Памятка пишущему сочинение


Памятка пишущему сочинение

Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе (11 класс).

При написании сочинения по литературе следует помнить:

— oб объеме сочинения: 4-5 страниц;

суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всегосочинения;

— почерк должен быть разборчивым;

— соблюдать поля;

— писать желательно синей или фиолетовой пастой;

— на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темыможно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написаниясочинения;

— выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора,эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

— удобнее писать наодной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; сполями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

— сокращать в черновикефамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» романА.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);

— нумеровать страницы черновика;

— строго придерживаться избранной темы;

— сочинение должно быть логичным,представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

— не сбиваться на пересказ текста;

— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объемсочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);

— если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе необязателен);

— если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать

косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал…»:

«критика встретила произведение восторженно…» и т.п.);

— то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,

— указав примерную дату («в начале века…», «относится к ранней лирике…»),

заменив забытое имя словами «один из героев Толстого…»; «антипод главного

героя» и т.п.;

— главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следоватьлогике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение,отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами(«Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создатьобраз «маленького человека…») это не выражение собственного мнения, а лишьего беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные

варианты ответов;

— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким

образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочиненияна чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темыможно рекомендовать следующие варианты введения:

— историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных,экономических условий

— общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного илинескольких образов

-о месте произведения в контексте эпохи, в контекстетворчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .

Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой выпоказываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасываявсе лишнее.

Требования к сочинению

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет»ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2«Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет»ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

во вступлениик работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

первый аргументиз российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

-второй аргументиз российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

P.S.Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

-выводдолжен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

P.S.Имейте в виду, что выпускник, допустивший пять ошибок на 100 слов, получает оценку«незачет»по критерию “Грамотность”.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен бытьне менее 250слов. Рекомендуемое количество слов –350.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.