Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Памятка пишущему сочинение

Методические рекомендации к написанию  выпускного сочинения по литературе (11 класс). 

При написании сочинения по литературе следует помнить:

 - oб объеме сочинения: 4-5 страниц;

  суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

 - почерк должен быть разборчивым;

 - соблюдать поля;

 - писать желательно синей или фиолетовой пастой;

 - на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

 - выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

 - на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

 - удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);

- нумеровать страницы черновика;

-  строго придерживаться избранной темы;

- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

-  не сбиваться на пересказ текста;

-  не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);

-  если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать 

косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: 

«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, 

- указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), 

заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного 

героя» и т.п.;

- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

-  удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные 

варианты ответов;

- привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким 

образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

-  рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:

- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий 

- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов

-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .

Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

 

 

 Требования к сочинению

 

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

 

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

 

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

 

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

5.Структура сочинения:

 

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

 

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

 

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

 

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

 

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

 

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

 

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

 

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

 

          P.S. Имейте в виду, что выпускник, допустивший пять ошибок на 100 слов, получает оценку "незачет" по критерию “Грамотность”.

 

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

 

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.

 

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

 

 

 

 

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates