Задания по лирике С.Есенина
- Подробности
- Категория: 11 класс
1. Каковы эстетические принципы имажинизма? Как они соотносились с поэтикой Есенина?
2. Какие принципы определяют художественный мир Есенина? Приведите примеры «зоологического претворения мира» в лирике Есенина.
3. Как менялся лирический герой Есенина? Чем объяснялась его эволюция?
4. Какой образ Руси возникает в стихах Есенина? Как он меняется после революции?
5. Какие мотивы являются доминирующими в поздней лирике Есенина?
6. В чем основные различия художественных миров Есенина и Маяковского и чем, с вашей точки зрения, они объяснятся?
7. Найдите в стихах Есенина метафорические ряды, метафорические преобразования луны (месяца), березы, ветра.
8. Перечитайте стихотворения «Отговорила роща золотая…» (1924) и «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» (1925). Какие тенденции есенинской поэзии они отражают? В чем сходство и различие их образности и композиции?
9. Существует знаменитый сборник литературных пародий и стилизаций «Парнас дыбом» (1925, 3 изд. – 1989) авторы которого, литературоведы Э. С. Паперная, А. Г. Розенберг, А. М. Финкель, заставляют «пересказывать» поэтов разных времен и народов от Гомера и Данте до Ахматовой и Маяковского знаменитые шуточные стихи «У попа была собака…» и «Жил-был у бабушки серенький козлик…»
Есенину достался «козлиный» сюжет:
Рязанские лощины,
коломенская грусть.
Одна теперь в долине
живу я и томлюсь.
Козел мой златорогий
гулять умчался в лес.
И свечкой четверговой
горел окрай небес.
Рычали гневно тучи,
мотали головой,
уступы тьмы дремучей
глотали тучий вой.
Я проклинаю Китеж
и тьму его дорог,
восстал бездонный вытяж,
разорван козий бог.
Стучали волчьи зубы
в тарелки языков.
Опять распят, погублен
козлиный Саваоф.
О, лебедь гнутых рожек
и ножек серый гусь.
Рязанские дорожки,
коломенская грусть.
(А. М. Финкель, 1919).
Какие свойства поэтики Есенина уловил, отразил и преувеличил пародист? Какие черты остались вне его поля зрения? (Не забудьте, что пародист еще не мог прочесть поздние есенинские стихи.)
10. Прочитайте два суждения о поэзии Есенина.
О. Э. Мандельштам в «Четвертой прозе» (1930) говорит о стихотворении «Я обманывать себя не стану…» (1922): «Есть прекрасный русский стих, который я не устану твердить в московские псиные ночи, от которого, как наваждение, рассыпается рогатая нечисть. Угадайте, друзья, этот стих — он полозьями пишет по снегу, он ключом верещит в замке, он морозом стреляет в комнату:
…не расстреливал несчастных по темницам… Вот символ веры, вот
подлинный канон настоящего писателя, смертельного врага литературы».
В. Т. Шаламов в книге «Очерки преступного мира» (1959) посвящает поэту целую главу. Писатель, много лет проведший в советских лагерях, утверждает: «Это был единственный поэт, «принятый» и «освященный» блатарями, которые вовсе не жалуют стихов.
Позднее блатные сделали его «классиком» — отзываться о нем стало хорошим тоном среди воров.
С такими стихотворениями, как «Сыпь, гармоника», «Снова пьют, дерутся и плачут» — знаком каждый грамотный блатарь. «Письмо матери» известно очень хорошо. «Персидские мотивы», поэмы, ранние стихи — вовсе неизвестны» («Есенин и воровской мир»).
Чем можно объяснить такую противоречивость оценок поэзии Есенина? Как вы думаете, в чем причины популярности Есенина в воровском мире и почему эта популярность столь избирательна? (Для ответа на вопрос важно прочитать указанную главу из книги Шаламова.)