"Девушка пела в церковном хоре". Попытка культурологического комментария

Категория: Проекты

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 285 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Школьная научно – практическая конференция

«Великая страна, героический народ»

 

Секция «Литературная Россия»

 

Проект

«Александр Блок.

«Девушка пела в церковном хоре…».

Попытка культурологического комментария».

 

 

Работу выполнил(а) ученица 6 в  класса Гуртовая Мария

Руководитель работы  Бодня Анна Анатольевна,  учитель русского языка и литературы.

 

2015

Содержание.

I.

Введение

3

II.

Основная часть

3-7

 
  1. Что изучает культурология. Методы культурологии, использующиеся на уроках литературы

3

 
  1. Немного об авторе: краткие биографические сведения, особенности эпохи, особенности творчества.

4

 
  1. Стихотворение А.Блока «Девушка пела в церковном хоре»

5

 
  1. Дата написания – 1905. Культурологический комментарий: Русско-японская война(1904-1905)

5

 
  1. Ключевые слова стихотворения : Царские врата, «причастный к тайнам»

6

III.

Заключение

7

 

Список литературы

8

 

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

А.Блок

  1. Введение.

Один раз на уроке литературы нам задали подготовить проектную работу «Путешествие по стихотворению». Условием было – выбрать стихотворение не из программы по литературе для 6 класса. Я, выбирая стихотворение, познакомилась со стихами Александра Блока. Насколько необычными они мне показались! Его стихи   не похожи на стихи других поэтов своей музыкальностью, необычностью, сложностью. Несмотря на то, что творчество А. Блока мы будем изучать только в 11 классе и оно для моего возраста достаточно сложно для понимания, я заинтересовалась необычными его стихами и решила, что могу даже в своём возрасте хоть немного, но  понять сложную поэзию великого поэта  , изучив его биографию, сделать вывод, почему именно в этот промежуток времени появилось стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»,  поработать над ключевыми словами  стихотворения. Таким образом, моя работа представляет собой попытку культурологического комментария к стихотворению А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»

 

  1. Основная часть

  1. Что изучает культурология. Методы культурологии, использующиеся на уроках литературы

Под культурологией понимается  совокупность исследований культуры как структурной целостности. Культурологией изучаются события мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности, так же культурология может исследовать две и более национальные культуры в процессе взаимодействия, выявлять их близость, изучать индивидуальные особенности национальных культур.

На уроках литературы мы пользуемся двумя методами изучения культурологии: биографическим и семиотическим. Биографический метод - истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя.  Семиотический метод - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

 

  1. Немного об авторе.

Краткая биография

А.Блок - русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.  Александр Блок - родился 16 ноября 1880 года в городе Санкт-Петербурге, тогда еще в Российской империи. Знаменитый русский поэт-драматург. Вскоре после рождения его мать развелась с отцом и вышла замуж за гвардейского офицера, оставив сыну фамилию первого мужа. Свои первые стихи поэт написал в 5 лет, а в 10 лет написал два номера журнала "Корабль".  В 16 лет Блок увлекся театром и записался в театральный кружок Петербурга, однако после того, как он успешно исполнил свою первую роль, прервалась его театральная карьера. В 1903 году поэт успешно женился на дочери известного химика Д.И Менделеева - Любови Менделеевой. В 1921 году Блок оказавшись в сильном финансовом затруднении, серьёзно заболел, от чего и скончался 7 августа 1921 года, прожив 40 лет.

Эпоха.

А.А. Блок жил на рубеже веков. Рубеж веков - переломный момент для жизни любой страны. А в  России тогда были «невиданные перемены, неслыханные мятежи», по словам самого А.Блока. Поколение А.Блока было свидетелем страшных событий в истории нашей страны: катастрофическое поражение России в русско-японской войне, которое спровоцирует события Первой русской революции. Затем Россия будет участвовать в Первой Мировой войне – самой страшной на тот момент  войне в истории человечества. Потом последуют подряд две революции: Февральская и Октябрьская, которые перевернут мир России полностью и страна вступит в страшную Гражданскую войну.Ощущение А. Блока от тех событий, которые, конечно, повлияли на особенность его творчества: «В сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы... Мы переживаем страшный кризис. Мы ещё не знаем в точности, каких нам ждать событий, но в сердце нашем уже отклонилась стрелка сейсмографа».

Особенности творчества. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»

Обязанностью писателя А.Блок считал умение «показывать, а не доказывать». Читателю он советовал не читать слишком много, всё подряд, а читать творчески , и «ко всякому автору относиться внимательно, — и тогда можно выудить жемчужину из моря его слов». В своих стихах он писал не столько о настоящем, сколько о будущем

А. Блок – поэт- символист, поэт, который по-своему видит мир и показывает его читателю с помощью ассоциаций и намёков.

Поэзия ассоциацй – новое  видение знакомых предметов, за которыми  чудится что-то не выразимое словами.

Поэзия намёков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, «душевного пейзажа» — переживания или мироощущения поэта.

Рассмотрим «намёки» и «ассоциации» в стихотворении А.Блока «Девушка пела в церковном хоре», прокомментируем ключевые слова, так называемые «звёзды», из-за которых и существует стихотворение. А также обратим внимание на дату написания.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

 

Год написания этого стихотворения  - 1905. Август месяц. Тогда заканчивалась русско-японская война.

Проведя опрос своих одноклассников «Что ты знаешь о русско-японской войне» , я поняла, что мои ровесники, кроме того, что война была с Японией, ничего сказать об этом историческом событии не могли. Это можно объяснить тем, что эта тема изучается в курсе Истории Отечества в 9 классе. Но значит ли это, что мы в нашем возрасте не должны интересоваться историей своей страны за рамками школьной программы? Для себя я выяснила, что русско-японская война началась в 1904 году с вероломного нападения японского флота на русские корабли в Порт-Артуре. В результате нападения были выведены из строя корабли русской эскадры. Сдан Порт-Артур, уничтожены Тихоокеанский флот, русская Балтийская эскадра в результате Цусимского сражения. Русско-японская война – страшное событие в истории моей страны. Гибель флота великой морской державы!

Но русско-японская война – это и пример героизма русского воина! Я была потрясена подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», которые сражались против 6 крейсеров и 8 миноносцев японского флота. В результате сражения  оставшиеся в живых русские моряки сами затопили свои суда, чтобы они не достались врагу.

Без элементарных знаний о русско-японской войне не возможно понять стихотворение А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…» , невозможно почувствовать до конца ту трагедию, которая заключена в строках этого стихотворения.

Первая строфа- целый ряд ассоциаций — с храмом во время богослужения, с большим стечением народа в церкви, с церковным распевным и грустно-трагическим звучанием молитв.

И вот намеки: «О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою». Последняя строка — намек-напоминание о той радости, которую каждый из солдат или матросов русской армии оставил в родном краю, т. е. о родных и близких, но забыл о них перед лицом смертельной опасности. Это пение девушки и хора — молитва об отторгнутых от родимого крова, молитва о заброшенных на чужбину.

Вторая строфа о девушке, о ее молитве, принимаемой свыше — в куполе окна, через которое падает солнечный луч:

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

     Ассоциативная и метафорическая перекличка («пел ее голос» — «белое платье пело в луче») как бы соединяет девушку, церковный хор, всех присутствующих в церкви («каждый смотрел и слушал») в одном духовном порыве. Это духовное единение выражается в следующей, третьей строфе:

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И, вопреки молитве и духовному единению, — грустный, неожиданный, трагический итог, данный в намеке:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

     Ещё одно ключевое слово в стихотворении  -  Царские  врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

  Вопрос «Что такое Царские врата?» был задан ученикам 8 класса. Только 6 человек написали правильное определение понятия «Царские врата», остальные ответы были более чем оригинальные: царский дворец, что-то очень большое и красивое, памятник архитектуры в Петербурге, нечто неопределённое, указывающее на начало богатой жизни, ворота перед дворцом, в которые входит царь и т.п. А без понятия этого символа невозможно понимание финала стихотворения!

    Иконостас завершается крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы Богоматери(Богородицы)- в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. В православии, католичестве и ряде других церквей почитается как Богоро́дица (Матерь Божья), Царица Небесная.

 В православии известны и почитаются многие сотни икон Божией Матери. В России более других известны И́верская, Влади́мирская ,Каза́нская и Тихвинская иконы Пресвятой Богородицы.

  Намёк — «причастный тайнам», т. е. знающий наперед, вещий, кому открыто будущее. «Высоко, у царских врат… плакал ребенок» — Спаситель-ребенок на руках у Богоматери — намёк на трагический для России исход войны летом 1905 года: уничтожен Тихоокеанский флот России,

война унесла более 100 тыс. жизней героически защищавших свою страну солдат, поражение показало слабость царской политики, что способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 гг.

 

  1. Заключение

В этом стихотворении ещё много «загадок», которые я буду учиться разгадывать на уроках литературы: очень яркие образы второй строфы, стихотворный размер, рифмовка – всё это помогает понять смысл стихотворения. На данном этапе мне стало понятно, что время написания стихотворения играет немаловажную роль в понимании смысла и умение видеть ключевые слова, выяснять их значение помогает понять авторский замысел.



Список литературы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Блок,_Александр_Александрович

  2. ru.wikiquote.org/wiki/Александр_Александрович_Блок

  3. А.А. Блок. Основные мотивы лирикиhttp://free.megacampus.ru/

  4. ru.wikipedia.org/wiki/Русско-японская_война

  5. ru.wikipedia.org/wiki/Царские_врата

  6. ru.wikipedia.org/wiki/Богородица