Практикум. Сочинение
- Подробности
- Категория: Пишем сочинение
Вам придётся проверить три сочинения «выпускника» , написанных по знакомым Вам текстам (И.А.Бунина «Красавица», Ю.Бондарева «Красавица», Ю. Морозова «Друг, ты чей?») согласно разработанным критериям.
Ознакомьтесь с критериями оценивания сочинения по русскому языку в формате ОГЭ.
I |
Содержание сочинения |
Баллы |
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частейсочинения) верно сформулировал одну из проблем исходноготекста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. |
3 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст,ноэкзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,илив комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста |
1 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментированаилипрокомментирована без опоры на исходный текст,илив комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,илипрокомментирована другая, |
0 |
|
К3 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, илипозиция автора исходного текста не сформулирована |
0 |
|
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) |
3 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы |
2 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт |
1 |
|
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, илимнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), илимнение экзаменуемого вообще не отражено в работе |
0 |
|
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более одной логической ошибки,и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
K6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,нопрослеживается однообразие грамматического строя речи,илиработа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,ноесть нарушения точности выражения мысли |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
K7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
допущено не более 2-х ошибок |
2 |
|
допущено 3–4 ошибки |
1 |
|
допущено более 4-х ошибок |
0 |
|
K8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
допущено 1–3 ошибки |
2 |
|
допущено 4–5 ошибок |
1 |
|
допущено более 5-и ошибок |
0 |
|
K9 |
Соблюдение языковых норм |
|
грамматических ошибок нет |
2 |
|
допущено 1–2 ошибки |
1 |
|
допущено более 2-х ошибок |
0 |
|
K10 |
Соблюдение речевых норм |
|
допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
|
допущено 2–3 ошибки |
1 |
|
допущено более 3-х ошибок |
0 |
|
K11 |
Соблюдение этических норм |
|
этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
|
К12. |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновомматериале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) |
24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объёмсочинения1.
1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны длясочинения объёмом в 150–300 слов2.
2.Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитываетсяи оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимыхошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериямставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубаяошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубаяошибка).1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна – три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный илипересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов,которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры напрочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
1При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например,«всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются однимсловом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частностицифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два
слова).
2Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текстрецензии задания 24 и/или информации об авторе текста, то объём такой работыопределяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
Поверьте сочинения в соответствии с критериями.
1)В рассказе Ю.Бондарева «Красавица» затронута очень важная , на мой взгляд, нравственная проблема. Проблема истинной человеческой красоты. Все ли люди истинно красивы? В какие моменты человек действительно становится красивым? Ответы именно на эти вопросы и найдёт читатель в рассказе.
Герои рассказа – молодые люди: он – красив, она – далеко не красавица; он уверен в себе, она знает, что не пользуется успехом у противоположного пола и не верит своему счастью, когда ОН приглашает её на танец. Он во время танца ведёт себя похамски, его дружки не отстают от него. Она же, заметив такое отношение, выразила презрительное отношение к поведению уверенного в себе красавца. Именно в этот момент, когда она смогла защитить свою честь, она и была красива.
С моей точки зрения, Ю.Бондарев считает, что истинная красота человека – это красота душевная. Проявляется она в критических моментах жизни человека, когда стоит выбор либо быть униженным, уничтоженным, либо доказать, что в тебе есть сила духа. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно есть такие моменты в жизни человека, когда он должен проявить характер и доказать, что он Человек.
Эту тему любила развивать Великая Русская литература. В драмме Осторовского «Гроза» главная героиня произведения Екатерина Кабанова была настоящей красавицей. Красота её – душевная. Она смогла в трагический момент своей жизни проявить лучшие свои душевные качества: свободолюбие, искренность и нелицемерность — и дать отпор страшному миру самодуров. Герои Толстого чётко делятся на людей «красивых» и «некрасивых». Красота героев Толстого состоит из совокупности душевных качеств. Такие герои как Наташа Ростова, Пьер Безухов и другие при внешней некрасивости красивы духовно. Красивые же внешней красотой у Толстого имеют отвратительные душевные качества(все Курагины).
Каким тебя будет воспринимать окружающие – твой выбор. Быть красивым внешне или внутренне? Жить только для себя или обращать внимание на нуждающихся в помощи? Выбор за тобой.
2)В рассказе И.А.Бунина «Красавица» затронута, на мой взгляд, очень важная проблема. Проблема взаимоотношения в семье.
Автор рассказывает нам о чиновнике, который, женившись второй раз на молодой красавице, совсем забыл в угоду ей о своём сыне от первого брака, не прекратил негативные отношения возникшие у неё к его первенцу. В итоге мальчик стал ощущать свою ненужность, стал абсолютно одинок в доме отца.
Позиция И.А.Бунина однозначна: рассказ написан так, что читатель осуждает отца, предавшего своего ребёнка, презирает «красавицу», в которой нет ни капли сострадания к мальчику, и жалеет малютку, оставшегося при родном отце круглым сиротой. Я согласна с позицией автора: осуждение, презрение и жалость вызывают такие ситуации, случающиеся в семьях.
Семья очень важна для формирования нравственных ценностей маленького человека. Семьи, конечно, бывают разные. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» писатель создаёт миры двух семей – Ростовых и Болконских. Отношения в этих семьях строятся на любви и взаимопонимании. Поэтому дети в этих семьях умеют любить, сострадать. Они сильны духом и нравственно стойки ко всяким жизненным невзгодам.
Каждый из нас должен задуматься, создавая семью, о той ответственности, которая ляжет на нас будущих родителей по отношению к своему ребёнку. Как строить отношения в семье, чтобы она не развалилась? Если этого не миновать, то как сделать так, чтобы ребёнок не пострадал нравственно?
3)Жить по человеческим законам… Трудно? Легко? Или мы порой не знаем их? Именно на эти вопросы пытается ответить автор в своём эссе.
В начале текста автор приводит в пример «знакомую» всем читателям ситуацию: встречу с бездомным псом. Описывает нашу модель поведения: «прости, друг». Дальше в своих рассуждениях рассказывает читателю о том, на сколько преданна собака человеку, как она помогает людям с ограниченными возможностями. В дальнейшем автор приходит к выводу о том, что человеку, чтобы быть Человеком, надо поучиться у собаки быть преданным.
Я полностью согласна с позицией автора: в современном мире понятие «преданность» неизвестно людям. «Преданность» делу, которое ты делаешь, должна материально стимулироваться. Если нет – то человек спокойно может развернуться и уйти. Вполне возможно такое отношение к делу проистекает от того, что проффесию человек выбирает не по душе, а из материальных выгод.
Преданность в отношении к другим людям то же отсутствует. Предательство в семье, предательство в любви, предательство в дружбе… Перечислять можно долго виды человеческих предательств.
Что же делать? Как сохранить нравственность в нашем сложном мире?