Как писать сочинение на лингвистическую тему. Рекомендации
- Подробности
- Категория: Теория и практика
1. Как сформулировано задание С2.1?
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста ….
Аргументируя свой ответ, приведитепо 1 примеруиз прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайтеномеранужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работув научномилипублицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами лингвиста
Объёмсочинения должен составлятьне менее 70 слов.
Сочинение пишитеаккуратно, разборчивым почерком.
Обратите внимание, что в задании сформулированы основныетребования к сочинению(они подчёркнуты).
2. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача — написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требованияк построению текста именно указанного типа речи.
Рассуждение состоит из следующих частей:
1.Вступление— тезис
2.Основная часть– аргументы + примеры
3.Заключение— вывод
3. Как начинать сочинение?
Надо начать сочинение со вступления-тезиса.
Тезис– это мысль, которую нужно доказать.
Вы можете написать собственное вступление, используя этисинонимыиречевые клише:
- лингвист
учёный
языковед
автор высказывания
филолог
- утверждал
считал
писал
рассуждал
- высказывание
афоризм
мысль
утверждение
суждение
мнение
слова
изречение
- справедливо
верно
неоспоримо
бесспорно
понятно
- Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я вынужден согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
- Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно мнение автора о том, что…
- докажем
покажем
продемонстрируем
подтвердим
проиллюстрируем
разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
- Я думаю, …
Я считаю, …
По моему мнению, …
На мой взгляд, …
Мне кажется, …
- Безусловно, …
Разумеется, …
Конечно, …
4. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёмубольше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны:
- объяснить,как вы понимаете слова лингвиста,
- привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Помните отребованияхк примерам:
•примеров должно бытьне менее 2;
• примеры должны бытьиз указанного текста;
• примеры должны иллюстрироватьдва разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
• каждый пример долженсоответствоватьуказанному явлению;
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующиеречевые клише:
• Чтобыподтвердитьсказанное, обратимся к … предложению текста.
•Проиллюстрироватьназванное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явленияможно найтив предложении № … .
• Справедливость этого вывода можнодоказатьна примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .
•В подтверждениесобственных выводовприведу пример,демонстрирующийлексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
•Рассмотрим… предложение. В немиспользованотакое лексическое (грамматическое) явление, как … . Этоподтверждаетнаш вывод о том, что … .
6. Что такое лексические и грамматические явления?
Универсальные лексические категории
омонимы
синонимы
антонимы
паронимы
Лексика активного и пассивного запаса
общеупотребительная лексика
диалектизмы
профессионализмы
жаргонизмы
арго
эмоционально окрашенные слова
неологизмы
заимствованные слова
старославянизмы
традиционно-поэтические слова
народно-поэтические слова
разговорная лексика
просторечные слова
книжная лексика
термины
фразеологизмы
крылатые слова
эмоционально-экспрессивная лексика
метафора
метонимия
ирония
гипербола
олицетворение
сравнение
синекдоха
литота
антономасия
аллегория
перифраза
художественный символ
градация
антитеза
оксюморон
анафора
эпифора
ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование— это раздел науки о языке, который изучаетсостав (строение) слов и способы их образования. Морфема -это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень окончание Морфология— раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а)самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие наречие б)служебные предлог союз в)междометия(ой, ах и т.д.) |
Синтаксис— раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:
способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
восклицательные и невосклицательные предложения
простые предложения
двусоставные иодносоставныепредложения
типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
неполные предложения
распространённые и нераспространённые предложения
обращения
однородные члены
обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
уточняющие и поясняющие члены
вставные конструкции
прямая речь
косвенная речь
сложносочинённые предложения
сложноподчинённые предложения
бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности
риторические восклицания
риторический вопрос
риторическое обращение
параллелизм
анафора
эпифора
инверсия
эллипсис
умолчание
смещение синтаксических конструкций
присоединительные конструкции
многосоюзие
бессоюзие
градация
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление,не должно превышатьпо объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собойвывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
В начале заключения можно использовать следующиевводные слова:
Итак, …
Следовательно, …
Значит, …
Таким образом, …
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводуо том, что… и т.д.
Помните, что они выделяютсязапятой!
9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметьориентировочно 4 абзаца (минимум — 3):
•1 абзац—тезис,
•2 абзац— толкованиепервойчасти высказывания + пример, иллюстрирующийлексическиеявления,
•3 абзац-толкованиевторойчасти высказывания + пример, иллюстрирующийграмматическиеявления,
•4 абзац—вывод.
10. Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения былне менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, чтосоюзы, предлоги и частицысчитаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, какодно слово.
11. Про почерк
Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверятьэкзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.