История литературы. Литература Древней Руси.Литература нового времени : Классицизм. Сентиментализм. Романтизм

Категория: Правило в папку. Литература

Литературные формы Древней Руси

 

Устное народное творчество

Письменная литература

Эпос

  • пословицы
  • приметы
  • заговоры
  • загадки
  • сказки
  • былины(эпические песни)
  • исторические песни и духовные стихи
  • русская повесть

Лирика

  • обрядовые песни
  • игровые песни

Драма

  • обрядовые действия (хороводы, гадания)
 
  • Летопись и историческая хроника
  • Патерики - сборники коротких рассказов о монахах и мирских людях - благочестивых и грешниках.
  • Поучение и проповедь
  • Житие
  • Апокрифы - произведения, не вошедшие в библейский канон.
  • Сказание
  • Слово (лиро-эпический жанр)
  • Библия
  • Хронограф
  • Повесть (историческая, переводная, сатирическая, бытовая)
  • Хождение
  • Публицистика
  • Исторические песни и духовные стихи.

 

Литература Нового времени

КЛАССИЦИЗМ

 

○     культ разума

○     художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое

○     строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

○     жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства

○     человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются

○     активное обращение к гражданской проблематике

○     Строгая иерархия жанров

 

Высокие: трагедия, эпопея, ода

Низкие: комедия, сатира, басня

  • обращение к общественной жизни, истории
  • герои - полководцы, монархи

 

 

 

  • обращение к повседневной жизни обычных людей

○     Смешение высокого и низкого не допускается. Ведущий жанр - ТРАГЕДИЯ.

○     Классицизм появился в России в 30-х годах XVIII века (А.Д.Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов)

○     сатирическая направленность (активное развитие низких жанров)

○     преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б. Княжнина)

○     преимущественное развитие жанров оды (М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин) и поэмы (М.М.Херасков,  В.К. Тредиаковский)

Литературные формы КЛАССИЦИЗМА:

○     поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

○     басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением

○     идиллия - стихотворение на тему сельской жизни (практически не развивалась)

○     ода - стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события

○     сатира - обличительный жанр лирики

○     трагедия - драматургический жанр, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал. Наиболее характерный конфликт классицизма - конфликт долга и чести. Героический пафос.

○     комедия - произведение, противопоставленное трагедии; действуют представители низших сословий; характеры, ситуации и действия представляются в смешной форме; предопределён счастливый финал.

○     комическая опера - произведение, основанное на смешном недоразумении.

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм - (от французског - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обострённо эмоциональным отношением к окружающему миру.

Сентиментализм в России. Появился в России в 60-70 г.г.XVIII века (М.Н. Муравьёв, Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский)

Черты сентиментализма:

Особенности русского сентиментализма:

Литературные формы СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

○     сентиментальная повесть

○     послания - произведение, написанное в форме письма или обращения к некоему лицу

○     путевые заметки

○     элегия - стихотворение определённого содержания, выражающее философские размышления, грустные размышления, скорбь

○     народные песни

○     мещанская драма

РОМАНТИЗМ

Романтизм - особый вид мировоззрения; одновременно - художественное направление; возник как своего рода реакция на рационализм и оптимизм классицизма; в основе - разочарование в идеях эпохи Просвещения.

○     преобладание (доминанта) субъективного(личного) над объективным

○     стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность

○     тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)

○     провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение человеческой индивидуальности

○     взгляд на жизнь “сквозь призму сердца”

○     интерес к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному

○     склонность отражать”ночную” сторону движений души, тяга к инуитивному, бессознательному

○     тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного

○     мучительное переживание разлада с действительностью

○     отказ от обыденного

○     стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенствованию, к недостижимому идеалу в сочетании с непониманием несовершенства мира.

Роиантизм связан с обновлением жанров, обновление слова за счёт многозначности, открытия в  области стихосложения.

Особенности русского романтизма:

○     пафос вольнолюбия и борьбы

○     придание усиленно-социального звучания общеромантическким мотивам

○     синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения и др.)

○     активнейшее развитие лирики

 

Литературные формы РОМАНТИЗМА

○     поэма - лиро-эпическая, романтическая. Ведущая роль

○     роман - большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни людей в определённый период времени (исторический, современный, цикл романов)

○     повесть

○     прозаические циклы

○     баллада и дума

○     сказки литературные

○     былины литературные

○     элегическая

○     пейзажная

○     медитативная

○     философская

○     освоение “чужих культур”

○     комедия-сказка

○     проблемно-историческая драма

 

Истоки русского романтизма