагаемый результат: овладение системой знаний и умений различного уровня по русскому языку и применение их при сдаче единого государственного экзамена.
Учебно-тематический план.
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Вводное занятие (диагностическая работа) |
|
1 |
1 |
2. |
Морфемика и словообразование ( части слова в русском языке, основные способы образования) |
1 |
1 |
2 |
3. |
Морфология ( части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, наречие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. |
2 |
2 |
4 |
4. |
Орфография ( безударные гласные, чередующиеся гласные, гласные после шипящих, гласные после ц, правописание согласных в корне, Ь иЪ знаки, слитное и раздельное написание не с различными частями речи, правописание НЕ и НИ, слитное и дефисное написание слов |
2 |
2 |
4 |
5. |
Синтаксис и пунктуация (виды синтаксической связи, главные и второстепенные члены предложения, , характеристика предложения, осложнение простого предложения, сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении, сложное предложение с разными видами связи, предложения с прямой речью) |
2 |
2 |
4 |
6. |
Лексика (лексическое значение слова, лексическая сочетаемость слов, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы. крылатые слова и выражения) |
2 |
1 |
3 |
7. |
Теория текста (признаки текста, связь предложений в тексте, тип речи) |
2 |
1 |
3 |
8. |
Стилистика (стили речи, стилистические фигуры) |
2 |
2 |
4 |
9. |
Анализ текста ( формулировка проблем исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора, аргументация собственного мнения по проблеме) |
2 |
2 |
4 |
10. |
Итоговое тестирование |
|
3 |
3 |
|
Итого: |
15 |
17 |
32 |
Содержание программы.
- Вводное занятие.1час.
Диагностическая работа
- Тема. Морфемика и словообразование.2 часа
Теория
Части слова в русском языке. Основные способы словообразования. (беседа с применением ИКТ)
Практика.
Решение заданий без выбора ответа
- Морфология. 4 часа.
Теория.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное, причастие, деепричастие, союз, предлог, частица (составление таблицы, беседа с применением ИКТ, собеседование)
Практика.
Решение тестовых заданий с выбором ответа, а также заданий без выбора ответа, работа с текстом
- Орфография. 4 часа.
Теория.
Безударные гласные, чередующиеся гласные, гласные после шипящих, гласные после ц, правописание согласных в корне, Ь и Ъ знаки, слитное и раздельное написание не с различными частями речи, правописание НЕ и НИ, слитное и дефисное написание слов (работа с текстом, беседа)
Практика.
Решение тестовых заданий с выбором ответа, а также заданий без выбора ответа
5. Синтаксис и пунктуация. 4 часа.
Теория.
Виды синтаксической связи, главные и второстепенные члены предложения,характеристика предложения, осложнение простого предложения, сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении, сложное предложение с разными видами связи, предложения с прямой речью (беседа с использованием ИКТ, работа с текстом)
Практика.
Решение тестовых заданий, работа с текстом
6. Лексика. 3часа.
Теория.
Лексическое значение слова, лексическая сочетаемость слов, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы. крылатые слова и выражения. (работа с текстом, беседа с элементами лекции)
Практика.
Решение тестовых заданий
7. Теория текста. 3 часа.
Теория.
Признаки текста, связь предложений в тексте, тип речи. (работа с текстом)
Практика.
Работа с текстом, решение тестовых заданий.
8. Стили речи. 4 часа.
Теория
Стили речи, стилистические фигуры.(беседа с использованием ИКТ, работа с текстом)
Практика.
Работа с текстом, решение тестовых заданий
9. Анализ текста. 4 часа.
Теория
Формулировка проблем исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора, аргументация собственного мнения по проблеме. ( лекция с элементами беседы, работа с текстом, составление собственного сочинения)
Практика
Написание сочинения-рассуждения
10. Итоговое тестирование. 3 часа.
Практика
Выполнение работы в формате ЕГЭ
Методическое обеспечение ДОП
№ |
Тема программы |
Формы занятий |
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса |
Дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
|
Вводное занятие |
Беседа |
фронтальный |
|
|
|
|
Вероятность |
Традиционное Комбинированное Игра |
Словесно-наглядный, фронтальный практический |
Плакаты, Карточки |
карточки, компьютер, мультимедийный проектор |
Опрос, тестирование игра презентация |
|
Статистика |
Традиционное Комбинированное Игра |
Словесно-наглядный, фронтальный практический |
Плакаты, Карточки Таблицы |
карточки, компьютер, мультимедийный проектор |
Опрос, тестирование презентация |
|
Комбинаторика |
Традиционное Комбинированное
|
Словесно-наглядный, фронтальный практический |
Плакаты, Карточки |
Игральные кости, монетки, игральные карты |
Опрос, тестирование игра презентация |
|
Логические задачи |
Традиционное Комбинированное
|
Словесно-наглядный, фронтальный практический |
Учебные пособия |
Карточки, компьютер, мультимедийный проектор |
Опрос, тестирование игра презентация |
|
Приёмы устного счёта |
Традиционное Комбинированное Игра |
Словесно-наглядный, фронтальный практический |
Карточки Плакаты Учебные пособия |
Карточки |
Игра опрос, тестирование
|
|
Признаки делимости |
Традиционное Комбинированное Игра |
Словесно-наглядный, фронтальный практический |
Карточки Учебные пособия |
Карточки |
Игра, опросМетодическое |
Использованная литература
- Гырдымова Н.А., Ткаченко Е.М.Русский язык. Универсальный справочник, М. «Эксмо» 2010.
- Л.Н. Федосеева Русский язык. Комплексная подготовка. М., «Айрис пресс,2010
- Любичева Е.В. Русский язык. М., «Эксмо», 2008
- С.М.Снарская Готовимся к ЕГЭ. СПб, «Норинт», 2005
Литература для учащихся
- Багге М.Б, Гвоздинская Л.Г. Русский язык , СПб, «Просвещение»
2. Цыбулько И.П. ЕГЭ 2011,М., «Астрель».
3. Учебные диски. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.