Подготовка к итоговой аттестации за курс основной школы в формате ГИА


Подготовка к итоговой аттестации за курс основной школы в формате ГИА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Подготовка к итоговой аттестации за курс основной школы в формате ГИА

Возраст учащихся: 9 класс

Срок реализации: октябрь- апрель

Объем программы: 54 часа

Автор – составитель: Бодня Анна Анатольевна

2008 год

Пояснительная записка

Программа адресована учащимся 9 классов, желающим систематизировать свои знания в русском языке для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Направленность данной программы: большое внимание уделяется заданиям части «А» (написание сжатого изложения) и части «С» (написание мини-сочинения на заданную тему, объёмом не менее 50-ти слов), чтобы научиться писать грамотные и связные ответы в свободной форме.

Цель программы:

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С 2009 года в РФ в обязательную программу включён тест ГИА, проверяющий знания выпускников, заканчивающих обучение в школе в 9-ом классе. С этого момента тема подготовки к ГИА по русскому языку стала одной из самых актуальных. Новизна формы проверки знаний, недостаточная глубина изучения некоторых разделов программы русского языка в силу ограниченного количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины в школе (теоретических основ, сложных случаев грамматики, текстологии, отработки умений логично и стилистически грамотно выстраивать свою речь) – требуют дополнительной, более глубокой и систематизированной подготовки к ГИА по русскому языку.

Задачи:

Образовательные: на экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка и в соответствии с этим необходимо закрепить следующие умения:

  • письменно передавать содержание прослушанного текста в виде сжатого изложения, используя разные способы сжатия информации;
  • читать текст и анализировать его содержание;
  • проводить разнообразные виды анализа языковых явлений, представленных в прочитанном тексте
  • писать небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста; убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно применять цитирование
  • использовать орфографический словарь при написании изложения и сочинения.

Развивающие: умение самостоятельно работать; развитие внимания при чтении текста и формулировок заданий; развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста , с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания , которое соответствовало бы определённым требованиям; развитие навыков самоконтроля; развитие умения рассчитывать время при выполнении заданий.

Прогнозируемые результаты освоения программы

Каждое занятие содержит материал, полностью отвечающий требованиям государственной итоговой аттестации, и включает тренировочные задания, максимально приближенные по объёму и структуре к тем контрольным измерительным материалам, которые предлагаются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

По окончании занятий учащийся

  • научится писать грамотные изложения и сочинения
  • будет уверенно оперировать базовыми понятиями синтаксиса
  • научится обосновывать постановку того или иного знака препинания
  • повторив наиболее трудные орфографические темы, сможет писать грамотнее
  • поймёт, на какие вопросы , связанные с правописанием, можно получить ответы в орфографическом словаре, а на какие – нет
  • будет легко ориентироваться в основных литературоведческих терминах

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

1

Подготовка к написанию изложения. Текст.

Определение, признаки и характеристики текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования

2

2

Подготовка к написанию изложения. Структура текста.

Композиция. Логическая и грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношения микротемы и абзацного членения текста.

2

3

Подготовка к написанию изложения. Виды сжатия текста.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

2

4

Контрольное занятие №1

Изложение

2

5

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Лексика.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления . Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Работа со словарями.

2

6

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис. Словосочетание.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Комплексный анализ текста.

2

7

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Орфография.

Правописание корней.

Отличие корней с чередованием от корней с безударными гласными, проверяемыми

ударением

2

8

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения.

Грамматическая основа. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Комплексный анализ текста.

2

9

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Орфография.

Правописание приставок.

Комплексный анализ текста.

2

10

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения

Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

11

2

12

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Орфография.

Правописание суффиксов.

Н-НН в различных частях речи.

2

13

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи.

Комплексный анализ текста. Гласные после шипящих. Ь после шипящих.

2

14

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения. Орфография.

Обособленные члены предложения

Комплексный анализ текста.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

2

15

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращение.

Комплексный анализ текста.

2

16

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения

Виды сложных предложений. Типы придаточных.

Знаки препинания в сложном предложении.

2

17

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения. Орфография.

СПП с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Комплексный анализ текста.

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

2

18

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения

БСП.Знаки препинания в БСП.

Комплексный анализ текста.

2

19

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения. Орфография.

Способы оформления чужой речи.

Комплексный анализ текста.

Правописание производных предлогов. Правописание союзов.

2

20

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис простого предложения. Орфография.

Сложные предложения с разными видами связи.

Комплексный анализ текста.

Правописание частиц. НЕ-НИ.

2

21

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Тропы и фигуры.

Средства речевой выразительности.

Комплексный анализ текста.

2

22

Контрольная работа №2

2

23.

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценивания. Тема, идея, проблема текста.

Комплексный анализ текста.

2


24

Подготовка к сочинению-рассуждению

Позиция автора. Собственная позиция.

Подбор аргументов.

2

25

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Композиция сочинения(тезис, аргументы, вывод)

Оформление вступления и концовки сочинения

2

26

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Классификация речевых и грамматических ошибок.

Корректировка написанного.

2

27.

Контрольная работа № 3

2


Содержание программы

Тема №1: Текст.

Теория: Определение, признаки и характеристики текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования.

Практика: Комплексный анализ текста.

Тема №2: Структура текста.

Теория: Композиция. Логическая и грамматическая структура текста.

Практика: Понятие о микротеме. Соотношения микротемы и абзацного членения текста.

Тема№3: Виды сжатия текста.

Теория: Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Практика: Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Тема №4:Контрольное занятие №1

Теория:

Практика: изложение, решение заданий уровня «А»

Тема №5:Лексика.

Теория: Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления . Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Практика: работа со словарями, комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№6:Синтаксис. Словосочетание.

Теория: Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№7:Орфография. Правописание корней.

Теория: Отличие корней с чередованием от корней с безударными гласными, проверяемыми ударением

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№8:Синтаксис простого предложения

Теория: . Грамматическая основа. Виды сказуемых. Односоставные предложения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№9:Орфография. Правописание приставок.

Теория: три группы приставок русского языка

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№10:Второстепенные члены предложения.

Теория: особенности выражения второстепенных членов предложения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№11: Правописание суффиксов. Н-НН в различных частях речи.

Теория: алгоритм выбора Н или НН в слове

Практика: выполнение тестовых заданий

Тема№12: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Теория: Гласные после шипящих. Ь после шипящих.

Практика: выполнение тестовых заданий

Тема№13: Обособленные члены предложения.

Теория: особенности выражения обособленных членов предложения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№14: Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращение.

Теория: значения вводных и вставных конструкций, особенности выражения обращения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№15: Виды сложных предложений. Типы придаточных.

Теория: знаки препинания в сложном предложении

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№16:СПП с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Теория: знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№17: Бессоюзное сложное предложение.

Теория: Знаки препинания в БСП.

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№18:Способы оформления чужой речи.

Теория: знаки препинания в предложениях с прямой речью, правила цитирования

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

Тема№19:Сложные предложения с разными видами связи.

Теория: знаки препинания в СП с разными видами связи

Практика: выполнение тестовых заданий

Тема№20:Средства речевой выразительности.

Теория: тропы и фигуры

Практика: выполнение тестовых заданий

Тема№21: Контрольная работа №2

Теория:

Практика: решение заданий уровня «В»

Тема№22: Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценивания.

Теория: Тема, идея, проблема текста.

Практика: работа с текстом

Тема№23: Позиция автора. Собственная позиция.

Теория :Виды аргументов.

Практика: подбор аргументов к прочитанному самостоятельно тексту

Тема№24:Композиция сочинения

Теория: тезис, аргументы, вывод

Практика: написание простого трёхчастного сочинения-рассуждения по самостоятельно прочитанному тексту

Тема№25:Классификация ошибок.

Теория: грамматические и речевые ошибки

Практика: редактирование текстов

Тема№26:Контрольная работа № 3

Теория:

Практика: работа в формате ГИА

Тема№27: Итоговое занятие.

Теория: Анализ итоговой работы

Практика: Выполнение работы над ошибками