Алгоритм подготовки сочинения в жанре характеристики текста
- Подробности
- Категория: Сочинение
Описание алгоритмов подготовки сочинения в жанре характеристики текста
Эмоциональная характеристика текста ориентирована на формирование умения анализировать и выражать собственные впечатления от прочтения текста.
Алгоритм подготовки эмоциональной характеристики текста
- Прочитайте текст выразительно.
- Ответьте на вопросы: понравился ли он вам? если понравился (не понравился), то почему?
- Передайте своими словами впечатление от содержания и языковой формы текста.
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Языковая характеристика текста предполагает взгляд на текст как единицу языка и может быть наиболее понятной для учащихся в связи с тем, что ее подвиды перекликаются с изучаемыми на уроках разделами языка (фонетикой, морфемикой, морфологией и синтаксисом).
Алгоритм подготовки языковой характеристики текста
- Прочитайте текст выразительно.
- Найдите и перечислите наиболее яркие его языковые особенности (в зависимости от подвида характеристики текста – фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические или все (при комплексной языковой характеристике)).
- Определите их функции в данном тексте (т. е. зачем автор их использовал). Сформулируйте смыслы, которые появляются в тексте благодаря этой языковой особенности.
- Выразите свое отношение к этим особенностям и их функциям.
Речеведческая характеристика предполагает взгляд на текст как единицу речи: осмысливаются его тема и основная мысль, освещенные проблемы, ключевые слова и образы, смысловые части и микротемы, использованные типы речи, стилистические особенности, изобразительно-выразительные средства.
Алгоритм подготовки речеведческой характеристики текста
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тему и основную мысль текста. Выразите свое отношение к ним (интересны ли они сегодня обществу или были интересны в другое время; интересуют ли они вас; произвел ли текст на вас впечатление).
- Назовите ключевые слова текста. Как они связаны с его темой и основной мыслью?
- На какие смысловые части делится текст?
- Составьте план текста, сформулировав его микротемы (или задав вопросы к каждой части).
- Определите типы речи, использованные в данном тексте, докажите свою точку зрения. Как эти особенности помогают автору выразить определенное содержание?
- Определите стиль данного текста. Укажите его стилистические особенности. Как эти особенности помогают автору выразить определенное содержание?
- Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и с какой целью?
- Сформулируйте свое впечатление от текста, полученное в ходе его речеведческого анализа.
Следующая разновидность характеристики текста – культурологическая. В данном случае в комплексный анализ включены на простейшем уровне такие виды анализа текста, как ассоциативный и концептный, а также анализ слов с национально-культурной коннотацией, ключевых слов текста, культурологический комментарий. Каждый вид анализ позволяет выявлять культурные смыслы данного текста. Итог работы – их обобщение.
Алгоритм подготовки культурологической характеристики текста
- Прочитайте текст выразительно.
- Опишите ассоциации, которые вызывало у вас данное художественное произведение.
- Найдите в тексте слова с национально-культурной коннотацией и поясните, какую функцию они выполняют в данном тексте.
- Назовите аспекты текста, требующие культурологического комментария. Дайте культурологический комментарий к выбранным аспектам. Как он помог прояснить смысл данного произведения?
- Выявите ключевые слова текста. Докажите свою точку зрения.
- Определите, какие образы текста являются ключевыми. Проведите анализ этих слов как концептов. Какие смыслы текста помог выявить концептный анализ текста?
- Сформулируйте смыслы данного текста, которые помог выявить каждый вид работы с текстом. Обобщите глубинные смыслы данного текста.
- Выразите собственное отношение к данному тексту как произведению культуры.
Сочинение в жанре характеристики авторской позиции, выраженной в тексте, также предполагает проведение комплексного анализа текста. Подбор используемых в этом случае разновидностей анализа зависит от самого текста, поскольку каждый из них отражает неповторимую авторскую индивидуальность и определенным образом выражает авторскую мысль. Основой работы с текстом в любом случае является лингвостилистический анализ текста.
Алгоритм подготовки характеристики авторской позиции, выраженной в тексте
- Прочитайте текст выразительно.
- Проведите комплексный анализ текста.
- Какие языковые средства используются автором для выражения отношения, оценки?
- Сформулируйте авторскую позицию.
- Выразите свое отношение к позиции автора. Обоснуйте свое согласие или несогласие с автором.
Обучение ценностной характеристике текста позволяет концентрировать внимание учащихся на ценностных смыслах, выявленных в ходе анализа, воспринимать художественный текст как эстетическую ценность.
Алгоритм подготовки ценностной характеристики текста
- Прочитайте текст выразительно.
- Проведите комплексный анализ текста.
- Сформулируйте ценностные смыслы текста, связанные с общечеловеческими, общекультурными и национальными ценностями.
- Определите, с помощью каких языковых средств создается эстетическая ценность текста.
- Выразите свое отношение к ценностным смыслам данного текста.
- Охарактеризуйте текст как эстетическую ценность.
Комплексным видом характеристики текста, объединяющим все точки зрения (лингвостилистическую, речеведческую и культурологическую), является лингвокультурологическая характеристика текста. Ее основа – комплекс различных видов анализа текста: речеведческий, структурно-семантический (работа с ключевыми словами-понятиями и ключевыми словами-образами текста), лингвистический (лингвостилистический) и содержательный, элементы частотного, культурологического анализа (выявление культурных смыслов, заложенных в образных средствах), элементы концептного, ассоциативного анализа. Каждый вид анализа используется как инструмент для выявления определенных смыслов. Обобщение обнаруженных смыслов, формулирование культурных, ценностных смыслов, заложенных в данном тексте, способствует успешной интерпретации текста, выявлению авторской позиции. Заключительным элементом сочинения в жанре характеристики является оценочная часть, выражение собственного отношения, собственной оценки выявленных смыслов и авторской позиции.
Алгоритм подготовки лингвокультурологической характеристики текста
- Прочитайте текст выразительно.
- Какие чувства он у вас вызвал? Понравился ли он вам? Если да (нет), то почему?
- Разделите текст на части и сформулируйте его микротемы. Составьте план текста.
- Проведите комплексный анализ текста. После каждого примененного вида анализа текста формулируйте обнаруженные смыслы текста.
- Обобщите собственное представление о поверхностных и глубинных смыслах текста.
- Сформулируйте авторскую позицию, опираясь на данные проведенного анализа текста.
- Выразите собственное отношение к смыслам текста и к авторской позиции, выраженной в тексте.
Также при подготовке к сочинению учителю необходимо продуматьэтапы и задания для обучения написанию сочинения с 5 по 11 класс.
В процессе подготовки обучающихся к написанию сочинения педагогу рекомендуется обратить внимание обучающихся на критерии оценивания итогового сочинения, подробная информация о которых представлена в письме Рособрнадзора от 01.10.2014№ 02-651«О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)».
©2014 МЦФЭР. Все права защищены.