Морфемика и словообразование


Морфемика и словообразование

Словообразование http://videotutor-rusyaz.ru

Словообразованиемназывается как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Средство и способы словообразования

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.

Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи):специалист?спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением:универсальный магазин?универмаг;
3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство,

например:земля + делать?земл-е-дел-ец(сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основеклассификации способов словообразования:
1) приставочный:
делать ?пере-делать;
2) суффиксальный:
синий ?син-ев-а,мыть ?мыть-ся,гордый?горд-и-ть-ся;
3) приставочно-суффиксальный:
стакан?под-стакан-ник,бежать?раз-бежать-ся,говорить?пере-говар-ива-ть-ся.
4) бессуфиксный:
синь?синий,выход?выходить
5) сложение целых слов:
диван + кровать?диван-кровать,
6) сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь?лес(о)степь;
7) сложение начальной части слова с целым словом:
стенная газета?стенгазета;
8) сложение с одновременны присоединением суффикса:
Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а)?соковыжималка;
9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):
Министерство иностранных дел?МИД;городской отдел народного образования?гороно;
10) Усечение основы производящего слова:
маг? магнитофон,зам? заместитель.
11) образование слов из словосочетаний:
с ума сшедший?сумасшедший.

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Например, некоторые существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называетсясубстантивацией.

Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс-ущ/-ющ,-ащ/-ящне является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу.

Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией:заведу-ющ-ий?заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
— числительных (вдвое).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой?зима, леж-а?лежать, по-пуст-у?пустой.

Корень слова

1.Корень– общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называютсяоднокоренными.

Вода,водный, подводный, подводник, надводный, наводнение, паводок и др.

  • Корень может состоять из нескольких звуков (идёт) или из одного звука (пойти).

2.В сложных словах выделяются два и более корня.

Водопровод,вечнозелёный,бело-сине-красный.

  • В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3.В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вода, подводный –водить, проводник;сыр,сырок,сырный –сырой, отсыреть,сырость.

4.При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.:книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные

Примеры

О – е

Возить – везти, носить – нести, пою – петь.

О – а

Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.

О – ы, е – и

Вой – выть, шей – шить.

О – е – и

Сбор – соберу – собирать.

О – ы – у

Сохнуть – заcыхать – сухой.

О/е – «ноль» звука (беглые гласные)

Рот – рта, день – дня.

И – ы

Искусный – безыскусный.

Чередование согласных

Согласные

Примеры

К – ч

Рука – ручной, дружок– дружочек.

Х – ш

Сухой – сушить.

Г – ж – з

Друг– дружить – друзья.

Д – ж – жд

Водить – вожу – вождение.

Т – ч – щ

Свет– свеча – освещение.

Ст – щ

Пёстрый – испещрить.

Д/т – с

Веду – вести, мету – мести.

Б – бл

Любить – люблю.

П – пл

Купить – куплю.

В – вл

Ловить – ловлю.

Ф – фл

Графить – графлю.

М – мл

Кормить – кормлю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания

Примеры

А/я – им – ин – м/н

Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.

Ова/ева – уj

Ковать – ку[j]ю, жевать – жу[j]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типакормлю(кормить),люблю(любить),ослепление(слепой)лне является новым суффиксом, а входит в состав корня!