Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Упражнения по теме "Словообразование"

       I.   1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

2. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.

4.Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.

5.Из предложения выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

6. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.

7. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.

 II.             Определите способ словообразования:

прибыль, подземный, глубина, по-хорошему, постепенно, будущее,сохранение, постель, во-вторых, взрыв, долголетие, сороковка,молчаливо, небрежность, словосочетание,бессмертие, постепенно, некуда,разбойник, беличье, медлительный.

III.            Разберите слова по составу:

беспощадный, скромненький, неинтересный, замыкается, законченный, перечитывать, расклёванный, подвесить, выздороветь.

IV.   1. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

2. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ  из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

3. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении

От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.

4.  Укажите способ образования слова  ПОСТЕПЕННО в предложении

Вадим стоял под густой липой,  и упоительный запах вокруг его головы,  и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и,  отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.

 

 

1. Из предложений выпишите слова, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет

2.    Из предложений выпишите слово, образованное  бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).

Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах.  В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.

3.    Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО .
Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

4. Приставочным способом образовано слово:
17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине!

5.В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
 1) писатель, циркач, предыстория
 2) глупыш, свежесть, ежевечерний
 3) куда-либо, кое-как, заборчик
 4) силач, вредитель, лисий

6.В каком ряду все слова образованы способом сложения?
 
1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда
 2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня
 3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас
 4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар
 
7.В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?
1) передача, соразмерный, очернитель
 2) загривок, контратака, вдуматься
 3) переименование, дисгармония, сбережения
 4) надомный, досрочный, разрыдаться

8. Из предложений выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

  1. (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет
  2. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря.
  3.   (4) Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. (5) Гвардия уже вышла из Петербурга 10-го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
  4.  (5)В ней выказывался характер, но я-то видел сквозь этот врожденный, но не затвердевший еще характер, каких усилий стоит ей сдерживаться и не кинуться мне на шею.
  5. (6)— Приехал? — по-взрослому спросила она и, часто взглядывая на меня, стала торопливо одеваться.
  6. (6) Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил между нами свои скромные богатства. (7) Павлика не баловали дома и растили по-спартански. (8) Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до армии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик..
  7. (31) Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32) Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

9. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (5)В ней выказывался характер, но я-то видел сквозь этот врожденный, но не затвердевший еще характер, каких усилий стоит ей сдерживаться и не кинуться мне на шею.

10.Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

  1. Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.
  2. - Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

11.Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ.

  1.  Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.

12. Бессуффиксным способом образовано слово:

 12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, — создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.

 13. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

 
1) бездонный, всмотреться, переувлажнить
 2) разбежаться, контратака, израсходовать
 3) докрасна, по-русски, подснежник
 4) нахлебник, сверхинтересный, подземный


14.В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
 
1) бездонный, всмотреться, переувлажнить
 2) разбежаться, контратака, израсходовать
 3) докрасна, по-русски, подснежник
 4) нахлебник, сверхинтересный, подземный


15. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?
 
1) следователь, дымок, накипь
 2) накопитель, бездарь, тупица
 3) вновь, пододеяльник, спецназ
 4) раздача, россыпь, сенокос

16.B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

       1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

       2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

       3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы,чтобы не развелись мыши.

       4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

 

17.Какое слово образовано приставочным способом?

       1) сдержанный

       2) подоконник

       3) засушливый

       4) безопасный

 

18.Какое слово образовано суффиксальным способом?

       1) рыбачий

       2) перечитать

       3) созвездие

       4) обезболить

 

19.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

       1) восход

       2) заповедник

       3) выполнение

       4) насухо

 

20.Какое слово образовано бессуффиксным способом?

       1) упрек

       2) ручей

       3) окружность

       4) жадина

 

21. Определите способ образования слова «учительская»:


А) суффиксальный;
Б) переход из одной части речи в другую;
В) сложение основ
Г) приставочно-суффиксальный,
Д) безаффиксный (бессуффиксный).

22. Разделите слова на три группы по способу словообразования: 1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный. Побережье, антивирус,взлет, неорганический, соединение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старому, покос, демобилизовать, выкатывать.

23. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) Разворот, синь, голос;

2) выбор, тишь, кросс;

3) отдел, побег, отсев;

4) глушь, закат, плакат.

 

24. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря.

25.    Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).
Но страницы с русским переводом не было.  Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке.

26. Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО
 А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен.

27. Приставочным способом образовано слово :

(7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

28.В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

 

1) развесёлый, дошить, подоконник

 2) утомление, прескверный, сыграть

 3) подполковник, накрепко, пригород

 4) сочувствие, слева, забежать

 

29.В каком из предложений нет слова, образованного способом перехода из одной части речи в другую?

 

1) По улице шел военный.

 2) Ученик решил пример путём подстановки.

 3) Школьная столовая закрылась на ремонт.

 4) Из окна были видны белые облака.

30.В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?

 

1) свалка, откуда, подготовка

 2) выпускник, надбровье, пощипывать

 3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук

 4) перевод, небольшой, прикарманить

 

31. Восстановить правописание. Выполнить задания.

1)    Интерес…но заноч…вать ноч…ю в соверше(нн,н)о не…знакомом месте!

2)    Утром, при свете солнца, всё покаж…тся совсем другим, чем вид…лось ноч…ю: с восходом солнца придёт…ся тебе всё за…ново открывать.

3)    Тёмные холмы что угрюмо окружали ноч…ю со всех сторон, пр…вратят…ся при свете в весёлые купы кустов.

4)    А то что казал…сь д…лёкими гребнями гор, вдруг обернёт…ся стеной бли…кого леса.

5)    И так всегда: словно л…жиш…ся спать в одном месте а просыпа…ш…ся в другом!

6)    В не…знакомом  месте не…вольно вслуш…ва…ш…ся больше обычного а потому и слыш…ш… больше, чем надо, - сам от себя гон…ш… сон.

7)    Утром в…месте с темнотой разойдут…ся и страхи: откро…т…ся взору земля тобой ещё не…вид…(нн,н)ая.

 

Задания:

1)      Выпиши 5 слов, образованных приставочным способом.

2)      Выпиши из 4 предложения слова с нулевым окончанием и без окончания.

3)      Выпиши из 2 предложения слово, образованное бессуффиксным способом от глагола.

4)      Разберите по составу слова: окружали, вслуш…ва…ш…ся, не…вид…(нн,н)ая, л…жиш…ся.

5)      Подберите пароним к слову д…лёкий. Составьте с ним словосочетание.

 

 32. Восстановить правописание. Выполнить задания.

1)    Интерес…но заноч…вать ноч…ю в соверше(нн,н)о не…знакомом месте!

2)    Утром, при свете солнца, всё покаж…тся совсем другим, чем вид…лось ноч…ю: с восходом солнца придёт…ся тебе всё за…ново открывать.

3)    Тёмные холмы что угрюмо окружали ноч…ю со всех сторон, пр…вратят…ся при свете в весёлые купы кустов.

4)    А то что казал…сь д…лёкими гребнями гор, вдруг обернёт…ся стеной бли…кого леса.

5)    И так всегда: словно л…жиш…ся спать в одном месте а просыпа…ш…ся в другом!

6)    В не…знакомом  месте не…вольно вслуш…ва…ш…ся больше обычного а потому и слыш…ш… больше, чем надо, - сам от себя гон…ш… сон.

7)    Утром в…месте с темнотой разойдут…ся и страхи: откро…т…ся взору земля тобой ещё не…вид…(нн,н)ая.

 

Задания:

6)      Выпиши 5 слов, образованных приставочным способом.

7)      Выпиши из 4 предложения слова с нулевым окончанием и без окончания.

8)      Выпиши из 2 предложения слово, образованное бессуффиксным способом от глагола.

9)      Разберите по составу слова: окружали, вслуш…ва…ш…ся, не…вид…(нн,н)ая, л…жиш…ся.

10)  Подберите пароним к слову д…лёкий. Составьте с ним словосочетание.

 


     

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates