Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

5 класс. Синтаксис и пунктуация. Задания

В какой последовательности должны следовать предложения, чтобы получился текст.  Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания , в нужной последовательности.

1)Ещё осен…ю рыбы собирают…ся в стада и выбирают место для з…мовки.

2)Ш…рокий плоский лещ… перед з…мовкой поднимает…ся на п…верхность  л…жит здесь и прощает…ся со светом и воздухом.

3)В зимней реке сумр…ч…но и глухо.

 4)Потом он стр…мительно бросает…ся в глубину и ложит…ся на дно.

5)В глубокой тиш…не стоят рыбы (не)шевелят…ся.

Выполни задания:

1)    Сделай синтаксический разбор последнего предложения.

2)    Начерти схему предложения, в котором есть два ряда однородных членов.

3)    Придумай предложение с обращением.

Контрольная работа.

Вариант 1

  1. 1.     Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Выполните задания под цифрами.

Улетают журавли

Наступила зима. На опушке леса ещё много гр..бов подосиновиков сыроежек душ..стых рыж..ков. Воздух чист и пр..зрачен но многие птицы уже ул..тели на юг. Зима  т..желое время года для них. Г..товят(?)ся к отлёту и жур..вли. Покруж..ли они над р..кой над р..дным б..лотом и пот..нули в дальние тёплые страны.

 

2. Выпишите   предложение,   в   котором   необходимо   поставить   запятую/запятые.   (Знаки препинания  внутри  предложений  не  расставлены.)  Напишите,  на  каком  основании  вы

сделали свой выбор.

1)   Ребята любят лепить из пластилина зверей и птиц.

2)   Сначала Витя разминает пластилин в ладонях.

3)   Сначала Витя разомни пластилин в ладонях.

4)   Научи-ка ты меня лепить из пластилина зверей и птиц!

 

3. Выпишите  предложение,  в  котором  необходимо  поставить  запятую.  (Знаки  препинания внутри  предложений  не  расставлены.)  Напишите,  на  каком  основании  Вы  сделали  свой

выбор.

1)    Туман щедро умывает цветы и всё осыпает капельками росы.

2)    Паучок зазевался и не успел сразу укрыться от дождя.

3)    Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков.

4)    Листочки под тяжестью дождя провисают и тогда капли с листочков стекают на землю.

 

 Вариант 2

  1. 1.     Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Выполните задания под цифрами.

Улетают журавли

Через л..са через п..ля через шумные г..рода л..тели жур..вли. В глухом л..су ост..новились они на отдых  когда в..жак стаи подал с..гнал. Но вот над лесом в(з;с)ходит в..сёлое солнце и с высокого неба льют(?)ся пр..щальные г..лоса жур..влей. Мы машем птицам рукой и ждём их снова весной.

 

  1. 2.     Выпишите   предложение,   в   котором   необходимо   поставить   запятую/запятые.   (Знаки препинания  внутри  предложений  не  расставлены.)  Напишите,  на каком  основании  вы сделали свой выбор.

1)   Друзья решили снова  встретиться в Летнем саду.

2)   Пусть друзья  встретятся у входа в Летний сад.

3)   Давайте друзья встретимся снова в Летнем саду.

4)   Встречай-ка ты нас у входа в Летний сад.

 

3. Выпишите  предложение,  в  котором  необходимо  поставить  запятую.  (Знаки  препинания внутри  предложений  не расставлены.)  Напишите,  на  каком  основании  Вы  сделали  свой

выбор.

1)   Мокрая собачка сидела у подъезда и дрожала от холода.

2)   Со скрипом открылась дверь и из дома вышел высокий человек.

3)   Кукла вертится во все стороны и смешит ребят.

4)   Клоуны любят радостный смех и громкие звуки оркестра.

 

  1. Укажите неверное утверждение

А. В конце побудительных и повествовательных предложений нельзя ставить восклицательный знак.

Б. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, побудительными, вопросительными.

В. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.

Г. По наличию или отсутствию второстепенных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.

 

  1. Найдите повествовательное предложение.

 А. Памяти павших будьте достойны!

Б. Кто желает выступить на празднике?

В. Закружилась листва золотая.

Г. Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

 

  1. Укажите предложение с одним главным членом.

А. Уходит зима.       

В. Берега живописные.

Б. Прекрасное утро.

Г. Дождь – мелкие брызги.

 

  1. Укажите предложение, в котором есть определение.

А. Ветер раскачивает деревья.

Б. Ночь заглядывает в окна.

В. Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

Г. Вдали блеснул огонёк.

 

  1. Найдите нераспространённое предложение.

А. Пепельные тучки.          

Б. Почти рассвело.

В. Прохлада освежает и бодрит  

Г. Снова замерло всё до рассвета.

 

  1. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

 А. Врач благородная профессия.  

Б. Он человек без совести.

В. Небо высоко и прозрачно.         

Г. Изумительные летние вечера.

 

  1. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

А. Ты не забывай писать родителям.        

Б. Дети участвуют в озеленении школьного участка

В. Я люблю тебя Россия.    

Г. Территории эти пострадали от лесных пожаров.

 

  1. Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.

А. Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.

Б. Промелькнула короткая осень и нам взгрустнулось.

В. Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.

Г. Закружила зима белыми хлопьями и зашумели метели.

 

  1. Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Поведай ты мне эту легенду.

Б. Он поделился своими размышлениями о творчестве.

В. Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.

Г. Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький.

 

 

1)      Укажите неверное утверждение

А. Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Б. Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.

В. Для предложения характерна интонация конца предложения.

Г. Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространёнными.

 

2)      Найдите побудительное предложение.

А. Веет свежестью возле реки.

Б. Между небом и землёй песня раздаётся.

В. А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?

Г. Расскажи мне, друг, о твоём детстве.

 

3)      Укажите предложение с одним главным членом.

А.  Лес молчал.        

В. Пурга сильна, сердита.

Б.   Присядем на дорожку

Г. Невероятно красива наша земля.

 

4)      Укажите предложение, в котором есть дополнение.

А. Из тусклого тумана появляется солнце.

Б. Розовый клевер прячет в траве свою круглую головку.

В. На поляне резвились тигрята.

Г. Из воды выглянул забавный лягушонок.

 

5)      Найдите распространённое предложение.

А. Поспели яблоки, груши и сливы.

Б. Полный месяц.

В. Вечереет. 

Г. Бушует ветер.

 

6)      Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Свежа распустившаяся роза.      В. Март богат сюрпризами.

Б.  Ландыш хрупкий цветок.          Г. Ярко на небе сверкали звёзды.

 

7)      Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

А. Экзотические животные участвовали в шоу. 

В. Вы напишете это письмо.

Б.  Ребята с интересом слушали экскурсовода.  

Г. Не трещите морозы в заповедном лесу.

 

8)      Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.

А. Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые орешки.

Б. Белочки смело выхватывают орешки из наших рук и тут же грызут их.

В. Потеплело и ледники растаяли.

Г. Зима в тундре суровая и длится она две трети года.

 

9)      Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Доброго здоровья люди!

Б. В зарослях беспрестанно копошился какой-то зверёк.

В. До новой встречи произнёс журналист.

Г. Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.

 

  1. Укажите, в каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Свой выбор обоснуйте.

Свежа распустившаяся роза.    

Март богат сюрпризами.

Ландыш хрупкий цветок.

Ярко на небе сверкали звёзды.

Врач благородная профессия.  

Он человек без совести.

Небо высоко и прозрачно.        

Изумительные летние вечера.

 

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращением.

Экзотические животные участвовали в шоу.   

Вы напишете это письмо.

Ребята с интересом слушали экскурсовода.      

Не трещите морозы в заповедном лесу.

Ты не забывай писать родителям.    

Дети участвуют в озеленении школьного участка

 Я люблю тебя Россия.     

Территории эти пострадали от лесных пожаров.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите, в каких предложениях союз и связывает однородные члены.

Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые орешки.

Белочки смело выхватывают орешки из наших рук и тут же грызут их.

Потеплело и ледники растаяли.

Зима в тундре суровая и длится она две трети года.

Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.

Промелькнула короткая осень и нам взгрустнулось.

Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.

Закружила зима белыми хлопьями и зашумели метели.

 

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью

В зарослях беспрестанно копошился какой-то зверёк.

До новой встречи произнёс журналист.

Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.

Поведай ты мне эту легенду.

Он поделился своими размышлениями о творчестве.

Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.

Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький.

Синтаксис ВПР

        I.            Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схемы предложений.

 

1)  Как сказали в школе на диспансеризацию пойдём сразу всем классом

2)  Нам сообщили что каникулы начнутся в этом году на два дня раньше

3)  Что вы говорите уважаемая Любовь Ивановна

4)  Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька.

 

      1)  По словам архитектора дом был построен в середине прошлого века

2)  Это вам сказал по-взрослому Мошкин и протянул ей букет

3)  Где же я тебе Настенька свежей клубники достану

4)  После некоторых размышлений Мошкин рассказал нам, как он собирается получить зачёт по английскому

 

1)  Анна Константиновна сказала что давно искала ребят по всей школе

2)  Петя подбежал к нам и радостно объявил Маша завтра уезжает в Анапу

3)  По словам местных жителей до реки было не более двух километров

4)  Что ты такой невесёлый сегодня Володя

 

1)  Лена спросила что нужно купить в магазине

2)  Учитель внимательно посмотрел на нас и сказал Никитин отвечает первым

3)  Что тебе подарить на Новый год сестрёнка

4)  По утверждению руководителя кружка Егор был отличным актёром

 

1)  По утверждению врача состояние тёти Нины заметно улучшилось

2)  Отец сказал чтобы дети собирались на прогулку

3)  Бабушка отложила в сторону новую книгу и сказала Пушкин мне всё-таки нравится гораздо больше

4)  Что мне нужно сделать в первую очередь Екатерина Андреевна

 

1)  Почему ты почти каждый день опаздываешь Олеся

2)  Папа прочитал письмо и радостно закричал Вадик скоро приедет

3)  По словам дедушки урожай в прошлом году был большой

4)  Игорь попросил чтобы я посоветовала ему пару интересных книжек

 

     II.            Выпишите предложения, в которых необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1)  Всё найденное продовольствие Женя порезал на плоские кусочки и сложил в миску.

2)  Первый снежок слегка припорошил дорожки парка.

3)  Ванечка достань из подпола картошки и моркови!

4)  Сашка любил украсить разговор какой-нибудь необычной фразой.

 

 1)  Дед поднялся в половине шестого и растопил печь.

2)  Где же Петя твои игрушки лежат?

3)  Никогда не пытайтесь демонстрировать другим свою скромность.

4)  Водитель остановил машину и заглушил мотор.

 

1)  Через несколько минут в городе началась настоящая пурга.

2)  Расскажи мне бабушка свою любимую сказку.

3)  Деревья и кустарники парка хорошо пережили зиму.

4)  Лена осторожно взяла в руки скрипку и смычок.

 

 

1)  Покажи мне девица дорогу к княжескому терему.

2)  Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.

3)  На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.

4)  В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник.

 

 1)  Артём вынул из сумки географический атлас в картонном переплёте.

2)  Тюльпаны и нарциссы расцвели в нашем саду.

3)  Чем мне гости вас порадовать?

4)  Больше всего Лёша любит играть в шахматы и настольный теннис.

 

1)  По вечерам мы нередко проводили время дома.

2)  Куда ты молодец путь держишь?

3)  На полках стояли фотографии в рамках и книги.

4)  Саше особенно нравятся детективы и фантастика.

 

  III.            Выпишите предложения, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1)  Проснулся Егор рано и сразу побежал на речку.

2)  Боролись они азартно и не уступали друг другу ни шагу.

3)  Выл ветер и капли стучали в окна террасы.

4)  Не стал медведь улья разорять и только походил вокруг пасеки.

 

1)  Она резко поднялась со стула и вышла из комнаты.

2)  Бесконечные холмы тянулись по сторонам и наводили скуку.

3)  Встал он до рассвета и стал собирать на рыбалку удочки.

4)  День угасал и стала надвигаться вечерняя темнота.

 

1)  Олег проснулся поздно и весь день чувствовал себя неважно.

2)  Артист вышел на сцену и всё мгновенно смолкло.

3)  Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать.

4)  Хохлатые курицы целый день ходят по двору и ищут в сене букашек.

 

1)  Прошло несколько долгих минут и занавес начал подниматься.

2)  Дедушка приехал на дачу весной и ни разу за лето не выезжал из дачного посёлка.

3)  Щенок рос и с каждым месяцем становился всё крепче.

4)  Мы вскарабкались на гору и сели на камни отдохнуть.

 

1)  Пёс спал в прихожей и охотно ел простую кашу.

2)  Олеся выросла в деревне и в городской суете чувствовала себя неуверенно.

3)  Огонь костра медленно разгорается и снова гаснет от сильного ветра.

4)  Прозвенел третий звонок и зрители заняли свои места в зале.

 

1)  Снег падал на землю и тут же таял.

2)  Денис вчера купил новую книгу о пиратах и весь вечер читал её.

3)  В лесу Шарик тут же отыскал нору с лисятами и громко залаял.

4)  Пианист взмахнул руками и зал наполнился чудесными звуками рояля.

Обращение.

1)  По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2)  Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3)  Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4)  Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

5)  По словам медсестры Ивану Петровичу прописали строгую диету

6)  Мама попросила, чтобы я на обратном пути забежал в магазин

7)  Ольга Петровна сказала Анечка уже купила новые сапожки на зиму

8)  Когда будет контрольная по математике Любовь Ивановна

9)  По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям

10)         Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка

11)        Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта

12)        Какие цветы лучше купить Наталья Петровна

13)        Контролёр потребовал чтобы предъявили билеты

14)         А когда у вас сегодня уроки кончаются поинтересовался папа

15)        По сообщению прессы новый торговый центр откроется в конце месяца

16)        Во сколько вам позвонить Ирина Ивановна

17)        Любовь Ивановна поинтересовалась Старченков сегодня в школу приходил.

18)        Я попрошу старшеклассников чтобы они перенесли стулья в зал

19)        По словам пожарных возгорание было быстро потушено

20)        По заявлению старшей по дому ремонт в подъездах перенесён на лето

21)        Не обманывай старших возмутилась тётя Аня

22)        Писатель сказал что новая книга выйдет примерно через полгода

23)        Саша а где работает твой папа

24)        По словам врача Настя скоро пойдёт на поправку

25)        Юра сказал что больше не будет обижать маленьких

26)        Как ты сюда попала спросила меня женщина

27)        Расскажи-ка мне зачем тебе понадобились краски

28)        Билетёр громко попросил нас предъявить билеты

29)        Давай поговорим о том что подарить папе на день рождения

30)        Дедушка буркнул Даша меня не убедила

31)        По сообщению синоптиков дождь обойдёт столицу стороной

32)        Постовой потребовал чтобы все предъявили пропуска

33)        Сашенька подай мне пожалуйста соль

34)        Приходите завтра ко мне в гости предложил Женя

35)        По утверждению медиков сон самое лучшее лекарство

36)        Любовь Ивановна во сколько я могу вам перезвонить

37)        Не шумите попросила нас мама

 

Расставьте нужные знаки препинания в предложениях в соответствии с условием.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.

  1. Афоризм краткое изречение.
  2. Книга есть жизнь нашего времени.
  3. Моя сестра тренер по плаванью.
  4. Азбука к мудрости ступенька.

 

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

 

  1. В тайге водятся хищные животные волки рыси.
  2. На столе лежали инструменты молоток долото пила клещи.
  3. Летом ребята приносили разные цветы ромашки васильки колокольчики.
  4. В вазе лежали фрукты яблоки груши сливы.

 

Тире ставится перед обобщающим словом после однородных членов предложения.

  1. Затуманенный лес озеро небо все было серое вокруг.
  2. Совесть благородство и достоинство вот оно святое наше воинство.
  3. Поручни  компасы  бинокли всякие приборы   всё это было медное .
  4. И эти поездки и наши с ней разговоры  всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской.
  5. Старые обиды давние надежды все зашевелилось в его душе
  6. И газеты и телевидение и радио все средства массовой информации переполнены рекламой.
  7. Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы ничто не мешало ему работать.

 

Запятая ставится для выделения обращений.

  1. О чём ты девочка плачешь?
  2. Что царевич ты не весел?
  3. Здравствуйте Иван Федорович!
  4. Ребята не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку!
  5. Не уходи Игорь помоги мне пожалуйста решить задачу.
  6. Где ты был Сережа?
  7. Мама разреши мне сегодня пойти в кино.
  8. Вероника где ты отдыхала?

 

Запятая ставится между частями сложного предложения.

  1. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  2. Стояли ясные дни птицы готовились к перелету.
  3. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.
  4. Приближался конец сентября а холода еще не наступали.
  5. Начался ливень и мы побежали к сторожке.
  6. Я взяла банку и увидела что вся она полна муравьями.
  7. Когда я уходила из кладовой я посмотрела еще раз на банку.
  8. Учитель объявил что нас класс пойдет в поход.

 

 

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates