Итоговые работы по русскому языку. 5 класс

Категория: метод.разраб.

«Русский язык 5 класс.

Итоговые работы после изучения основных разделов программы».

Составитель работ

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 285 Санкт-Петербурга

Бодня Анна Анатольевна

 

В методической разработке представлены итоговые работы по следующим темам: «Лексика», «Имя существительное как часть речи», «Синтаксическая характеристика предложения», «Итоговая работа за курс 5 класса»

 

 

• Целью составленных  работ является  формирование умений учащихся  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом,  извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

В процессе выполнения работ у учащихся совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

В работах представлены следующие типы заданий:

 


 

 

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

 

  1. Прочитай внимательно предложения. Определи, в какой последовательности они должны следовать, чтобы получился текст.

А. Там сверкал и искрился родник.

Б. Узкая тропинка бежит, пробирается всё дальше в синеватый сумрак леса.

В. На дне родника всё бурлит и клокочет.

Г. Вот крутым поворотом опустилась она в ложбинку и уткнулась в глинистый берег со старой берёзой.

ОТВЕТ:

2.Выбери только те признаки, которые характеризуют полученный текст:

    1. Художественный стиль речи
    2. Научный стиль речи
    3. Деловой стиль речи
    4. Повествование
    5. Описание
    6. Рассуждение

ОТВЕТ:

 3.Из предложения Б выпиши слово, в котором происходит процесс оглушении согласного

ОТВЕТ:

 4.Сделай морфемный разбор прилагательного из предложения Б, к которому можно подобрать синоним «лазоревый»

ОТВЕТ:

 5.Из предложения А выпиши синонимы.

 ОТВЕТ:

 6.Из предложения Г выпиши олицетворение.

 ОТВЕТ:

 7.Подбери синоним  к глаголу второго спряжения из предложения В.

ОТВЕТ:

 8.Какая характеристика соответствует предложению Г?

1)    Сложное, сложносочинённое

2)    Простое, ничем не осложнено

3)    Сложное, сложноподчинённое

4)    Простое с однородными сказуемыми

 9.Выпиши грамматическую основу предложения Б.

ОТВЕТ:

 10.Из предложения В выпиши обстоятельство.

 ОТВЕТ:

 11.Нарисуй схему, объясняющую, почему в предложении А перед союзом «И» не ставится запятая.

ОТВЕТ:

 12.Определи вид глаголов в предложении А.

ОТВЕТ

13.Какое существительное из предложения Г имеет следующие морфологические признаки:  нарицательное, неодушевлённое, первого склонения, женского рода, употреблено в форме Винительного падежа единственного числа. В предложении является обстоятельством.

ОТВЕТ:

 14.Объясни лексическое значение выписанного в предыдущем задании слова.

ОТВЕТ:

 15.Из предложения Б выпиши слово с орфограммой «Безударная гласная в корне с чередованием».

 ОТВЕТ:

 


 

 Итоговая работа по теме «Лексика». 5 класс

  1. Укажите словосочетания, в которых зависимое слово употреблено в переносном значении.

1)    Золотой медальон

2)    Пустая голова

3)    Говор ручья

4)    Хвост кометы

5)    Быстрый бег

6)    Цветущий сад

 2. Укажите словосочетания, в которых есть омонимы.

1)    Металлургический завод- завод часов

2)    Тихий голос – тихая погода

3)    Идут торги – идут часы

4)    Счастливый брак – заводской брак

5)    Корень слова – корень растения

6)    Мягкий знак – мягкий климат

 3.Какая из омонимичных форм использована в скороговорке : Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели.

1)    Омоформы

2)    Омофоны

3)    Омографы

 4.Какое выразительное средство использовано в отрывке:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

А.С.Пушкин

1)    Эпитет

2)    Олицетворение

3)    Метафора

4)    Оксюморон

 5.Укажите предложение, в котором синоним к слову «исчезнуть» является стилистическим

1)    С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

2)    Куда запропастилась эта книга?

3)    Многие слова утратили своё первоначальное значение?

4)    Исчезновение  слов из  языка – исторический процесс.

 6.Подберите к прилагательным  соответствующие антонимы.

1)    Бедная растительность

a)    Маленькая

b)    Скромная

c)     Пышная

2)    Богатый опыт

a)    Ничтожный

b)    Убогий

c)     Скудный

3)    Полный ответ

a)    Пустой

b)    Частичный

c)     Жирный

 7.Подберите к слову  такое  слово, с которым оно верно сочетается.

1)    Одеть

a)    Пальто

b)    Ребёнка

c)     На голову

2)    Дипломатичная

a)    Нота

b)    Женщина

c)     Служба

3)    Объёмная

a)    Книга

b)    Сумка

c)     Информация

 8.Укажите строку, в которых все слова являются заимствованными.

1)    Фельдфебель, комфорт, лекарь, земля

2)    Ватрушка, жнец, мичман, галстук

3)    Медальон, мольберт, либретто, гитара

4)    Пудинг, квас, одуванчик, хоккей

 9.Укажите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

1)    Город, одежда, брег, един

2)    Град, одёжа, берег, один

3)    Город, одёжа, берег, один

4)    Град, одежда, брег, един

 10.Укажите словосочетания, в которых есть историзмы.

1)    Майор Ковалёв

2)    Околоточный надзиратель

3)    Иноплемённая рать

4)    Око за око

5)    Находится в пяти саженях

 11.Укажите предложение, в котором употреблены диалектизмы.

1)    Настал день, назначенный для судного поединка.

2)    По базам мычали коровы.

3)    В Москву переведён через моё содейство.

4)    Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железо.

 12.Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам.

1)    Паронимы

2)    Хорей

3)    Баллада

4)    Сюжет

5)    Ирония

6)    Морфема

7)    Грамматика

 13.В каких словосочетаниях выделенные слова являются общеупотребительными?

1)    Мамины шанежки

2)    Разноцветный зонтик

3)    Дюжий парень

4)    Синхронические таблицы

5)    Горячие драники

6)    Двудольные растения

7)    Ехать в карете

8)    Ушёл на камбуз

9)    Золотой монокль

10)                      Большой жор

 14.Подберите антонимы к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «АНТОНИМ»

 

Арьегард          А-

Старый             Н-

Комичный        Т-

Личный             О-

Потерянный     Н-

Пассивный        И-

Постылый         М-

 15.Значение какого слова  определено неверно?

1)    Адресант – лицо, отправляющее письмо

2)    Овация – бурные аплодисменты

3)    Оппонент – противник в споре

4)    Гипербола – сглаживание различий

 16. Какое из перечисленных слов имеет значение «лишённый необходимого присмотра»?

1)    Беззащитный

2)    Безнадзорный

3)    Безнаказанный

4)    Безнадёжный

 

 

 

 

 

 


 

 

Проверочная работа по теме «Синтаксис» 5 класс.

Внимательно прочитайте предложения:

1)    Что это?

2)    На этот вопрос  не_ может дать ответ Плащ_ -дожд_вик, хотя прон_цательность его всем хорошо извес_на.

3)    Случ_йное совп_дение или злой умысел?

4)    Плащ_-дождевик нед_волен жизн_ю.

5)    Когда выпускают из дому, об_зательно дождь припустит.

6)    В яс_ную, солнеч_ную погоду его держат под замком.

Запишите предложения в следующем порядке, графически выделяя грамматическую основу и случаи осложнения.

  1. Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное (сказуемое выражено прилагательным), ничем не осложнено.
  2. Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, односоставное, осложнено однородными определениями.
  3. Сложное, первая часть- односоставное предложение, вторая часть – двусоставное предложение.
  4. Простое, вопросительное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое.
  5. Простое, вопросительное, невосклицательное, односоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
  6. Сложное, первая часть – двусоставное, сказуемое составное; вторая часть – двусоставное, сказуемое выражено прилагательным.

Выполните задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль и тип текста.
  3. Подберите синонимы к словам:

a)    Проницательность

b)    Припустит

c)     Ясный

  1. Как вы понимаете значение слов и словосочетаний?

a)    Умысел

b)    Держат под замком

Продолжите предложение Плащ-дождевик – это …

 


 

Итоговая работа по теме «Имя существительное как часть речи»

 

  1. Распределите имена существительные соответственно их лексическому значения предмета: 1) конкретные 2) абстрактные 3) вещественные 4) собирательные

Солома, письмена, горечь, посуда, воздух, народ, сода, гонки, сахар, цемент, ходьба, смелость, пехота, зверьё, масло, порох, родня, ртуть, ночь, упрямство, крестьянство.

 2. Распредели слова в два столбика: 1)одушевлённые существительные, 2)неодушевлённые существительные.

Конферансье, пальто, кашне, кенгуру, иваси, метро, пенальти, депо, какаду, шимпанзе, монпансье, народ, толпа, покойник, валет, робот, стрекоза, ромашка, кукла.

 3.Придумай и запиши пары предложений, доказывающих, что следующие слова могут быть и одушевлёнными, и неодушевлёнными.

Геркулес, гений, дворники, шляпа, сортировщик.

 4.Спиши, восстанавливая правописание:

Радостн_ «ура», весёл_ «ля-ля», детск_ лото, памятн_ день рождения, крепк_ кофе, ароматн_ какао,  нов_ пальто, современн_ метро, бел_ рояль, больн_ мозоль, старин_ пианино, наряд_ тюль, душист_ шампунь, зелён_ жалюзи.

 5.Выпиши существительные, род которых определить нельзя.

Опилки, машины, вагоны, весы, очки, телефоны, площади, ножницы, книги, Карпаты, счёты, каши, супы, напитки, сливки, фломастеры, чернила, приключения, брюки, рубашки, джинсы, джунгли, степи.

 6.Замени словосочетания без предлогов словосочетаниями с предлогами.

Пробираться лесом, бежать лугом, добираться воздухом, вылететь самолётом, плыть морем, подарок отцу.

7.Образуй однокоренные слова при помощи суффикса –К. Подбери к полученному слову эпитет. Дочь, берёза, крыша, гряда, дорога, корова, лошадь, игла, туча, нога, рука, трава, ночь, яблоня, блуза, печь.