Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Ф.М.Достоевский

  1. Дидактический материал. Русский язык. 10 класс. Достоевский.
  2. Язык Достоевского на первый взгляд тяжеловат для восприятия. Причина этого в том, что автор от конкретных поступков, ситуаций, судеб героев переходит к философскому обобщению, осмыслению жизни в целом. Он поднимается над временем и сиюминутным и пытается постичь законы человеческого бытия. Отсюда – сложные синтаксические конструкции, метафоричность письма, обилие традиционных и нетрадиционных эпитетов, масса сравнительных оборотов. Обратите внимание на словарь писателя. Слова, подобранные писателем, постепенно составляют картины мрачного и зловещего мира, Петербурга Достоевского, в котором бедному человеку нечем жить и некуда пойти. Примириться с этим миром невозможно. Подлая и пошлая действительность толкает человека на преступление, насилие, неприемлемые для автора романа.
  3. Словарный диктант:
  4. Петербургские картины
  5. Тягостное впечатление
  6. Город-символ
  7. Как бы в нерешительности
  8. Был в напряжённом состоянии
  9. Неприятно потрясло
  10. Расстроенные нервы
  11. Чувство глубочайшего омерзения
  12. Трудно кого-нибудь удивить
  13. Обилие известных заведений
  14. Изношенная шляпа
  15. Бормотал в смущении
  16. Собственное бессилие
  17. Волнение его возрастало
  18. С замиранием сердца
  19. Старуха-процентщица
  20. Старушонка
  21. Грошовые картинки
  22. Бесконечное отвращение
  23. Расчётливый человек
  24. Изъявил желание
  25. Сделал предложение
  26. Во имя лучшего
  1. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов.
  2. Что же касается до того, где достать топор, то эта мелочь его нисколько не беспокоила, потому что не было ничего легче.
  3. Никого, ни единой души не встретил он потом до самой своей комнаты.
  4. Клочки и обрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря даже на усилия.
  5. Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело.
  6. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия.
  7. Опять ему вдруг стало совершенно ясно и понятно, что он сказал сейчас ужасную ложь, что не только никогда теперь не придётся ему успеть наговориться , но уже не об чем больше, никогда и ни с кем нельзя ему теперь говорить.
  8. У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда ещё до меня не выдумывал.
  9. Пойми меня: может быть, тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.
  10. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грёзы, в созерцание; он ни о чём не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. (Раскольников до преступления)

 

  1. Не то чтоб он был так труслив и забит совсем даже на против; но с некоторого времени он был в раздрожительном и напряжённом состояние похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех что боялся даже всякой встречи нетолько встречи с хозяйкой.
  2. К моим лохмотьям не пременно нужна фурашка хотя бы старый блин какой нибудь а не этот урод. Ни кто таких не носит за версту заметят запомнят... главное потом запомнят ан и улика. Тут нужно быть как можно непреметнее... Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти то мелочи и губят всегда и всё.
  3. Теперь же месяц спустя он уже начинал смотреть иначе и не смотря на все поддразневающие монологи о собственном бессилии и нерешимости "безобразную" мечту как то даже по неволе привык считать уже предприятием хотя всё еще сам себе не верил. Он даже шёл теперь делать пробу своему предприятию и с каждым шагом волнение его возростало всё сильнее и сильнее.
  4. С замеранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому выходившему одною стеной на канаву…
  5. Чувство бесконечного отврощения начинавшее давить и мутить его сердце ещё в то время как он только шёл к старухе достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось что он не знал куда деться от тоски своей.
  6. Раскольников непривык к толпе и  как уже сказанно бежал всякого общества особенно в последнее время.
  7. Уходя Раскольников успел просунуть руку в карман загрёб сколько пришлось медных денег доставшихся ему с размененного в распивочной рубля и не приметно положил на окошко.
  8. Ну а коли я соврал…коли действительно не подлец человек весь вообще весь род то есть человеческий то значит что остальное всё -- предрасудки одни только страхи напущеные и нет никаких преград и так тому и следует быть!.
  9. Письмо матери его исмучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нём не было не на минуту да же в то ещё время как он читал письмо. Главнейшая суть дела была решена в его голове и решена окончательно.
  10. Давным давно как зародилась в нём вся эта теперишняя тоска, наростала, накоплялась и в последнее время созрела и концинтрировалась приняв форму ужастного дикого и фантостического вопроса который замучал его сердце и ум не отрозимо требуя разрешения.
  11. В последствие когда он припоменал это время и всё что случилось с ним в эти дни минуту за минутой пункт за пунктом черту за чертой его до суеверия порожало всегда одно обстоятельство хотя всущности и неочень необычайное но которое постоянно казалось ему потом как-бы каким-то предопределением судьбы его.
  12. Не смотря на всю мучительную внутреннею борьбу свою он никогда ни на одно мгновение ни мог уверовать в исполнимость своих замыслов во всё это время.
  13. А между тем казалось бы весь анализ в смысле нравственного разрешения вопроса был уже им покончен казуистика его выточилась как бритва и сам в себе он уже не находил сознательных возрожений.
  14. Последний же день так не чаянно наступивший и всё разом порешивший подействовал на него почти совсем механически как-  будто его кто-то взял за руку и потянул за собой неотразимо слепо с неестественною силой безвозражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало в нее втягивать.

 Проверяем:

 1.            Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.

 2.            К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее... Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё.

 3.            Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, "безобразную" мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя всё еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее.

 4.            С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву…

 5.            Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.

 6.            Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.

 7.            Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб сколько пришлось медных денег, доставшихся ему с разменянного в распивочной рубля, и неприметно положил на окошко.

 8.            Ну а коли я соврал…коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё -- предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!.

 9.            Письмо матери его измучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нем не было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал письмо. Главнейшая суть дела была решена в его голове и решена окончательно.

 10.          Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения.

 11.          Впоследствии, когда он припоминал это время и всё, что случилось с ним в эти дни, минуту за минутой, пункт за пунктом, черту за чертой, его до суеверия поражало всегда одно обстоятельство, хотя в сущности и не очень необычайное, но которое постоянно казалось ему потом как бы каким-то предопределением судьбы его.

 12.          Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда, ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во всё это время.

 13.          А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений.

 14.          Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать.

 

Соня Мармеладова.

 

В предложениях 1-12 расставить знаки при обособленных определениях.

 

  1. ...Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами..." (автор)...
  2. "— Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы как у мёртвой..." (Раскольников Соне) 
  3. "Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения." (автор) 
  4. "...бледное, худое и неправильное угловатое личико,...кроткие голубые глаза могущие сверкать таким огнем таким суровым энергическим чувством ...» (автор)
  5. ...безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое..." (Мармеладов о своей дочери Соне)
  6. "...Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила сложившиеся в своем особом мире с ярко и позорно выдающеюся целью. 
  7. ...Соня ...забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине загородившем всю дверь и о светлых ботинках, и об омбрельке* ненужной ночью но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. (*омбрелька - зонтик от солнца)   Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико...
  8. ...он узнал её приниженную убитую расфранченную и стыдящуюся смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом...
  9. Вот что говорил Раскольников о Соне: "...я там видел еще другое одно существо… с огненным пером…" 
  10. "...Это была Софья Семеновна Мармеладова...Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка очень еще молоденькая почти похожая на девочку с скромною и приличною манерой с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик."
  11. "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико довольно неправильное какое-то востренькое с востреньким маленьким носом и подбородком. Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней."
  12. "...несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."

 

Исправить орфографические и пунктуационные ошибки

 

  1. "...Сонина комната походила какбудто на сарай имела вид весьма не правильного четырех угольника, и это придавало ей что-то уродливое.  Стена с тремя окнами выходившая на канаву перерезовала комнату как-то в кось отчего один угол ужасно острый убегал куда-то в глубь так что его при слабом освещении даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.  Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу направо находилась кровать; подле нее ближе к двери стул. По той же стене где была кровать у самых дверей в чужую квартиру стоял простой тесовый стол покрытый сининькою скатертью; около стола два плетённых стула.  Затем у противоположной стены поблизости от острого угла стоял не большой простого дерева комод как-бы затерявшийся в пустоте. Вот всё что было в комнате. Желтоватые обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видемая; даже у кровати не было занавесок."  

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates