Рабочая карточка
I. Омонимы.
Упражнение №1 Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы.
1. Зимой в кв_ртирах рано зажигают свет. Хотел об_ехать целый свет, но не об_ехал сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнение света. 2. Народу сб_жалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я л_жал (М.Лермонтов). 3. Да вот ещё, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников об_явилась (А.Островский). Он стоял в_низу у кранов и нал_вал себе в шайку воды (А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были самые разнообразные: не так ступил, не так взгл_нул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхв_тили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой). 5. Автомобильная катастрофа явилась причиной гибели многих людей. В лесу была гибель комаров.
Докажите, что выделенные слова омонимы, подобрав к ним синонимы.
II. Синонимы
Упражнение № 2. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы из разных колонок.
Б_грянец |
Свое_бразие |
Упражнение № 3. Прочитайте .Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова-синонимы.
Татьяна на ш_рокий двор
В открытом плат_ице выходит,
На месяц зеркальц_ наводит,
Но в тёмном зеркале одна
Др_жит печ_льная луна... (А.Пушкин)
Упражнение №4 . Прочитайте. Продолжите высказывания словами-синонимами.
1. Перечень букв в определенном порядке – это _____________.
2. Предмет, при помощи которого измеряют температуру, – это ________.
3. Человек на лошади – это _______.
Упражнение № 5 . Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен с большей силой.
А. Б_льшой, гр_мадный, к_л_ссальный.
Б. Ст_речь, к_раулить, охр_нять.
В. Храбрый, муж_ственный, неробкий, смелый, отважный.
III. Антонимы
Упражнение №6 . Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы . Соедините линиями антонимы из разных колонок.
Тр_диц_и |
Отсталый |
Упражнение №7. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
1. Правой рукой стро_т, а левой разруша_т.
2. В_лик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Учен_е – свет, а неучен_е – тьма.
4. Кто хоч_т много знать, тому надо мало спать.
5. Кор_нь учения гор_к, да плод его сладок.
6. Полный колос к земле клонит_ся, пустой к небу тянет_ся.