Образцы сочинения на лингвистическую тему


Образцы сочинения на лингвистическую тему

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

1. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»,-писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин. Эту фразу я понимаю так: в распоряжении мысли, которая легко доходит для читателя, имеются возможности синтаксиса, грамматики и пунктуации. Приведу примеры из текста Т.Устиновой.

Во-первых, обратим внимание на бессоюзное сложное предложение 30. Автор, используя возможности синтаксиса, подчеркивает мысль об одиночестве Тимофея, уточняя первое предложение, входящее в состав бессоюзного тремя разными односоставными конструкциями: безличным («холодно») и двумя назывными («осень», «будний день»).

Во-вторых, в тексте присутствуют односоставные безличные предложения (36,38,39).Все они построены при помощи синтаксического параллелизма, приема, заключающегося в сходном построении предложений: «…ничего не будет», «Маши… не будет», «лета…не будет», и позволяют ярко выразить при помощи грамматики мысль о том, как сиротливо было Тимофею.

Таким образом, могу сделать вывод, что предложенное для анализа высказывание русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина справедливо.

2. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»,-писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.

Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.

Например, одно из предложений текста Т.Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей -восклицательное (предложение 18). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорбленным предложением Маши съесть мороженое.

А потом Маша выходит замуж и уезжает. Перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. Чтобы удостовериться, что мальчику ясна причина предстоящей разлуки, Маша спрашивает его: «Ты понимаешь?» Поскольку предложение 23 является вопросительным по цели высказывания, в его конце поставлен вопросительный знак.

Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания «повинуются» мысли, нельзя не согласиться.