История литературы. Литература Древней Руси.Литература нового времени : Классицизм. Сентиментализм. Романтизм
- Подробности
- Категория: Правило в папку. Литература
Литературные формы Древней Руси
Устное народное творчество |
Письменная литература |
Эпос
Лирика
Драма
|
|
Литература Нового времени
КЛАССИЦИЗМ
- Основное свойство — обращённость к образам и формам античного искусства как к классическим и идеальным образцам, рационализм, подражание природе.
- Черты классицизма:
○ культ разума
○ художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое
○ строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм
○ жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства
○ человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются
○ активное обращение к гражданской проблематике
○ Строгая иерархия жанров
Высокие: трагедия, эпопея, ода |
Низкие: комедия, сатира, басня |
|
|
○ Смешение высокого и низкого не допускается. Ведущий жанр — ТРАГЕДИЯ.
○ Классицизм появился в России в 30-х годах XVIII века (А.Д.Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов)
- Особенности русского классицизма:
○ сатирическая направленность (активное развитие низких жанров)
○ преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б. Княжнина)
○ преимущественное развитие жанров оды (М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин) и поэмы (М.М.Херасков, В.К. Тредиаковский)
Литературные формы КЛАССИЦИЗМА:
- Эпос
○ поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом
○ басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением
○ идиллия — стихотворение на тему сельской жизни (практически не развивалась)
- Лирика
○ ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события
○ сатира — обличительный жанр лирики
- Драма
○ трагедия — драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал. Наиболее характерный конфликт классицизма — конфликт долга и чести. Героический пафос.
○ комедия — произведение, противопоставленное трагедии; действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределён счастливый финал.
○ комическая опера — произведение, основанное на смешном недоразумении.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм — (от французског — чувство) — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обострённо эмоциональным отношением к окружающему миру.
Сентиментализм в России. Появился в России в 60-70 г.г.XVIII века (М.Н. Муравьёв, Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский)
- Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества
- Основное свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
- В основе эстетики — подражание природе, идеализация патриархального быта
Черты сентиментализма:
- уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке
- подчёркнутая субъективность подхода к миру
- культ чувств
- культ природы
- культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности
- утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий
Особенности русского сентиментализма:
- сильная воспитательная (дидактическая) установка
- выраженный просветительский характер
- активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм
Литературные формы СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
- Эпос
○ сентиментальная повесть
○ послания — произведение, написанное в форме письма или обращения к некоему лицу
○ путевые заметки
- Лирика
○ элегия — стихотворение определённого содержания, выражающее философские размышления, грустные размышления, скорбь
○ народные песни
- Драма
○ мещанская драма
РОМАНТИЗМ
Романтизм — особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление; возник как своего рода реакция на рационализм и оптимизм классицизма; в основе — разочарование в идеях эпохи Просвещения.
- Основные свойства:
○ преобладание (доминанта) субъективного(личного) над объективным
○ стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность
○ тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)
- Черты романтизма:
○ провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение человеческой индивидуальности
○ взгляд на жизнь “сквозь призму сердца”
○ интерес к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному
○ склонность отражать”ночную” сторону движений души, тяга к инуитивному, бессознательному
○ тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного
○ мучительное переживание разлада с действительностью
○ отказ от обыденного
○ стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенствованию, к недостижимому идеалу в сочетании с непониманием несовершенства мира.
Роиантизм связан с обновлением жанров, обновление слова за счёт многозначности, открытия в области стихосложения.
Особенности русского романтизма:
○ пафос вольнолюбия и борьбы
○ придание усиленно-социального звучания общеромантическким мотивам
○ синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения и др.)
○ активнейшее развитие лирики
Литературные формы РОМАНТИЗМА
- Эпос
○ поэма — лиро-эпическая, романтическая. Ведущая роль
○ роман — большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определённый период времени (исторический, современный, цикл романов)
○ повесть
○ прозаические циклы
○ баллада и дума
○ сказки литературные
○ былины литературные
- Лирика
○ элегическая
○ пейзажная
○ медитативная
○ философская
- Драма
○ освоение “чужих культур”
○ комедия-сказка
○ проблемно-историческая драма
Истоки русского романтизма
- влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллер, Гофман)
- влияние английского и французского романтизма (Байрон, Шелли, Шатобриан, Нодье)