Тексты о природе (5-6 класс)
- Подробности
- Категория: Комплексный анализ
Прочитайте предложения и выполните задания:
1)Кончается прилёт птиц. 2)Появляются цветы. 3)Устанавливается короткое полярное лето. 4)Розоватый закат, длинные косые лучи солнца говорят о непродолжительном летнем вечере. 5)Быстро и незаметно он переходит в мягкую белую ночь. 6)Она мелькает, как в сказке. 7)Тундра начинает просыпаться. 8)Повсюду в ней раздаются жизнерадостные голоса. 9)По бледному небу проносится стайка гусей. 10)В нежном сиянии солнца скользит стая куличков. 11)В утреннем тумане трещат куропатки. 12)В беспредельной зелёной шири поднимают свои розовые и жёлтые головки полярные маки. 13)Весело искрятся поля голубых незабудок. 14)Тянутся к солнцу ивы и берёзки. 15)Вся тундра живёт и цветёт радостным, светлым расцветом.
Синтаксис.
- Эти предложения нераспространённые.
- Эти предложения с однородными подлежащими.
- Это предложение с однородными сказуемыми и однородными определениями.
- Это предложение с однородными обстоятельствами.
- Это предложение с однородными определениями.
Словообразование.
- Из предложения № 4 выписать прилагательные, образованные суффиксальным способом от существительных.
- Из предложения №12 выписать прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложения № 15 выписать существительное, образованное бессуффиксным способом.
- Из предложения № 9 выписать существительное, образованное суффиксальным способом.
- Из предложения № 4 выписать прилагательное, образованное от прилагательного суффиксальным способом.
Выписанные слова разобрать по составу.
Орфография.
О каком слове из текста идёт речь?
- Выбор согласного в приставке зависит от звонкости/глухости последующего согласного.
- Выбор гласного в приставке зависит от значения приставки «приближение».
- Выбор гласной в личном окончании глагола зависит от принадлежности глагола ко второму спряжению
- В этом слове частица является приставкой и пишется слитно, так как без приставки это слово не употребляется.
- В этих словах безударная гласная в корне проверяется ударением.
Прочитайте текст и выполните задания:
1)Солнце село. 2)Костры трещали, и синий дым медленно стлался между кустами. 3)После сенокоса мы поужинали, и тяжёлая усталость превратилась в приятную истому. 4)Я лежал около Гремячего колодца. 5)Внизу бил холодный и чистый ключ, а в осоке журчал маленький ручеёк. 6)На узкой плотине стояли три старые ивы, и над ними светился серп молодого месяца. 7)Когда стемнело, серп месяца стал ярче. 8)На берегу стояли два пенька. 9)Стройная осинка возле них глухо и ровно шептала что-то своими трепетными листьями. 10)Надвигалась ночь, и в тёплом потемневшем небе загоралось всё больше звёзд.
Синтаксис.
- Это простое предложение с однородными обстоятельствами.
- Эти предложения сложные, сложносочинённые.
- Это предложение сложное, сложноподчинённое
- Это предложение нераспространённое.
- Эти предложения простые распространённые.
Словообразование.
- Из предложения № 3 выписать существительное, образованное суффиксальным способом от прилагательного.
- Из предложения № 9 выписать прилагательное, образованное от существительного суффиксальным способом.
- Из предложения № 5 выписать существительное, образованное от существительного суффиксальным способом.
- Из предложения № 3 выписать слово, образованное способом сложения.
- Из предложения № 10 выписать слово, образованное приставочным способом.
Выписанные слова разобрать по составу.
Орфография.
- В этом слове корень с чередованием.
- Выбор гласного в приставке зависит от значения приставки, сходной со значением приставки «пере».
- Это существительное второго склонения с основой на шипящий.
- Выбор согласного в приставке зависит от звонкости/глухости последующего согласного.
- В этих словах безударная гласная в корне проверяется ударением.