СПП с придаточными определительными. Развитие речи.

Категория: 9 класс

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс.

Редактируем предложения.

Упражнение 1.

Объясните, чем вызвана ошибка в придаточном предложении. Запишите предложения в исправленном виде.

1) На соревнованиях победила команда девятого класса, которые набрали больше очков. 2) Он относится к тому поколению, которые участвовали в войне. 3) Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым. 4) Я учусь в школе, во дворе которого стоит памятник. 5) Чацкий, в монологах которых звучит протест против крепостного права, выражает идеи декабристов. 6) Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.


Упражнение 2.

Отредактируйте отрывки из сочинений учащихся. Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного определительного предложения причастным оборотом?

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. 2) У памятника, который был открыт недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло моё детство.


Упражнение 3.

Какие нормы русского литературного языка нарушены в данных примерах? Спишите предложения, внося необходимую правку. Сделайте вывод.

1) Гончие и борзые удивляли своим холёным видом гостей, которые прославляли на своём собачьем языке щедрость хозяина. 2) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью. 3) Пруд был обнесён высоким частоколом, в кото¬ром плавало множество уток. 4) Шум слышался из подвала, который с каждой минутой усиливался. 5) Художник получил за картину первую премию, которая изображала поэтический русский пейзаж. 6) Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались во все стороны. 7) Человек, который не понимает музыку, она ему покажется непонятной, неживой и недостаточно интересной. 8) Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает недалеко от ворот.


Упражнение 4.

Прочитайте текст. Как вы считаете, требует ли он редактирования? Обоснуйте свою точку зрения.

Дом, которого теперь вы уже не найдёте, был покрыт голландской черепицей. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, которое состояло из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона. Спальные комнаты детей находились в нижнем этаже справа от сеней, а слева жили две старушки, из которых каждой было более ста лет. Они собственными глазами видали Петра Великого, с которым даже говорили.
В числе тридцати или сорока детей, которые обучались в том пансионе, находился один мальчик по имени Алёша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.