Главное меню
Примерный план анализа лирического стихотворения
- Подробности
- Категория: Материалы к урокам по литературе
- Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
- Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
- Тема - вопрос, которого касается автор
- Идейный уровень(идея, эмоция)
- Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
- Истолкование названия
- Характеристика образов(существительные-образы)-
- Художественно-выразительные средства
- Действия и состояния (глаголы-проблемы)
- Пространство, время
- Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)
- Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
Речевые клише.
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) |
Стихотворение «…» принадлежит к …лирике Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики Стихотворение может быть отнесено к … лирике |
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя |
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя … Можно сказать, что лирический герой… |
Тема - вопрос, которого касается автор |
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о… |
Идейный уровень(идея, эмоция) |
Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора… В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив грусти… |
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция |
Стихотворение состоит из … строф… Произведение построено… Оно имеет четкую структуру.. Кульминация стихотворения приходится на… |
Истолкование названия |
Стихотворение названо так потому, что… |
Характеристика образов(существительные-образы)- |
В первой строфе возникают образы (существительные)… Во второй строфе автор говорит…
|
Художественно-выразительные средства |
Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
|
Действия и состояния (глаголы-проблемы) |
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?) |
Пространство, время |
Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее) |
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис) |
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку… В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены … |
Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) |
…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ... Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… |