Тексты о природе (5-6 класс)


Тексты о природе (5-6 класс)

Прочитайте предложения и выполните задания:

1)Кончается прилёт птиц. 2)Появляются цветы. 3)Устанавливается короткое полярное лето. 4)Розоватый закат, длинные косые лучи солнца говорят о непродолжительном летнем вечере. 5)Быстро и незаметно он переходит в мягкую белую ночь. 6)Она мелькает, как в сказке. 7)Тундра начинает просыпаться. 8)Повсюду в ней раздаются жизнерадостные голоса. 9)По бледному небу проносится стайка гусей. 10)В нежном сиянии солнца скользит стая куличков. 11)В утреннем тумане трещат куропатки. 12)В беспредельной зелёной шири поднимают свои розовые и жёлтые головки полярные маки. 13)Весело искрятся поля голубых незабудок. 14)Тянутся к солнцу ивы и берёзки. 15)Вся тундра живёт и цветёт радостным, светлым расцветом.

Синтаксис.

  1. Эти предложения нераспространённые.
  2. Эти предложения с однородными подлежащими.
  3. Это предложение с однородными сказуемыми и однородными определениями.
  4. Это предложение с однородными обстоятельствами.
  5. Это предложение с однородными определениями.

Словообразование.

  1. Из предложения № 4 выписать прилагательные, образованные суффиксальным способом от существительных.
  2. Из предложения №12 выписать прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  3. Из предложения № 15 выписать существительное, образованное бессуффиксным способом.
  4. Из предложения № 9 выписать существительное, образованное суффиксальным способом.
  5. Из предложения № 4 выписать прилагательное, образованное от прилагательного суффиксальным способом.

Выписанные слова разобрать по составу.

Орфография.

О каком слове из текста идёт речь?

  1. Выбор согласного в приставке зависит от звонкости/глухости последующего согласного.
  2. Выбор гласного в приставке зависит от значения приставки «приближение».
  3. Выбор гласной в личном окончании глагола зависит от принадлежности глагола ко второму спряжению
  4. В этом слове частица является приставкой и пишется слитно, так как без приставки это слово не употребляется.
  5. В этих словах безударная гласная в корне проверяется ударением.

Прочитайте текст и выполните задания:

1)Солнце село. 2)Костры трещали, и синий дым медленно стлался между кустами. 3)После сенокоса мы поужинали, и тяжёлая усталость превратилась в приятную истому. 4)Я лежал около Гремячего колодца. 5)Внизу бил холодный и чистый ключ, а в осоке журчал маленький ручеёк. 6)На узкой плотине стояли три старые ивы, и над ними светился серп молодого месяца. 7)Когда стемнело, серп месяца стал ярче. 8)На берегу стояли два пенька. 9)Стройная осинка возле них глухо и ровно шептала что-то своими трепетными листьями. 10)Надвигалась ночь, и в тёплом потемневшем небе загоралось всё больше звёзд.

Синтаксис.

  1. Это простое предложение с однородными обстоятельствами.
  2. Эти предложения сложные, сложносочинённые.
  3. Это предложение сложное, сложноподчинённое
  4. Это предложение нераспространённое.
  5. Эти предложения простые распространённые.

Словообразование.

  1. Из предложения № 3 выписать существительное, образованное суффиксальным способом от прилагательного.
  2. Из предложения № 9 выписать прилагательное, образованное от существительного суффиксальным способом.
  3. Из предложения № 5 выписать существительное, образованное от существительного суффиксальным способом.
  4. Из предложения № 3 выписать слово, образованное способом сложения.
  5. Из предложения № 10 выписать слово, образованное приставочным способом.

Выписанные слова разобрать по составу.

Орфография.

  1. В этом слове корень с чередованием.
  2. Выбор гласного в приставке зависит от значения приставки, сходной со значением приставки «пере».
  3. Это существительное второго склонения с основой на шипящий.
  4. Выбор согласного в приставке зависит от звонкости/глухости последующего согласного.
  5. В этих словах безударная гласная в корне проверяется ударением.