Н.А.Некрасов "Однажды в студёную..." Смысловое чтение. 5 класс

Категория: анализ текста

Прочитай внимательно отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

(Вполне возможно, что в процессе работы к тексту ты обратишься несколько раз, и это поможет выучить его наизусть)

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я...»

— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».

— А кой тебе годик?— «Шестой миновал...

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто все это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

 

 

Выполни задания. Работа рассчитана на 90 минут(на два урока).

Этот отрывок можно разделить на две смысловые части. Во второй смысловой части автор размышляет об особенностях всего «настоящего русского». А в чём особенность первой смысловой части ?____________________________________________________________________

Пополняем словарный запас. Развиваем логику.

О каких словах из прочитанного текста идёт речь?

 1)      сухие отпавшие ветви деревьев, кустарника__________

2)      часть конской сбруи — надеваемые на голову лошади ремни специальной конструкции с удилами и поводьями объединённые в одно целое, служащие для управления лошадью_________

3)      да, конечно, разумеется__________

4)      лесоруб_______________

 5)род искусства, передающего художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед зрителями_______________

6)крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и других грузов, иногда людей______

7)о животном, обычно о лошади имеющий пятна другого цвета; разношёрстный_______________

8)знак, свидетельство чего-либо______________

 Подберите синонимы к следующим словам словам:

 1)Студёную_________________

2)Шествуя__________________

3)С ноготок________________

4)Миновал _________________

5)Мёртвая___________________

6)Холодны__________________

7)Нелюдимой_______________

8)Вселяет___________________

 Поставь знак +  в нужную графу. Прежде чем делать выбор, перечитай текст ещё раз.

Утверждения

Верно

Неверно

Не сказано в тексте

Мальчика звали Васей

 

 

 

Его отец был дровосек

 

 

 

Мать мальчика была дояркой

 

 

 

Одежда мальчика была ему не по размеру

 

 

 

Семья мальчика была многодетной

 

 

 

Автор называет мальчика «с ноготок»(т.е. маленьким), потому что ему всего шесть лет.

 

 

 

Автор смотрел историю про мальчика в театре.

 

 

 

В тот год зима выдалась снежная.

 

 

 

Холодная зима мила русской душе.

 

 

 

Честные мысли очень сложно донести до читателя.

 

 

 

Русским людям нет смерти - «дави-не дави»

 

 

 

 Установи соответсвие (стрелками):

  1. в спокойствии чинном
  1. Антонимы
  1. полушубке овчинном
  1. Имя собственное
  1. Мужичок с ноготок

Оксюморон

  1. Влас
  1. Прилагательное в прямом значении
  1. мучительно мило
  1. Фразеологизм
  1. пегонький конь
  1. Эпитет
  1. нелюдимой, мертвящей зимы

 

  1. В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

 

 

Напиши, о чём заставила тебя задуматься история Власа . Перечитай ещё раз первую смысловую часть. Это поможет тебе написать небольшое сочинение.