И.С.Тургенев. Воробей. Работа с стихотворением
- Подробности
- Категория: Материалы к урокам по литературе
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»
Литературовед Лев Озеров, читая «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, однажды задался вопросом, “далеко не праздным и вовсе не специально литературоведческим… Сочетаются ли «стихотворения» с «прозой»? Возможно ли вообще такое сочетание?” Вам предстоит ответить на эти вопросы, обратившись к стихотворению И.С. Тургенева «Воробей».
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
— Подумайте, сколько персонажей в этом произведении? Что вы можете сказать о рассказчике? Участвует ли он в событиях или автор наделяет его другими функциями? Что изменится в тексте, если повествование будет идти от третьего лица?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Какой житейский эпизод лёг в основу повествования? Чем он оказался интересен рассказчику?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Внимательно перечитайте описание маленького воробьишки. Для чего автор использует детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для справки. Деталь (от франц. detail — подробность, частность, мелочь) художественная — одно из средств создания образа, деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его мире.
— Почему же этот воробьишка вскоре будет назван детищем? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, подумайте, какое смысловое значение вносит суффикс -ищ- (для примера сравните: чудище, идолище). Подберите к этому слову подходящий по смыслу эпитет.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для справки. Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
— Сравните поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Как нагнетание глаголов помогает понять их внутреннее состояние? Чьими глазами мы видим этих героев?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Что помогает старому черногрудому, взъерошенному воробью вдруг стать героической птицей? Почему стихотворение называется «Воробей»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Что является смысловым центром повествования? Как описан “поединок” воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Какие строки являются эмоциональным центром произведения? С помощью какого художественного приёма автор выделяет его?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для справки. Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчёркивает важнейшие мысли.
— Какие слова и почему повторяются дважды? Почему Тургенев заменяет слово любовь перифразом? Как вы можете объяснить выбор повторяющегося глагола?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для справки. Благоговеть, по Далю, “страшиться и покоряться, смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать кому безусловное уважение и повиновение, раболепствовать, признавать и безмерно ценить чьи достоинства”.
— Как вы думаете, можно ли говорить об использовании приёма градации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для справки. Градация — стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или ослаблении выразительных средств художественной речи.
— Подводя итоги своим наблюдениям, прокомментируйте высказывание Л.Озерова: “Стихотворения в прозе являются не произвольным соединением стихов и прозы… Каковы его черты? Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев — прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение…”
_______________________________________________________________________________________________