Задание № 23. Материалы для подготовки
- Подробности
- Категория: ЕГЭ по русскому языку
Тренинг. Средства связи между предложениями в тексте
Первый вариант.
Прочитать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания:
1)1.(Не)взначай узнав что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале отец потребовал что(бы) она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию.2.Дочь повиновалась и в русск… литературу (в)место Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
2)1.Такие поэты как Ахматова явление уникальное.2.Они приходят в мир с уже сл…жившейся дикц…ей и (не)повторимым строем души.
3)1.Так (на)долго ок…зался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия».2.Написа(нн,н)ый сразу по следам событий роман несёт нам жёсткую правду о времени.
4)1.Мир дарит человеку счастье любовь жизнь.2.Война отнимает у нас всё и прошлое и настоящее и будущее.
5)1.Обломов всё время проводит в мечтах любовно вырабатывая план своей утопии. 2.Однако «обломку дряхлеющих родов» (не)суждено бл…гие порывы воплотить в свершенья.
6)1.У И(сс,с)ку(сс,с)тва нет цены! 2. Оно бесценно как и человек. (М.П. Алексеев)
7)1.Всем хороша наша бумага – одно только плохо уж очень она (не)прочная. 2.А виновата в этом отбелка. 3.Белят бумагу вымачивая её в растворе белильной извести. 4.А белильная известь это очень едкая штука. (М.Ильин)
8)1.Ночь погасила цвета. 2.Но на предсветной заре деревья травы и цветы опять оденутся в краски гораздо более яркие чем днём потому( что) эту яркость пр…даёт роса. (К.Г. Паустовский)
9)1. Все знают этот прелестный цвет похожий на золотистую розу. 2.Это( не)пр…хотливое р…стение может жить на любой влажной почве…(М.Н.Скаткин)
10) 1.Какие бы н… были на самом деле глаза у Лизы они лишь тогда представали в своей водно-алмазной сущности если вы вызывали их в памяти. 2.И тогда этот плоский( не)видимый влажный аквамариновый блеск становился вдруг пристальным и трепещущим точно капельки солнца и моря попали вам между ресницами. (В.Набоков)
11) 1.Якоб Гримм и Вильгельм Гримм родились в семье (не)богатого немецкого юриста. С детства братья проявляли большие способности к наукам.2.Оба учились в Марбургском университете.(Ю.В.Сергиенко).
Указать средства связи между предложениями: 1)союз; 2)антоним; 3)лексический повтор; 4)местоимение; 5)синоним; 6)личное местоимение; 7)описательный оборот; 8)вводное слово;9) слова одной тематической группы; 10)частица; 11)наречие;
Второй вариант.
1.Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1)Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. (2)Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
А)союз
Б)антоним
В)лексический повтор
Г)местоимение
2.Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1)Такие поэты, как Ахматова,— явление уникальное. (2)Они приходят вмир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души.
А)союз
Б)синоним
В)лексический повтор
Г)личное местоимение
3.Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1)Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия». (2)Написанный сразу по следам событий, роман несет нам жесткую правду о времени.
А)союз
Б)описательный оборот
В)лексический повтор
Г)антоним
4.Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1)Мир дарит человеку счастье, любовь, жизнь. (2)Война отнимает у нас все: и прошлое, и настоящее, и будущее.
А)союз
Б)антоним
В)синоним
Г)местоимение
5.Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1)Обломов все время проводит в мечтах, любовно вырабатывая план своей утопии. (2)Однако «обломку дряхлеющих родов» не суждено благие порывы воплотить в свершенья.
А)вводное слово
Б)описательный оборот
В)лексический повтор
Г)синоним
6.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) Он не принадлежит к числу художников-маринистов или художников-пейзажистов, нельзя его назвать и художником-портретистом. |
А)А, Б, В, Г
Б)А, Г, Б, В
В)В, Г, Б, А
Г)В, А, Б, Г
7.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) Первостепенной целью правления Дмитрия была забота о единстве и сохранении русского государства, об освобождении его от татаро-монгольского гнета. |
А)А, Б, В, Г
Б)Г, Б, В, А
В)Г, Б, А, В
Г)Б, Г, В, А
8.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) В те годы архаичность русского письма затрудняла понимание и обучение, отнимала время. |
А)А, Г, Б, В
Б)Б, В, Г, А
В)Б, А, Г, В
Г)Г, А, Б, В
9.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) На каждом историческом этапе формировался особый подход к этим понятиям. |
А)В, А, Г, Б
Б)А, В, Б, Г
В)Б, Г, А, В
Г)Б, А, Г, В
10.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) Например, буйные красноватые цвета флага Испании соответствуют характеру и темпераменту любителей корриды, а спокойные белые и голубые цвета флага Финляндии— нраву жителей этой страны. |
А)А, Б, В, Г
Б)В, Г, А, Б
В)Г, В, Б, А
Г)Г, В, А, Б
11.Прочитайте текст. Выполните задание к нему.
(1) Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (2)Но это совсем не так. (3)Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. |
Какое(ие) предложение(ия) связано с предыдущим с помощью:
A)союза
Б)лексического повтора
В)наречия (времени или места)
Г)местоимения (личного или указательного)
Д)парцелляции
Е)синтаксического параллелизма
Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
12.Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Россию упрекают, Россию восхваляют. (2)… (3)Другие видят в русской истории «русскую идею», наличие у нас сознания гипертрофированной собственной миссии. (4)…движение к будущему невозможно без точного понимания прошлого и характерного. |
1)Какое из приведенных ниже предложений должно бытьвторымвданном тексте?
A)«Умом Россию не понять».
Б)Многие отмечают в нашей истории отсутствие определенной целеустремленности.
В)Кто может судить о России?
Г)Одни отмечают в нашей истории отсутствие определенной целеустремленности.
2)Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска вчетвертомпредложении текста?
A)потом
Б)между тем
В)прежде всего
Г)в том числе
13.Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Долгие века заболоченные пространства внушали людям страх, казались чем-то таинственным. (2)… (3)В сумерках, когда сквозь мглу едва проступают очертания колышущихся деревьев, нетрудно вообразить разных болотных духов— водяниц, дев-болотиц, кикимор. (4)Дурную славу болотам создавали также болезни, чаще поражающие человека в сырой местности, и кровососущие насекомые— комары, слепни. |
1)Какое из приведенных ниже предложений должно бытьвторымв данном тексте?
A)Болота наравне с лесами и лугами издавна были не только природными аптеками, но и лечебницами.
Б)Болота снабжали людей дичью, рыбой, ягодами.
В)Туманы, трясины, блуждающие огоньки (самовозгорание болотистого газа) породили множество сказаний и легенд.
Г)Болот в России очень много, их можно встретить практически везде— от западных границ до Камчатки.
2)Какое из приведенных ниже предложений должно бытьседьмымвданном тексте?
А)Болота наравне с лесами и лугами издавна были не только природными аптеками, но и лечебницами.
Б)Болота снабжали людей дичью, рыбой, ягодами.
В)Туманы, трясины, блуждающие огоньки (самовозгорание болотистого газа) породили множество сказаний и легенд.
Г)Болот в России очень много, их можно встретить практически везде— от западных границ до Камчатки.
3)Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска вшестомпредложении текста?
A)тем не менее
Б)и в связи с этим
В)отчасти поэтому
Г)но более вероятно
23.Средства связи предложений в тексте
- Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
- Среди предложений 15—23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и антонима. Напишите номер этого предложения.
(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.
(20)— Много ли тогда напишешь?
(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?
- Среди предложений 10—19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.
- Среди предложений 1—5 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью лексического повтора, определительного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.
(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
- Среди предложений 31—39 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи вводного слова и антонимов. Напишите номер этого предложения.
(31)Воспитание вкуса — отдельная тема. (32)Это можно делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (Зб)Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому — не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.
- Среди предложений 12—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений’ ради образования.
(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:…
- Среди предложений 4—8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
(4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность— мудрый педагог— воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления.
- Среди предложений 15—22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.
(15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные— назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
- Среди предложений 7—12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям— вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.