Морфемика и словообразование
- Подробности
- Категория: Правило в папку
Словообразование http://videotutor-rusyaz.ru
Словообразованиемназывается как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Средство и способы словообразования
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи):специалист?спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением:универсальный магазин?универмаг;
3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство,
например:земля + делать?земл-е-дел-ец(сложение производящих основ + суффикс).
Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основеклассификации способов словообразования:
1) приставочный:
делать ?пере-делать;
2) суффиксальный:
синий ?син-ев-а,мыть ?мыть-ся,гордый?горд-и-ть-ся;
3) приставочно-суффиксальный:
стакан?под-стакан-ник,бежать?раз-бежать-ся,говорить?пере-говар-ива-ть-ся.
4) бессуфиксный:
синь?синий,выход?выходить
5) сложение целых слов:
диван + кровать?диван-кровать,
6) сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь?лес(о)степь;
7) сложение начальной части слова с целым словом:
стенная газета?стенгазета;
8) сложение с одновременны присоединением суффикса:
Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а)?соковыжималка;
9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):
Министерство иностранных дел?МИД;городской отдел народного образования?гороно;
10) Усечение основы производящего слова:
маг? магнитофон,зам? заместитель.
11) образование слов из словосочетаний:
с ума сшедший?сумасшедший.
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Например, некоторые существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называетсясубстантивацией.
Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс-ущ/-ющ,-ащ/-ящне является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу.
Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией:заведу-ющ-ий?заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
— числительных (вдвое).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой?зима, леж-а?лежать, по-пуст-у?пустой.
Корень слова
1.Корень– общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называютсяоднокоренными.
Вода,водный, подводный, подводник, надводный, наводнение, паводок и др.
- Корень может состоять из нескольких звуков (идёт) или из одного звука (пойти).
2.В сложных словах выделяются два и более корня.
Водопровод,вечнозелёный,бело-сине-красный.
- В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3.В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вода, подводный –водить, проводник;сыр,сырок,сырный –сырой, отсыреть,сырость.
4.При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.:книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование гласных
Гласные |
Примеры |
О – е |
Возить – везти, носить – нести, пою – петь. |
О – а |
Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать. |
О – ы, е – и |
Вой – выть, шей – шить. |
О – е – и |
Сбор – соберу – собирать. |
О – ы – у |
Сохнуть – заcыхать – сухой. |
О/е – «ноль» звука (беглые гласные) |
Рот – рта, день – дня. |
И – ы |
Искусный – безыскусный. |
Чередование согласных
Согласные |
Примеры |
К – ч |
Рука – ручной, дружок– дружочек. |
Х – ш |
Сухой – сушить. |
Г – ж – з |
Друг– дружить – друзья. |
Д – ж – жд |
Водить – вожу – вождение. |
Т – ч – щ |
Свет– свеча – освещение. |
Ст – щ |
Пёстрый – испещрить. |
Д/т – с |
Веду – вести, мету – мести. |
Б – бл |
Любить – люблю. |
П – пл |
Купить – куплю. |
В – вл |
Ловить – ловлю. |
Ф – фл |
Графить – графлю. |
М – мл |
Кормить – кормлю. |
Чередование сочетаний звуков
Сочетания |
Примеры |
А/я – им – ин – м/н |
Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну. |
Ова/ева – уj |
Ковать – ку[j]ю, жевать – жу[j]ю. |
Обратите внимание!
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типакормлю(кормить),люблю(любить),ослепление(слепой)лне является новым суффиксом, а входит в состав корня!