Задания по теме "Лексика"

Категория: Лексика
  1. Заимствование  - процесс исторический, активный и не прекращающийся. Это общественное явление и языковой процесс. Подумайте, в какое историческое время и с какой целью пришли в русский язык следующие слова: 1) монах, театр, декабрь (греческий язык); 2) пьеса, актёр, антракт, балет (французский язык); 3) гавань, бухта, матрос (голландский язык). Запишите ваши мысли.

2.Замените заимствованные слова русскими: контракт, ситуация, лозунг, антракт, монумент, спонтанный, спонсор, презентация.

3.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского: « Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу». Напишите, как вы его понимаете.

4.Прочитайте стихотворения. Определите происхождение и значение выделенных слов. К каким слоям лексики (активной, пассивной) они относятся? Почему? С какой целью авторы используют подобную лексику?

1)  Волхвы не боятся могучих владык.

А княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен. (А.С.Пушкин)

2)  Заважничал, зазнался

Лист лавровый,

Прищурен взгляд,

Надменен вид.

Вещает, а не говорит. (Н.Мизин)

3)  Сам ратник, сам трубач

Пищит во всю гортань

И вызывает Льва на

Смертоносну брань. (И.Крылов)

4)  Лейла бубен свой берёт,

В него перстами ударяя,

Лезгинку пляшет и поёт. (М.Лермонтов)

5)  Я влюблён, я очарован.

Словом, я огончарован. (А.Пушкин)

6)  Перья-облака, закат расканарейте! (В. Маяковский)

 

5.Употребите слова  в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Образец: дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

Хладнокровный дипломат, юный дипломант, дипломант конкурса.

 

1)  Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

2)  советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

3)  кожный – кожаный (портфель, заболевание)

4)  удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция);

5)   расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система);

6)  нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

6. Прочитайте предложения. В них есть лексические ошибки, связанные с непониманием значения многозначных слов и омонимов. Запишите предложения в исправленном виде.

 

 1. После тяжёлого приступа больной начал отходить. 2. Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения. 3. Врач обошёл седьмую палату. 4. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 5. Сейчас судьи вынесут очки. 6. Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 7. За год учёбы мы потеряли шесть студентов.