Карта урока. Какие бывают слова по значению.


Карта урока. Какие бывают слова по значению.

Рабочая карточка

I. Омонимы.

Упражнение №1 Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Зимой в кв_ртирах рано зажигаютсвет. Хотел об_ехать целыйсвет, но не об_ехал сотой доли(А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнениесвета. 2. Народу сб_жаласьбездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездныя л_жал(М.Лермонтов). 3.Да вот ещё, для всякой осторожности, надобно тебе сказать:шайка разбойников об_явилась(А.Островский). Он стоял в_низу у кранов и нал_вал себе вшайкуводы(А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом.Мотивыбыли самые разнообразные: не так ступил, не так взгл_нул(М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхв_тили все тот жемотивмазурки(Л.Толстой). 5. Автомобильная катастрофа явилась причинойгибелимногих людей. В лесу былагибелькомаров.

Докажите, что выделенные слова омонимы, подобрав к ним синонимы.

II. Синонимы

Упражнение № 2. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Б_грянец
Сх_матизм
Несг_баемость
Инд_видуальность
Текст
Абзац
В_ятель

Свое_бразие
Высказыв_ние
Ш_блонность
Стойк_сть
Скульпт_р
Отступ
Пурпур

Упражнение № 3. Прочитайте .Вставьте пропущенные буквы.Подчеркните слова-синонимы.

Татьяна на ш_рокий двор
В открытом плат_ице выходит,
На месяц зеркальц_ наводит,
Но в тёмном зеркале одна
Др_жит печ_льная луна… (А.Пушкин)

Упражнение №4 . Прочитайте. Продолжите высказывания словами-синонимами.

1. Перечень букв в определенном порядке – это _____________.
2. Предмет, при помощи которого измеряют температуру, – это ________.
3. Человек на лошади – это _______.

Упражнение № 5 . Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен с большей силой.

А. Б_льшой, гр_мадный, к_л_ссальный.
Б. Ст_речь, к_раулить, охр_нять.
В. Храбрый, муж_ственный, неробкий, смелый, отважный.

III. Антонимы

Упражнение №6 . Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.Соедините линиями антонимы из разных колонок.

Тр_диц_и
Ав_нгард
Активный
Альтруизм
Анализ
Б_нальный
Бездарь
В_ликан
Пер_довой
Г_н_альность

Отсталый
Т_лант
Синте_
Н_ваторство
Ар_ергар_
П_средственность
Эг_изм
Ор_гинальный
П_ссивный
П_гмей

Упражнение №7. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.Выделите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

1. Правой рукой стро_т, а левой разруша_т.
2. В_лик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Учен_е – свет, а неучен_е – тьма.
4. Кто хоч_т много знать, тому надо мало спать.
5. Кор_нь учения гор_к, да плод его сладок.
6. Полный колос к земле клонит_ся, пустой к небу тянет_ся.