"На пути к экзамену"(подготовка к ЕГЭ)

Категория: Программы

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 285

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СОШ №285

__________________

Д.Л. Соколов

Основание

Решение педсовета школы

от _______________

Протокол №_________

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Подготовка к экзамену по русскому языку

в формате ЕГЭ  «На пути к экзамену»»

 

 

Возраст учащихся: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год

Объем программы: 32 пед. часа

Автор – составитель: Поздеева Людмила Эдуардовна

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011


Пояснительная записка.

 

Программа «На пути к экзамену» ориентирована на учащихся 10-11 классов, заканчивающих освоение программ среднего (полного) общего образования и актуальна в связи с необходимостью сдачи обязательного экзамена  по русскому языку в формате ЕГЭ.

Объем программы 32 педагогических часов (октябрь – май; 4 занятий в месяц).

Программа разработана в соответствии с содержанием обязательного минимума основных образовательных программ, в нее включены следующие разделы:

- морфемика и словообразование

- морфология

- орфография

- синтаксис и пунктуация

- лексика

- теория текста

- стилистика

- анализ текста

Данный курс предполагает комплексный подход к усвоению знаний и овладению учащимися умениями на различных уровнях.

Цель курса: теоретическая и практическая подготовка учащихся 10-11 классов для сдачи единого государственного экзамена по русскому языку.

Задачи:

Образовательные

- используя различные формы работы, обобщить теоретические знания учащихся, повысить мотивацию к обучению и выбору дальнейшего образовательного маршрута.

- осуществляя комплексный подход, углубить и конкретизировать знания учащихся по русскому языку в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

- закрепить умения учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в соответствии с требованиями к выпускникам средней (полной) школы.

Развивающие

- формировать орфографическую и пунктуационную зоркость, развивать творческие способности.

- развить умение анализировать, сравнивать, обобщать при выполнении тестовых заданий, а также при работе с текстом.

- выработать умение оптимального распределения времени во время выполнения заданий ЕГЭ.

Воспитательные

- расширить кругозор учащихся, повысить уровень языковой культуры.

- воспитать ответственность учащихся в достижении результатов при выборе индивидуального образовательного маршрута, соответствующего его предпочтениям.

Формы организации занятий: лекция, фронтальная беседа, собеседование. Работа с текстом, выполнение тренировочных тестовых заданий, работа над ошибками,  При проведений занятий применяются ИКТ, компьютерные учебные и тренировочные программы, большое внимание уделяется заданиям по анализу текста. По ходу изучения курса обязательно проведение промежуточного тестирования в формате контрольных измерительных материалов. Например: выбрать правильный ответ, дать ответ на конкретно поставленный вопрос без возможности выбора правильного ответа, определить проблему, заявленную автором текста, сформулировать  авторскую позицию и выразить свое мнение по данной в тексте проблеме.

При изучении этого курса используется самостоятельная самообразовательная деятельность учащихся.

Успешная реализация программы изучается путем наблюдений, собеседований, выполнения отдельных видов тестовых заданий и их анализа, индивидуальных и групповых консультаций, выполнения итогового тестирования с использованием КИМ по русскому языку для 11 класса.

Предполагаемый результат: овладение системой знаний и умений различного уровня по русскому языку и применение их при сдаче единого государственного экзамена.

                    Учебно-тематический план.

 

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие (диагностическая работа)

 

1

1

2.

Морфемика и словообразование ( части слова в русском языке, основные способы образования)

1

1

2

3.

Морфология ( части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, наречие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие.

2

2

4

4.

Орфография ( безударные гласные, чередующиеся гласные, гласные после шипящих, гласные после ц, правописание согласных в корне, Ь иЪ знаки, слитное и раздельное написание не с различными частями речи, правописание НЕ и НИ, слитное и дефисное написание слов

2

2

4

5.

Синтаксис и пунктуация (виды синтаксической связи, главные и второстепенные члены предложения, , характеристика предложения, осложнение простого предложения, сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении, сложное предложение с разными видами связи, предложения с прямой речью)

2

2

4

6.

Лексика (лексическое значение слова, лексическая сочетаемость слов, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы. крылатые слова и выражения)

2

1

3

7.

Теория текста (признаки текста, связь предложений в тексте, тип речи)

2

1

3

8.

Стилистика (стили речи, стилистические фигуры)

2

2

4

9.

Анализ текста ( формулировка проблем исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора, аргументация собственного мнения по проблеме)

2

2

4

10.

Итоговое тестирование

 

3

3

 

Итого:

15

17

32

Содержание программы.

 

  1. Вводное занятие.1час.

Диагностическая работа

  1. Тема. Морфемика и словообразование.2 часа

Теория

Части слова в русском языке. Основные способы словообразования. (беседа с применением ИКТ)

Практика.

Решение заданий без выбора ответа

  1. Морфология. 4 часа.

Теория.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное, причастие, деепричастие, союз, предлог, частица (составление таблицы, беседа с применением ИКТ, собеседование)

Практика.

Решение тестовых заданий с выбором ответа, а также заданий без выбора ответа, работа с текстом

  1. Орфография. 4 часа.

Теория.

Безударные гласные, чередующиеся гласные, гласные после шипящих, гласные после ц, правописание согласных в корне, Ь и Ъ знаки, слитное и раздельное написание не с различными частями речи, правописание НЕ и НИ, слитное и дефисное написание слов (работа с текстом, беседа)

 Практика.

Решение тестовых заданий с выбором ответа, а также заданий без выбора ответа

5. Синтаксис и пунктуация. 4 часа.

Теория.

Виды синтаксической связи, главные и второстепенные члены предложения,характеристика предложения, осложнение простого предложения, сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении, сложное предложение с разными видами связи, предложения с прямой речью (беседа с использованием ИКТ, работа с текстом)

Практика.

Решение тестовых заданий, работа с текстом

6. Лексика. 3часа.

Теория.

Лексическое значение слова, лексическая сочетаемость слов, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы. крылатые слова и выражения. (работа с текстом, беседа с элементами лекции)

Практика.

     Решение тестовых заданий

 

7. Теория текста. 3 часа.

 Теория.

Признаки текста, связь предложений в тексте, тип речи. (работа с текстом)

Практика.

Работа с текстом, решение тестовых заданий.

8. Стили речи. 4 часа.

Теория

Стили речи, стилистические фигуры.(беседа с использованием ИКТ, работа с текстом)

Практика.

Работа с текстом, решение тестовых заданий

9. Анализ текста. 4 часа.

Теория

Формулировка проблем исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора, аргументация собственного мнения по проблеме. ( лекция с элементами беседы, работа с текстом, составление собственного сочинения)

Практика

Написание сочинения-рассуждения

10. Итоговое тестирование. 3 часа.

Практика

Выполнение работы в формате ЕГЭ

Методическое обеспечение ДОП

Тема

программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

  1.  

Вводное занятие

Беседа

фронтальный

 

 

 

  1.  

Вероятность

Традиционное

Комбинированное

Игра

Словесно-наглядный, фронтальный

практический

Плакаты,

Карточки

карточки, компьютер, мультимедийный проектор

Опрос,

тестирование

игра

презентация

  1.  

Статистика

Традиционное

Комбинированное

Игра

Словесно-наглядный, фронтальный

практический

Плакаты,

Карточки

Таблицы

карточки,  компьютер, мультимедийный проектор

Опрос,

тестирование

презентация

  1.  

Комбинаторика

Традиционное

Комбинированное

 

Словесно-наглядный, фронтальный

практический

Плакаты,

Карточки

Игральные кости,

монетки,

игральные карты

Опрос,

тестирование

игра

презентация

  1.  

Логические задачи

Традиционное

Комбинированное

 

Словесно-наглядный, фронтальный

практический

Учебные пособия

Карточки,

компьютер, мультимедийный проектор

Опрос,

тестирование

игра

презентация

  1.  

Приёмы устного счёта

Традиционное

Комбинированное

Игра

Словесно-наглядный, фронтальный

практический

Карточки

Плакаты

Учебные пособия

Карточки

Игра

 опрос,

тестирование

 

  1.  

Признаки делимости

Традиционное

Комбинированное

Игра

Словесно-наглядный, фронтальный

практический

Карточки

Учебные пособия

Карточки

Игра,

опросМетодическое 

 


 Использованная литература

 

  1. Гырдымова Н.А., Ткаченко Е.М.Русский язык. Универсальный справочник, М. «Эксмо» 2010.
  2. Л.Н. Федосеева Русский язык. Комплексная подготовка. М., «Айрис пресс,2010
  3. Любичева Е.В. Русский язык. М., «Эксмо»,  2008
  4. С.М.Снарская Готовимся к ЕГЭ. СПб, «Норинт», 2005

Литература для учащихся

  1. Багге М.Б, Гвоздинская Л.Г. Русский язык , СПб, «Просвещение»

2.     Цыбулько И.П. ЕГЭ 2011,М., «Астрель».

3.    Учебные диски. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.