Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Подготовка к итоговой аттестации за курс основной школы в формате ГИА

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Подготовка к итоговой аттестации за курс основной школы в формате ГИА

 

 

 Возраст учащихся: 9 класс

Срок реализации: октябрь- апрель

Объем программы: 54 часа

Автор – составитель: Бодня Анна Анатольевна

2008 год

 

 Пояснительная записка

Программа адресована учащимся  9 классов, желающим систематизировать свои знания в русском языке для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Направленность данной программы: большое внимание уделяется заданиям части «А» (написание сжатого изложения) и части «С» (написание мини-сочинения на заданную тему, объёмом не менее 50-ти слов), чтобы научиться писать грамотные и связные ответы в свободной форме.

 

Цель программы:

 Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних  общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С 2009 года в РФ в обязательную программу включён тест ГИА, проверяющий знания выпускников, заканчивающих обучение в школе в 9-ом классе. С этого момента тема подготовки к ГИА по русскому языку стала одной из самых актуальных. Новизна формы проверки знаний, недостаточная глубина изучения некоторых разделов программы русского языка в силу ограниченного количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины в школе (теоретических основ, сложных случаев грамматики, текстологии, отработки умений логично и стилистически грамотно выстраивать свою речь) – требуют дополнительной, более глубокой и систематизированной подготовки к ГИА по русскому языку.

 

Задачи:

     Образовательные: на экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка и в соответствии с этим необходимо закрепить следующие умения:

  • письменно передавать содержание прослушанного текста в виде сжатого изложения, используя разные способы сжатия информации;
  • читать текст и анализировать его содержание;
  • проводить разнообразные виды анализа языковых явлений, представленных в прочитанном тексте
  • писать небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста; убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно применять цитирование
  • использовать орфографический словарь при написании изложения и сочинения.

 

Развивающие: умение самостоятельно работать; развитие внимания при чтении текста и формулировок заданий; развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста , с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания , которое соответствовало бы определённым требованиям; развитие навыков самоконтроля; развитие  умения рассчитывать время при выполнении заданий.

 

Прогнозируемые результаты освоения программы

Каждое занятие содержит материал, полностью отвечающий требованиям государственной итоговой аттестации, и включает тренировочные задания, максимально приближенные по объёму и структуре к тем контрольным измерительным материалам, которые предлагаются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

 По окончании занятий учащийся

  • научится писать грамотные изложения и сочинения
  • будет уверенно оперировать базовыми понятиями синтаксиса
  • научится обосновывать постановку того или иного знака препинания
  •  повторив наиболее трудные орфографические темы, сможет писать грамотнее
  • поймёт, на какие вопросы , связанные с правописанием, можно получить ответы в орфографическом словаре, а на какие – нет
  • будет легко ориентироваться в основных литературоведческих терминах

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

1

Подготовка к написанию изложения. Текст.

Определение, признаки и характеристики текста как единицы   языка.

Тема, идея, проблема текста и способы их определения и   формулирования

2

2

Подготовка к написанию изложения. Структура текста.

Композиция. Логическая и грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношения микротемы и абзацного   членения текста. 

2

3

Подготовка к написанию изложения. Виды сжатия текста.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые   слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы сокращения текста: грамматические, логические,   синтаксические.

2

4

Контрольное занятие №1

 

Изложение

2

5

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Лексика.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского   языка с точки зрения происхождения и употребления . Синонимы, антонимы,   омонимы, фразеологизмы.

Работа со   словарями.

2

6

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис.   Словосочетание.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Комплексный анализ текста.

2

7

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Орфография.

Правописание корней.

Отличие корней с чередованием от корней с безударными   гласными, проверяемыми

 ударением

2

8

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения.

Грамматическая основа. Виды сказуемых. Односоставные   предложения.

Комплексный анализ   текста.

2

9

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Орфография.

Правописание приставок.

Комплексный анализ   текста.

2

10

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения

Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при   однородных членах предложения.

2

11

 

 

 

2

12

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Орфография.

Правописание   суффиксов.

Н-НН в различных   частях речи.

2

13

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи.

Комплексный анализ   текста. Гласные после шипящих. Ь после шипящих.

2

14

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения. Орфография.

Обособленные члены предложения

Комплексный анализ   текста.

Слитное и   раздельное написание НЕ с разными частями речи.

2

15

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.   Обращение.

Комплексный анализ   текста.

2

16

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения

Виды сложных предложений. Типы придаточных.

Знаки  препинания в сложном предложении.

2

17

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения. Орфография.

СПП с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Комплексный анализ   текста.

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

2

18

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения

БСП.Знаки препинания в БСП.

Комплексный анализ   текста.

 

2

19

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения. Орфография.

Способы оформления чужой речи.

Комплексный анализ   текста.

Правописание производных предлогов. Правописание союзов.

2

20

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Синтаксис   простого предложения. Орфография.

Сложные предложения с разными видами связи.

Комплексный анализ   текста.

Правописание частиц. НЕ-НИ.

2

21

Подготовка к выполнению тестовых заданий. Тропы и фигуры.

Средства речевой выразительности.

Комплексный анализ   текста.

 

2

22

Контрольная работа №2

 

 

2

23.

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценивания.   Тема, идея, проблема текста.

Комплексный анализ   текста.

 

2


 

24

Подготовка к сочинению-рассуждению

Позиция автора.   Собственная позиция.

Подбор аргументов.

2

25

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Композиция сочинения(тезис,   аргументы, вывод)

Оформление вступления   и концовки сочинения

2

26

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Классификация   речевых и грамматических ошибок.

Корректировка написанного.

2

27.

Контрольная работа   № 3

 

 

2

             

 


 
Содержание программы

 

Тема №1: Текст.

Теория: Определение, признаки и характеристики текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования.

Практика: Комплексный анализ текста.

 

Тема №2: Структура текста.

Теория:   Композиция. Логическая и грамматическая структура текста.

Практика: Понятие о микротеме. Соотношения микротемы и абзацного членения текста. 

 

Тема№3: Виды сжатия текста.

Теория: Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Практика: Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

 

Тема №4:Контрольное занятие №1

Теория:

Практика: изложение, решение заданий уровня «А»

 

Тема №5:Лексика.

Теория: Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления . Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Практика: работа со словарями, комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№6:Синтаксис. Словосочетание.

Теория: Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№7:Орфография. Правописание корней.

Теория: Отличие корней с чередованием от корней с безударными гласными, проверяемыми  ударением

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№8:Синтаксис простого предложения

Теория: . Грамматическая основа. Виды сказуемых. Односоставные предложения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№9:Орфография. Правописание приставок.

Теория: три группы приставок русского языка

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№10:Второстепенные члены предложения.

Теория: особенности выражения второстепенных членов предложения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№11: Правописание суффиксов. Н-НН в различных частях речи.

Теория: алгоритм выбора Н или НН в слове

Практика: выполнение тестовых заданий

 

Тема№12: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Теория:  Гласные после шипящих. Ь после шипящих.

Практика: выполнение тестовых заданий

 

Тема№13: Обособленные члены предложения.

Теория: особенности выражения обособленных членов предложения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№14: Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращение.

Теория: значения вводных и вставных конструкций, особенности выражения обращения

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№15: Виды сложных предложений. Типы придаточных.

Теория: знаки препинания в сложном предложении

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№16:СПП с несколькими придаточными. Типы соподчинения.

Теория: знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№17: Бессоюзное сложное предложение.

Теория: Знаки препинания в БСП.

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№18:Способы оформления чужой речи.

Теория: знаки препинания в предложениях с прямой речью, правила цитирования

Практика: комплексный анализ текста, выполнение тестовых заданий

 

Тема№19:Сложные предложения с разными видами связи.

Теория: знаки препинания в СП с разными видами связи

Практика: выполнение тестовых заданий

 

Тема№20:Средства речевой выразительности.

Теория: тропы и фигуры

Практика: выполнение тестовых заданий

 

Тема№21: Контрольная работа №2

Теория:

Практика:  решение заданий уровня «В»

 

Тема№22: Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценивания.

Теория: Тема, идея, проблема текста.

Практика: работа с текстом

 

Тема№23: Позиция автора. Собственная позиция.

Теория :Виды аргументов.

Практика: подбор аргументов к прочитанному самостоятельно тексту

 

Тема№24:Композиция сочинения

Теория: тезис, аргументы, вывод

Практика: написание простого трёхчастного сочинения-рассуждения по самостоятельно прочитанному тексту

 

Тема№25:Классификация ошибок.

Теория: грамматические и речевые ошибки

Практика: редактирование текстов

 

Тема№26:Контрольная работа № 3

Теория:

Практика: работа в формате ГИА

 

Тема№27: Итоговое занятие.

Теория: Анализ итоговой работы

Практика: Выполнение работы над ошибками


Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates