М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"


М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Вопросы и задания для обсуждения

«Бэла»

  1. Сколько рассказчиков вповести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как впервом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая впрошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча иавтора, происходящими внастоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча сБэлой сослов «Агде Печорин?» дослов «упала напостель изакрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как вподтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему вистории сБэлой Печорин несчитал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина сослов «Максим Максимыч,— отвечал он,— уменя несчастный характер» дослов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина оего прошлом систорией жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина состихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют вглаве пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется вглаве характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

«Максим Максимыч»

  1. Найдите втексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мывидим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина сМаксимом Максимычем сослов «Яобернулся кплощади иувидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» дослов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина иМаксима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст ихдиалога.
  4. Почему Печорин нестремился увидеться сМаксимом Максимычем? Какова авторская оценка ихповедения?
  5. Какое впечатление производит Печорин начитателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

«Тамань»

  1. Какой художественный смысл втом, что вглаве «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина вгероях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого идевушки-ундины ночью наберегу моря сослов «Так прошло около часа» дослов «Янасилу дождался утра». Как вэтом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ейПечорин икак это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина сдевушкой влодке. Дайте оценку поведению Печорина вэтой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно вконце ихистории? Что это проясняет вего характере?
  6. Какую позицию Печорина поотношению кокружающим людям подчеркивает автор?

«Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «Ачто такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователенли Печорин всоблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина надружбу? Как это проявляется вего отношениях сокружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения сВернером иГрушницким?
  3. Почему извсех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому вдневниковых записях от16и23 мая.
  4. Отметьте черты искренности ипритворства висповеди Печорина Мери (сослов «Да, такова была моя участь ссамого детства» дослов «Это меня неогорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина иМери через горную речку (запись от12июня). Как вобъяснении Мери сПечориным раскрывается уминеординарность еехарактера?
  6. Прочитайте запись от14июня. Как Печорин объясняет изменения всамом себе икак это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от16июня). Искрененли Печорин вэтом признании или онлукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ одуэли дается автором ввоспоминаниях Печорина (через полтора месяца вкрепости N)? Каково поведение Печорина вовремя дуэли? Что положительного ичто отрицательного подчеркивает автор вего образе? Можноли посочувствовать герою или ондостоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова визображении жизни ипсихологии людей вэтом эпизоде?

«Фаталист»

  1. Каково отношение кпредопределенности всудьбе уВулича? уПечорина? уавтора? Укого изних оно неоднозначно ипочему?
  2. Зачем Лермонтов вводит вповествование мысль отом, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищетли Вулич смерти? Ищетли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются всцене захвата пьяного казака?
  4. Ккому изгероев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист»— это философское произведение.

Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: « Это же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер…»

  • Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору презренными? Почему?
  • Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деле портят характер? Обоснуйте свой ответ.

«…Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина». ( Г.М. Фридлендер)

  • Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту романа.
  • Прокомментируйте мысль критика о дробности жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте свой ответ.

С какой целью автор романа постоянно меняет рассказчиков?

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимычем во время их последней встречи?

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни иподвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума— это иего достоинство, иего слабость, ведущая кдушевным травмам. Автор нигде несудит Печорина, невыносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина— это ряд происшествий, каждое изкоторых открывает новую грань его души, одаренность иглубину его личности, ноего характер уже сложился инеменяется, неразвивается («Неужели янетотже?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина— свобода, переходящая виндивидуализм.
  3. Роман сходен посюжетно-композиционным особенностям сромантической поэмой, аглавный герой изображен всоответствии спринципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений опрошлом, изображение его вмоменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока инеможет быть раскрыта доконца).
  4. Характер Печорина неменяется, носмена рассказчиков создает видимость личности Печорина сразных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср.скольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени»— социальный, философский ипсихологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
  1. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от16июня). Выпишите существенные, с вашей точки зрения, детали, характеризующие состояние Печорина.

Искрененли Печорин вэтом признании или онлукавит даже перед самим собой?

  1. Почему рассказ одуэли дается автором ввоспоминаниях Печорина (через полтора месяца вкрепости N)? Каково поведение Печорина вовремя дуэли? Выпишите детали, характеризующие поведение Печорина.

Что положительного ичто отрицательного подчеркивает автор вего образе? Можноли посочувствовать герою или ондостоин осуждения?

Печорин и… (задания для работы в группах)

Печорин иМаксим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина изглавы «Бэла» сослов «уменя несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что вмонологе заставляет страдать исострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина сМаксимом Максимычем изглавы «Максим Максимыч». Как вней передается взволнованность Максима Максимыча иравнодушие Печорина?
  3. Как впервых двух главах Печорин иМаксим Максимыч относятся друг кдругу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

Печорин иГрушницкий

  1. Перечитайте запись вжурнале Печорина от5июня. Что стало причиной конфликта между Печориным иГрушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину ипочему этого незамечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина иГрушницкого вовремя дуэли. Что можно сказать облагородстве инизости иххарактеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

Печорин иВернер

  1. Перечитайте диалог Печорина иВернера взаписи от13мая. Что общего вихинтеллектуальном развитии иотношении кжизни?
  2. Перечитайте записку Вернера кПечорину после дуэли иописание ихпоследней встречи. Вчем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера впонимании характера Печорина?

Печорин иВулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным иВуличем. Почему Печорин решил, что Вулич недорожит своей жизнью? Дорожитли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина всцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, аПечорин остается жив? Вчем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему онначинается изаканчивается вкрепостиN?

Печорин иБэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой насвадьбе сестры. Как вней обозначено отношение Бэлы кПечорину? Вчем своеобразие еечувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему онохладел кБэле? Любилли онеенасамом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы впонимании характера Печорина?

Печорин идевушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает овнешности девушки-ундины икак это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина сдевушкой влодке. Вчем девушка-ундина превосходила Печорина ивчем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ееобраза?

Печорин иМери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина иМери через горную речку Вчем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в«Журнале» от3июня. Как Печорин объясняет свои отношения сМери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина иМери вконце главы. Как проявляется вэтой сцене характер Печорина? Почемуже онвсе-таки решился надуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Печорин иВера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина иВеры взаписи от16мая имонолог Веры взаписи от23мая. Как можно охарактеризовать ихчувства друг кдругу?
  2. Перечитайте письмо Веры кПечорину, полученное импосле дуэли, иэпизод погони заВерой. Каким мывидим Печорина воценке Веры? вавторской оценке? всамооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Рабочая карта

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» .

2) От какого лица ведется повествование в повести?

3) Каким предстал Григорий Александрович Печорин при первом знакомстве Максим Максимычу?

4) Что привлекло Печорина в Бэле?

5) Дайте подробную характеристику Бэле по следующим критериям:

— воспитание

— роль традиций в ее жизни

— внешность

— характер

— отношение к Печорину

6) Охарактеризуйте жизнь горцев.

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? ,

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?

Автохарактеристика Печорина ( фрагмент повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер…»).

Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего

описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

Тестовые задания