Главное меню
Комплексный анализ текста.
- Подробности
- Категория: Материалы к урокам по русскому языку
Первый вариант.
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
1)... (2) А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (З) Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50—100 мг витамина С в сутки. (4) “Аскорбинка” участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.
1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
- Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.
- Витамин С участвует в синтезе белка соединительной ткани животных — коллагена.
- На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешёвого доступного сырья - глюкозы.
- Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6?
- Одним словом,
- Кроме того,
- Например,
- Вопреки этому
3. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
- людям необходимо получать (предложение 3)
- дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить (предложение 5)
- не образуются волокна (предложение 5)
- цинга поражала (предложение 6)
4. Укажите верную характеристику предложения 5 текста.
- сложносочинённое
- сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
- сложноподчинённое
- сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЁННЫХ из предложения 6 текста.
- страдательное причастие
- прилагательное
- деепричастие
- действительное причастие
6. Какое слово в тексте имеет значение “система однородных клеток, выполняющих в организме одни и те же функции”?
- пища (предложение 3)
- витамин (предложение 3)
- ткань (предложения 4, 5)
- десна (предложение 5)
Второй вариант.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".(По Е.Г.Киселевой)
1. В каком предложении содержится тема текста?
1) 3 2) 4 3) 8 4) 11
2. Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) публицистический стиль, рассуждение
3) художественный стиль, повествование
4) научный стиль, рассуждение
3. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 3
2) 4
3) 8
4) 9
4. Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
5. Среди предложений 1 - 5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
6. Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 5 – 10?
1) назывное
2) определенно-личное
3) обобщенно-личное
4) неопределенно-личное