Изучаем творчество С.Есенина


Изучаем творчество С.Есенина

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

(1895—1925)

«…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому вмире и милосердия, которое— более всего иного— заслужено человеком».

М.Горький. Сергей Есенин, 1926

«Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени сбесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой народнической старательностью. Вместе стем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею…
Есенин кжизни своей отнесся как ксказке… Он и стихи свои писал сказочными способами, как из карт, то раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их кровью сердца. Самое драгоценное внем— образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной сошеломляющей свежестью, как она далась ему вдетстве».

Борис Пастернак. Люди и положения, 1956—1957

«…Есенин был среди живых и творящих— самым большим и самым чистым, подлинным, настоящим русским поэтом его поколения. Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, улучшать и возвышать родной язык; может быть, еще что-нибудь. Но несомненно одно: не поэт тот, чья поэзия не волнует. Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать— взависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека. Стихи же его последних двух лет… волновали таким высоким волнением, какого давно уже не дают нам переживать другие поэты. Пусть Пастернак создал или создает новую школу поэзии, пусть Ходасевич „привил классическую розу ксоветскому дичку“,— им и прочим почет и уважение,— но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась, как дар свыше…»

Михаил Осоргин. Отговорила роща золотая… Памяти Сергея Есенина, 1925

Биография поэта

Главная отличительная черта поэзии Сергея Есенина— ее всепоглощающий лиризм, «половодье чувств» лирического героя, постоянное самораскрытие, самовыражение лирического«я». Необычайная лирическая искренность есенинской поэзии во многом обусловлена удивительной автобиографичностью. Даже впейзажных зарисовках поэт продолжает говорить осебе, освоей судьбе, своих чувствах, своих думах. Мы узнаем его вклене, то золотоголовом, то опавшем и заледенелом, героиню его любовного романа угадываем вберезке сзеленой прической. Водной из автобиографий Есенин написал: «Что касается остальных автобиографических сведений,— они вмоих стихах». Прочтите внимательно автобиографическую заметку Сергея Есенина «Осебе» (1925)ипопробуйте найти отзвуки реальных фактов биографии поэта вего стихотворениях.

О себе

Родился в1895году, 21сентября, вРязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, вселе Константинове.
Сдвух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, укоторого было трое взрослых неженатых сыновей, скоторыми протекло почти все мое детство. Трех споловиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили вгалоп. Япомню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя снимал сменя белье и, как щенка, бросал вводу. Янеумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» унего было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда вцарапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, адедушка иногда сам подзадаривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты уменя, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, инежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею ксубботе.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали вцерковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить вМосковский учительский институт. Ксчастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к16—17годам. Некоторые стихи этих лет помещены в«Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, ипоехал вПетербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй— Городецкий. Когда я смотрел на Блока, сменя капал пот, потому что впервый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел сКлюевым, окотором я раньше не слыхал ни слова. СКлюевым унас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил вУниверситет Шанявского, где пробыл всего 1,5года, иснова уехал вдеревню.
В Университете я познакомился споэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много всмысле формы, аБлок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919году я срядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы судовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее унас вечно ютились разные странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. Сего стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться всвоем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, скрестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше кПушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений,— они вмоих стихах.

Октябрь 1925

Задание1

Перечитайте то место автобиографической заметки, где поэт пишет освоем детстве, отом, что «среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном…». Сравните этот фрагмент автобиографии со стихотворением «Все живое особой метой…». Похож ли лирический герой стихотворения на героя автобиографии? Как слова деда, приведенные поэтом вавтобиографии, трансформируются встихотворении? Изменился ли их смысл?

Задание 2

В стихотворном наследии поэта немало произведений, посвященных близким родственникам— матери, деду, сестре Шуре, сестре Кате. Прочтите их еще раз, стараясь понять характер отношений, связывающих Есенина ссамыми близкими людьми. Что можно считать общим вэтих отношениях, ачто особым, индивидуальным? Аргументируйте свои рассуждения цитатами из стихотворений.

Задание3

В автобиографической заметке «Осебе» поэт пишет, что он до поездки вПетербург не печатался, так ли это? Вкаких периодических изданиях впервые были опубликованы стихи Сергея Есенина? Назовите первые опубликованные стихотворения поэта. Подумайте, почему эти стихотворения были опубликованы визданиях для детей. Какие отличительные черты есенинского поэтического стиля можно отметить уже вэтих стихотворениях?

Задание4

В автобиографической заметке почти нет дат (кроме даты рождения и даты публикации манифеста имажинистов). Попробуйте их восстановить, указав время, вкоторое происходили события, названные взаметке (например: «отдали вцерковно-учительскую школу» в…году; «некоторые стихи этих лет помещены в„Радунице“», опубликованной в… году; «ия поехал вПетербург» в…году; «сКлюевым унас завязалась дружба» в…году; «япоступил вУниверситет Шанявского» в…году).

Задание5

«Всмысле формального развития теперь меня все больше тянет кПушкину…»— пишет С.Есенин. Прочитайте об отношении Есенина кпушкинской поэзии вкниге «А.С.Пушкин: Школьный энциклопедический словарь.— М.: Просвещение, 1999.— С.425—426). Подтвердите слова Есенина, проанализировав поэтическую форму одного из произведений 1924—1925годов (отдельные строфы поэмы «Анна Cнегина», стихотворения «Возвращение на родину», «Цветы», отдельные стихотворения из цикла «Персидские мотивы»).

Лирические стихотворения

Задание6

В марте 1915года произошло событие, предопределившее литературную судьбу Сергея Есенина: приехав вПетербург, он встретился сАлександром Блоком. На Блока эта встреча тоже произвела впечатление. Свидетельствует об этом запись, сделанная Блоком вдневнике: «Крестьянин Рязанской губ. 19лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».
Попробуйте определить, какие стихи Есенин мог читать А.Блоку? Согласны ли вы сблоковской оценкой ранней есенинской лирики? Аргументируйте свой ответ цитатами из стихотворений Есенина.

Задание7

Известно, что А.Блок дал Есенину два рекомендательных письма— одно поэту Сергею Городецкому, другое писателю и издателю М.Мурашеву. «Дорогой Михаил Павлович!— писал Блок Мурашеву.— Направляю кВам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, ивы лучше, чем кто-либо, поймете его…»
Можно ли утверждать, что Есенин всвоей ранней лирике продолжил тематику, образный строй, мелодику русской крестьянской поэзии (от Алексея Кольцова и Ивана Никитина до Ивана Сурикова и Спиридона Дрожжина)? Вчем Есенин следовал традициям? Что новое, собственно есенинское, зазвучало вего стихах уже вначале поэтического пути?

Задание8

Поэт Сергей Митрофанович Городецкий (1884—1967) вспоминал опервой встрече сЕсениным: «Есенин появился вПетрограде весной 1915года. Он пришел ко мне сзапиской от Блока. Ия, иБлок увлекались тогда деревней. Я,кроме того, ипанславизмом. Внезадолго перед этим выпущенном „Первом альманахе русских и южнославянских писателей“ „Велесе“ уже были напечатаны стихи Клюева. Блок тогда еще высоко ценил Клюева. Факт появления Есенина был осуществлением долгожданного чуда, авместе сКлюевым и Ширяевцем… Есенин дал возможность говорить уже оцелой группе крестьянских поэтов. Стихи он принес завязанными вдеревенский платок. Спервых же строк мне было ясно, какая радость пришла врусскую поэзию. Начался какой-то праздник песни…»
Как вы думаете, какие стихотворения Есенина можно назвать песнями? Что вобразной системе, ритмике, строфике, лексике, поэтическом синтаксисе есенинских стихотворений продолжает традиции русских народных лирических песен? Похож ли лирический герой есенинских стихотворений на лирического героя русского песенного фольклора? Вероятно, ответы будут разными, взависимости от того, какие стихотворения вы подвергнете анализу. Рекомендуем вам проанализировать стихотворения «Подражание песне», «Выткался на озере алый цвет зари…», «Под венком лесной ромашки…», «Темна ноченька, не спится…», «Хороша была Танюша, краше не было вселе…», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…».

Задание9

Одним из первых отзывов опоэзии Сергея Есенина вжурнальной периодике была рецензия Зинаиды Гиппиус. Рецензия, подписанная псевдонимом Роман Аренский, называлась «Земля и камень» (еженедельник «Голос жизни», 1915, №17, 22апреля). Вэтой заметке Зинаида Гиппиус подчеркнула особенность есенинской поэзии, которая была явственно различима даже впервых стихотворных опытах рязанского поэта: «Есенин— настоящий современный поэт. Он, сам того не подозревая,— уже „описатель“, он прежде всего видит, иэто не его личное свойство, аобщее свойство современных словесников-поэтов, как уА.Фета и А.Кольцова было общее свойство сначала „чувствовать“, ане видеть».
Согласны ли вы стаким противопоставлением поэзии А.Фета и А.Кольцова стихотворному творчеству С.Есенина. Аргументируйте свой ответ цитатами из стихотворений названных поэтов.

Задание10

В 1905году Александр Блок написал статью «Краски и слова», вкоторой сожалел, что современные писатели «отупели кзрительным восприятиям»: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила влаборатории слов. Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. Иразве не выход для писателя— понимание зрительных впечатлений, умение смотреть? Действие света и цвета освободительно».
Есенин не стал блуждать среди абстракций, он увидел чистые и яркие цвета радуги, иони, то нежно-прозрачные, то полыхающе-яркие, расцветили и осветили его стихи. Говоря оцветовой гамме есенинских пейзажей, автор книги «Поэтический мир Есенина» Алла Марченко замечает: «Совершенно явственно ощущается связь его „расцветки“ сгаммой „розовой“, то есть очищенной от потемневшей со временем олифы иконы, построенной на гармонии чистых и ясных цветов— красного, желтого, синего или зеленого».
Выпишите есенинские стихотворные строки, вкоторых поэт использует цветовые эпитеты «голубой», «синий». Подумайте, есть ли смысловые различия всимволике этих двух цветов. Меняется ли эмоциональная окраска этих цветов влирике поэта сгодами. Подтвердите свои наблюдения примерами.
Более разнообразны встихах Есенина оттенки красного цвета, от розового и алого до багряного. Как вы считаете, что вбольшей степени привлекает поэта ввыборе оттенков одного цвета— возможности чисто цветовые, колористически живописные или фонетические, звуковые, создающие то или иное эмоциональное звучание стиха? Или поэт стремится ксочетанию и того и другого? Аргументируйте свои наблюдения строфами из стихотворений поэта.
Оттенки желтого цвета встихах Есенина часто приобретают «металлическое звучание»— «золотой», «медный»— вчем смысловое различие этих эпитетов влирике поэта, вчем отличие взвучании «золотого», «медного», «желтого», «шафранного» вмелодике есенинского стиха?

Задание11

Природу Есенин ощущал вдвижении, он улавливал взаимосцепление отдельных ее элементов. Он мог изобразить одно явление природы спомощью другого: «Сыплет черемуха снегом»; «Как метель черемуха машет рукавом»; «На грядки капусты волноватой рожок луны по капле масло льет»; «Кругом роса медвяная сползает по коре,/ Под нею зелень пряная сияет всеребре». Взор поэта схватывает и общую картину, имелкие предметные детали (часто близкие кпредметам обиходного мира). Природа дышит, действует, живет.
Именно этим объясняется то, что поэт, описывая ее, прибегает кспособам звукового изображения: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима— аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит вего стихах не только сосняк, звенит и рожь, и— что особенно характерно— взвуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «вроще по березкам белый перезвон», «хотел бы затеряться взеленях твоих стозвонных», «аунизеньких околиц звонко чахнут тополя».

И.С.Эвентов. Сергей Есенин, 1987

Продолжите ряд примеров «цветного звучания» есенинских стихов, начатый литературоведом И.С.Эвентовым, определите эмоциональные оттенки этого звучания.
Проследите, какая эмоциональная доминанта была характерна для «озвучивания» лирики поэта вразличные этапы его творчества. Подтвердите ваши наблюдения цитатами из произведений Есенина.

Задание12

Стихотворение Есенина «Вхате» (1914) стало событием врусской поэзии. Здесь нет ярких красок и вычурных образов. Напротив, все очень обыденно, даже, казалось, беспощадно всвоей достоверности:

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога вдежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут впаз.

Вьется сажа над заслонкою,
Впечке нитки попелиц,
Ана лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

И все же стихотворение мало кого оставляет равнодушным. Оно поражает не столько удивительной меткостью зарисовки, сколько задушевностью интонации. Поэт очень сдержан. Он не позволяет себе излияния чувств по поводу изображенной картины. Да эти излияния и не нужны. Достаточно щемяще-нежного мелодического звучания, чтобы понять лирическое чувство поэта. Увидеть поэзию там, где до сих пор находили только объект сострадания.
Это было настолько необычно, что некоторые литераторы сохранили всвоих воспоминаниях впечатление, произведенное юношеским стихотворением Есенина. Так, известный знаток русской поэзии профессор Московского университета Иван Никанорович Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление „Вхате“ („Пахнет рыхлыми драченами…“), иособенно три последние строчки:

От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают вхомуты.

И ночью, ложась спать, я все восхищался этой „пугливой шумотой“».
Примерно вто же время, в1915году, свой гимн крестьянскому дому создает и Николай Клюев. Он пишет одно из лучших своих стихотворений— «Рожество избы»:

Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоет резная пава скрылец,
Брызнет ярь сналичника окна.

Икогда оческами кудели
Над избой взлохматится дымок —
Сказ пойдет окрасном древоделе
По лесам, на запад и восток.

Два процитированных выше стихотворения, свидетельствуя отематической близости поэтов, являют нам и непреодолимое различие. Весенинском стихотворении поражает обескураживающая откровенность, хотя и застенчивая, апотому и чарующая искренностью, доверительностью. Иное уКлюева. Его строитель— тайновидец. «Пред ним щепа как письмена». Сам поэт— олонецкий ведун, знающий многие тайны, поражающий воображение слушателя и читателя обилием малознакомых названий, имен, слов, которые вплетаются взамысловатый, затейливый узор его стихов. Он знает много тайн. Дает нам знаки оних. Но раскрывать не спешит. Завораживая нас смутным, неясным, то торжественно-пророческим, то причудливо-декоративным.
Проведите сопоставительный анализ названных стихотворений двух поэтов, подтвердите или опровергните положения процитированной статьи результатами вашего сопоставительного анализа. Для большей убедительности ваших выводов можете сопоставить еще несколько стихотворений Есенина и Клюева.

Задание13

«Сказочное преображение мира было для Есенина не поэтической условностью, но неотъемлемой чертой его образного мышления. Воображение поэта преображало старинные поверья и рождало на их основе живые, развернутые описания… Это были зачатки одного из основных вбудущем есенинских приемов— овеществление и оживление явлений природы и абстрактных понятий. Через несколько лет поэт теоретически его осмыслит встатье „Ключи Марии“ (1918) иисходя из него будет критиковать признанных русских лириков. Так возмущает его философская „подоплека“ пейзажей Фета и Тютчева: „Ну да, „природа“— все это прекрасно. Но кчему мудрить над этим. Береза— она береза и есть. Кчему ей свою душу навязывать, да еще суниверситетским образованием. Умнее она от этого не станет“».

Вс.Рождественский. Страницы жизни, 1974

Возможно, Есенин вступился за свое любимое дерево вполемическом задоре, забыв такие хрестоматийные стихи Тютчева и Фета, как «Чародейкою зимою» и «Печальная береза», аведь его «Пороша» (1914)и«Береза» (1913)прямо перекликались сними.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…

У Тютчева:

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит…
Сном волшебным очарован…

и

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

У Фета:

Печальная береза
Умоего окна,
Иприхотью мороза
Разубрана она.

Заметим, что белоствольная береза возникает в«самом первом» есенинском стихотворении «Вот уж вечер…» и становится одним из поэтичнейших образов его лирики. «Береза-свечка» скоро оживет, улыбнется, наденет серьги и бусы и превратится вкрестьянскую девушку сзолотистыми косами, вхолщовом сарафане, авпоследствии всимвол большой обобщающей силы, воплощая любовь поэта кмилой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому, кродным и близким.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать…

Л.Л.Бельская. Песенное слово, 1990

Продолжите сопоставительный анализ названных стихотворений С.Есенина, А.Фета и Ф.Тютчева. Найдите общее и индивидуальное всловесной пейзажной живописи трех поэтов. Завершив работу по сопоставлению есенинских пейзажей скартинами природы, созданными поэтами XIXвека, обратитесь каналогичной работе, взяв для анализа стихи поэтов XXвека. Сравните стихотворные пейзажи С.Есенина со стихотворениями Н.Рубцова, А.Прасолова, А.Прокофьева. Найдите схожие мотивы и образы, определите сугубо личные, индивидуальные особенности каждого из избранных поэтов. Подумайте над тем, как время, эпоха влияли на своеобразие пейзажной образности поэтов, избранных вами для сопоставления.

«Персидские мотивы» (1924—1925)

«Попытка обрести согласие ссамим собой и смиром нашла творческое выражение в„Персидских мотивах“. Стихи цикла написаны сосени 1924по август 1925года. Сам романтический сюжет олюбви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. В1924году он написал стихотворение „На Кавказе“, вкотором любовный сюжет увязан сдушевным кризисом поэта:

Здесь Пушкин вчувственном огне
Слагал душой своей опальной:
„Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной“.

ИЛермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.

Есенин сам создавал „Персидские мотивы“, „тоску леча“ и „душой своей опальной“, сам пытался „забыть ненужную тоску“ „прекраснейшей поэмой“. Его стихи олюбви кперсиянке органично входят вконтекст русской классической литературы и продолжают ее традиции. Стихи писались на Кавказе, однако выбор поэта пал на страну Саади— на Персию, чему был ряд причин. Но прежде всего на темы, сюжеты, тональность, аглавное, на сам образ любви „Персидских мотивов“ повлияли персидские лирики. Любимая вперсидской поэзии превосходит своей красотой саму природу, она исключительна, алирический герой подмечает влюбовном страдании нюансы, невидимые другим. Вэтом цикле Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия, он творил образ ласкового и шафранного рая. Ранее Россия ассоциировалась влирике Есенина сголубой страной, т.е. страной-идеалом, мужицкой мечтой. После революции голубой цвет почти исчез из его лирики. Если в1916году Россия ассоциировалась собразами вроде: „Голубеет небесный песок“, „Вголубой купается пыли“, в1924году Россию поэт рисовал иными красками: „Закат обрызгал серые поля“, „Принакрытые сереньким ситцем. Этих северных бедных небес“. Теперь выдуманная Персия соответствовала идеалу, именно там поэт стремился обрести покой:

Улеглась моя былая рана —
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Ялечу их нынче вчайхане;

„Ядавно ищу всудьбе покоя“; „Заглушил вдуше тоску тальянки“; „Вот он идеал желанный. Всех, кто впути устали“; „Хорошо бродить среди покоя“».

Н.М.Солнцева. Сергей Есенин, 1995

«И не здесь ли начало есенинской „Персии“— страны порядка, ставшего религией? Не символ ли это правильной, законченной, куполообразной, свободной от душераздирающих противоречий красоты— среди бесформенного, изломанного, разбитого вдребезги мира „Москвы кабацкой“? Ведь вбольшом контексте есенинской поэзии настоящим противовесом его „кабацким мотивам“ являются „персидские мотивы“— его „цыганская грусть и уравновешивается, иоблегчается, иутешается „персидской“, т.е. упорядоченной, спокойной красотой… символом которой является образ белой розы.
„Тихо розы бегут по полям…“ Так много здесь, вэтой голубой и веселой стране, вэтой сказочной Персии роз, что можно не опасаться чар черной жабы».

Алла Марченко. Поэтический мир Есенина, 1989

«Однако Персия вхудожественном воображении поэта— только временный покой. Одна из тем цикла— ностальгия по России. Влюбовные мотивы непременно привносится образ родины: „Мы вРоссии девушек весенних/ На цепи не держим, как собак“; „Как бы ни был красив Шираз,/ Он не лучше рязанских раздолий“; „Там на севере девушка тоже“; „Сердцу снится страна другая“;

Отчего луна так светит тускло
На сады и стены Хороссана?
Словно я хожу равниной русской
Под шуршащим пологом тумана…

Любовь кРоссии сильней любви вперсидском раю. Да и сам персидский рай— не более чем еще один созданный поэтом миф: и любовь кШаганэ без ответа, ивПерсии поэт подмечает угрюмость и несчастье.
Персия— страна грезы, исердце поэта вновь обманулось. В„Персидских мотивах“ невозможно не заметить пушкинскую тему „ясам обманываться рад“. Есенин, зная осамообмане, пишет:

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся».

Н.М.Солнцева. Сергей Есенин, 1995

Задание14

1.Вцикле всего 15стихотворений, расположение их не случайно, оно передает особый лирический сюжет— динамику, развитие чувств и настроений лирического героя. Перечитайте «Персидские мотивы», прослеживая движение чувств, состояний, настроений, стремлений лирического героя.
2.Как вы думаете, можно ли говорить оналичии любовного сюжета в«Персидских мотивах»? Подтвердите свое мнение цитатами из стихотворений цикла. Вцикле возлюбленная лирического героя названа разными именами. Как вы думаете почему? Назовите эти имена.

Поэма «Анна Снегина» (1925)

«Январем 1925года Есенин датировал поэму „Анна Снегина“— осеверной, реальной любви вреальной предреволюционной и послереволюционной России. Сам поэт определил поэму как лироэпическую. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных им ранее… Традиционная врусской литературе XIXвека тема дворянских гнезд получила в„Анне Снегиной“ свою интерпретацию. Принадлежащая кмосковской аристократической элите Т.А.Аксакова-Сиверс всвоих воспоминаниях писала: „Япоражаюсь, скакой красивой легкостью мы— яговорю одворянстве— расставались сматериальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин впоэме „Анна Снегина“. Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, свое изгойство, расставание сСергеем. Вее душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство кгерою, который становится не только образом ее любви, но и образом Родины. Интимная и патриотическая темы впоэзии Есенина были втаком же органическом согласии, как и втворчестве Блока и Ахматовой“».

Н.М.Солнцева. Сергей Есенин, 1995

«В связи сновой установкой— на романизированную повесть встихах— меняется и тип авторского образа. Есенин отдает герою „Анны Снегиной“ свое имя, исвой дар, идаже славу автора „Москвы кабацкой“… то есть создает иллюзию полнейшей документальной подлинности. Но только иллюзию, ибо на самом деле поэт Есенин Сергей— герой „Анны Снегиной“— и Есенин— автор ее— сознательно разведены. В1917году, ккоторому относится действие поэмы (исключая эпилог), Есенин не был ни автором „Москвы кабацкой“, ни знаменитым поэтом. Вгоду 1917-м не было ни „тоски“, ни той „нехорошести“, на которую обращает внимание Анна („Сергей, вы такой нехороший…“). В1917году Есенин жил предчувствием бури, которая должна была, „вспахав“ „черную землю“, вывезти ее „на колею иную“, ожиданием „посвящения“ из светлых иноков в„пророки“. Год 1917-й— это „Разбуди меня завтра рано…“»

Алла Марченко. Поэтический мир Есенина, 1989

Задание1

«Большое видится на расстоянье…»— писал Есенин водном из своих стихотворений. В«Анне Снегиной» поэт, преодолев заметное временнóе расстояние и значительное расстояние мучительных размышлений, оценки того, «куда несет нас рок событий», вновь возвращается ксобытиям 1917года врусской деревне. Перечитайте стихотворения и маленькие поэмы Есенина, написанные в1917—1918гг. Подумайте, есть ли различия ввосприятии революционных событий лирическим героем есенинских стихотворений 1917—1918годов и героем «Анны Снегиной». Вчем причины столь разительных перемен воценке Есениным происходящих социальных потрясений? Аргументируйте свои суждения цитатами из произведений поэта.

Задание2

Согласны ли вы сутверждением Н. М. Солнцевой, что «интимная и патриотическая темы впоэзии Есенина были втаком же органическом согласии, как и втворчестве Блока и Ахматовой»? Если согласны, то подтвердите это положение цитатами из стихотворений Есенина 1924—1925годов.
Подумайте, каким образом «Анна Снегина» расширяет любовную и патриотическую тематику произведений Есенина, какие новые мотивы и сюжеты, несвойственные есенинской поэзии ранее, появляются впоэме.

«Есенин и его герои как бы вторгаются туда, где жили герои Пушкина,— вдеревню, вобстановку дворянской усадьбы; герой-рассказчик въезжает впоэму на дрожках. Евгений Онегин „летит впыли на почтовых“. Письмо Анны Снегиной вызывает впамяти знаменитое письмо Татьяны кОнегину…
Герой поэмы Есенина, как показал В. Турбин, „изысканный, азаодно и прославленный петербуржец, своеобразный Онегин XXвека. Онегин-крестьянин. Онегин-поэт“, „герой нашего времени“, ведущий „социально-лирический диалог сдворянкой“. «„Анна Снегина“,— пишет В.Турбин,— сопоставима сроманом Пушкина по многим параметрам: ирония тона повествования, обрамление рассказываемого письмами героев, их имена, их судьбы. Традиция живет, пульсирует, неузнаваемо преображается, таится и вдруг обнаруживает себя вслучайных или впреднамеренных совпадениях, вмелочах».

Комментарий кпоэме «Анна Снегина»// Сергей Есенин.
Полное собрание сочинений.— Т.3.— М., 1998

«И пушкинская традиция, конечно же, присутствует впоэме, хотя попытки некоторых исследователей провести какие-либо прямые параллели сконкретными произведениями Пушкина (например, с„Евгением Онегиным“) не представляются убедительными.
Плодотворнее, думается, говорить опушкинском начале вшироком смысле… Прежде всего это народность. Подобно Пушкину, который, по словам Достоевского, сроднился снародом взаправду, Есенин, пройдя через искушение изысканной метафорой, пришел ктакому пониманию искусства, которое определяется верностью художника „простоте, добру, правде“ (излюбленная триада Льва Толстого). Эти ориентиры выразились вязыке поэмы, точнее— во всем богатстве разговорной речи… Впоэме Есенина персонажи „самовоспроизводятся“ через речь и оттого сразу приобретают пластически зримые черты живого лица. Речь каждого настолько индивидуальна, что нам хорошо помнятся и возница, имельник, истаруха, иАнна, идаже ее мать, которая произносит всего одну фразу, но определяется вней и Прон, иЛабутя, и, конечно же, сам главный герой».

И.Н.Зуев. Поэзия С.А.Есенина. Народные истоки. Философия мира и человека, 1995

Задание3

Показались ли вам убедительными сближения «Евгения Онегина» и «Анны Снегиной»? Попробуйте продолжить перечень этих сближений, подкрепляя их цитатами из романа А.С.Пушкина и поэмы С.А.Есенина.

Задание4

Подготовьте подробные характеристики персонажей «Анны Снегиной», опираясь восновном на форму и содержание их речи. Как выразилось отношение автора ксвоим персонажам через их речевую характеристику?
Какие художественные языковые средства позволили поэту создать не только различные социальные типы героев (Прон, Анна) но и яркие, индивидуальные характеры людей, близких по социальному положению (возница, мельник, жена мельника)?

Задание5

Перечитайте финальные строки поэмы. Как вы думаете, почему поэма ореволюционных потрясениях вРоссии заканчивается стихами олюбви? Аргументируйте свои рассуждения цитатами из произведений поэта.

Обнаж(о,ё)(нн,н)ая совесть.Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Можно с увере(нн,н)остью сказать что в мире (не)много найдётся поэтов которые подобно Есенину так приняты самой душой народа более того –сами стали как бы душой нации. Есенина любят. Его любят и молодёж… и старики рабочие и профе(сс,с)ора. Такой массовой всеобщей любов…ю нагр…ждены были в истории ре…кие поэты. Есенин и доступен и в то(же) время очень сложен. Нет человека который бы его до конца понял нет пока и критика который смог бы об…яснить и проко(мм,м)ентир…вать всё богатство содержания (Е,е)сенинской поэзии. Его простота и доступность (подч)ас как(бы) скрывают от глаз те огромные духовные глубины которые в нём подспудно содержат…ся. Есенин это национальный мыслитель. Смотрите как он ма(сш,ш)табно и крупно мыслит (при)чём он мыслит по самым существ…(нн,н)ым проблемам мира о жизни и смерти о крестьянстве и русской истории о судьбе отдельной личности и всего народа. Мысли Есенина рождают…ся вместе со взрывом эмоций –они подобны осл…пительным вспышкам это чаще всего глубочайшие духовные пр…зрения. (Не)даром он увере(нн,н)о сказал За(то) в глазах моих пр…зрений дивных свет. Всей своей великой интуиц…ей художника он безошибочно угад…вал правду он писал только правду (н…)чего кроме правды и (по)этому напис…(нн,н)ое им с каждым годом звучит громче и громче. Одна из важнейших тем Есенина тема любви. Поэт (по)рыцарски стоял за высокое духовное пон…мание любви за пр…дельную одух…творё(нн,н)ость чу…ства. Он не пр…м…рялся с компроми(сс,с)ом с чу…стве(нн,н)остью он требовал максимального любовного напр…жения максимального переж…вания – отсюда такой яркий свет ид…альности который излучают его стихи. Поэт – сейсмограф компас. Он передаёт кол…бания эпохи он филосо… мы по нему определяем пути истории силу подземных толчков. Надо только что(бы) этот сейсмограф был чуток компас точен. Есенин был ид…альный в этом смысле инструмент – он был обнаж…(нн,н)ой совестью.(по Е. Винокурову)

1.Какое название в большей степени отражает содержание текста? 1)В чём суть духовной культуры? 2)Роль интеллектуальных знаний. 3)Основа лирического творчества. 4)Тема природы в творчестве Есенина.

2.Определите стиль текста и тип речи: 1)художественный стиль, описание; 2)научный стиль, повествование; 3)публицистический стиль, рассуждение; 4)публицистический стиль, описание;

3.Укажите слово, которое является « лишним» в ряду синонимов к прилагательному неисчерпаемый? 1)безграничный 2)неистощимый 3)неиссякаемый 4)плодородный

4.Какое слово является ключевым в данном тексте? 1)интеллект 2)культура 3)современник 4)почва

5.Какое имя собственное, употреблённое в тексте, выполняет роль символа? 1)Горький 2)Есенин 3)Моцарт 4)Пастернак