Упражнения по теме "Лексика и фразеология"

Категория: Материалы к урокам по русскому языку

ТЕСТ ПО ФРАЗЕОЛОГИИ.

1.Укажите предложение с фразеологизмом.Улыбаюсь

 А) Ум нужен во всяком деле.

Б) Давай вместе возьмёмся за ручку чемодана, чтобы легче было нести.

В) Державин особенно ценил «ум и сердце человека».

Г) Моему брату посоветовали взяться за ум.

 2. Укажите предложение с фразеологизмом.Улыбаюсь

 А) Чтобы войти в библиотеку, нужно подняться на второй этаж.

Б) Положение обязывает учителя быть очень ответственным человеком.

В) Отец моего друга занимает довольно высокое положение.

Г) Я попросила классного руководителя войти в моё положение.

 3. Укажите предложение с фразеологизмом.Улыбаюсь

 А) Пушкин ставит себе в заслугу то, что он «милость к падшим призывал».

Б) Гнев – дурной помощник в делах.

В) Сосед решил сменить гнев на милость.

Г) Доктор посоветовал мне сменить образ жизни.

 4. Укажите предложение с фразеологизмом.Улыбаюсь

 А) В средние века черная кошка считалась дьявольским порождением.

Б) Тебе нужно будет пробежать стометровку за положенное время.

В) В последнее время между вами как будто черная кошка пробежала.

Г) Кошка создает уют в доме.

 5.Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?Улыбаюсь

 А) МОКРАЯ КУРИЦА – безвольный, бесхарактерный человек.

Б) ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА – самые ранние признаки появления чего-либо.

В) МЕДНЫЙ ЛОБ – бессмысленно упрямый, ограниченный человек.

Г) ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ – ненужный человек.

 6. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?Улыбаюсь

 А) ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ – похожи друг на друга по своим качествам, 

свойствам.

Б) КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ – очень далеко.

В) МАХНУТЬ РУКОЙ – разрешать, давать разрешение.

Г) МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – человек, умеющий всё делать.

 7. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?Улыбаюсь

 А) БОЛЬНОЕ МЕСТО –то, что больше всего беспокоит, является причиной 

страданий, забот.

Б) ОБЩЕЕ МЕСТО – гостиная.

В) МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ –прочное, высокое положение в обществе.

Г) МОКРОЕ МЕСТО ОСТАНЕТСЯ – будет уничтожен.

 8. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?Улыбаюсь

 А) БЕЛЫЕ МУХИ – сны.

Б) ДАМОКЛОВ МЕЧ – постоянно угрожающая кому-нибудь опасность.

В) НА РЫБЬЕМ МЕХУ – не согревающий, не предохраняющий от холода.

Г) МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА – надоедать, досаждать.

 9. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «КОТ НАПЛАКАЛ» :В нерешительности

 А) грустно;    Б) вредно;      В) мало;         Г) глупо;

 10. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «ПОСТАВИТЬ КРЕСТ»:В нерешительности

 А) выделить;             Б) уважать;                В) отказаться;            Г) подозревать;

 11. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма 

«ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК»:В нерешительности

 А) огорчиться;          Б) замолчать;             В) узнать;       Г) сделать выводы;

 12. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «В ПОРЯДКЕ 

ВЕЩЕЙ»:В нерешительности

 А) нормально;           Б) аккуратно;            В) беспорядочно;      Г) упорно;

 13.В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?Улыбаюсь

 А) два сапога пара, одного поля ягоды; одним лыком шиты;

Б) душа уходит в пятки; душу в душу; душа нараспашку;

В) выжимать соки; драть шкуру; тянуть жилы;

Г) прощупывать почву; закидывать удочки; пускать пробный шар;

 14. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?Улыбаюсь

 А) яблоку негде упасть; пальцем негде ткнуть; как сельдей в бочке;

Б) хоть отбавляй; куры не клюют; через край;

В) тёртый калач; стреляный воробей; гусь лапчатый;

Г) хоть шаром покати; ни кола ни двора; ни ложки ни плошки;

 15. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?Улыбаюсь

 А) на краю света; бог знает где; за тридевять земель;

Б) держать себя в руках; держать ухо востро; держать язык за зубами;

В) бить баклуши; собак гонять; считать ворон;

Г) болеть душой; принимать участие; входить  в положение;

 

Тест по теме "Лексика"


1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?


а) совесть 
б) долг  
в) стыд  
г) благородство


2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?


а) порядочный 
б) гуманный  
в) преданный 
г) добрый

3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?


а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли

5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?


В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.


а) площадь  
б) вокзал  
в) собралась  
г) густая

6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?


Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.


а) летний   
б) дремлют  
в) бледно-красен 
г) блестят

7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?


а) идиллия   
б) брак  
в) линейка  
г) давление

8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?


а) печаль 
в) смятение  
б) праздник 
г) блаженство

10.  В каком предложении нет антонимов?


а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?


а) бежать  
б) четыреста  
в) гипотенуза 
г) время

12.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?


а) клевый 
б) классный  
в) крутой  
г) отличный

13.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.


а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

14.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?


а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

15.  В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

16.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?


а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

 

Упражнения по теме "Лексика и фразеология"Улыбаюсь


Упражнение 1.

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.


Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 

Упражнение 2.

Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.


Душевно рад, - начал он… - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… - Сейчас, сейчас, - подхватил отец (Т.) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.

Упражнение 3.

Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары.


Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль)

Упражнение 4.

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.


Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета -  надета) меховая шапка.

 

Упражнения по теме "Лексические нормы"Подмигиваю


Упражнение 1.


Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.


Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.


Упражнение 2.

Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.


1) Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.

2) Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3) Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.


Упражнение 3.

Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.



1. Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить - освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).


Упражнение 4.

Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.

1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем.
2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности.
3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия.
4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете.
5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру.
6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно.
7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым.
9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды.
10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню.
12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе.
13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.
14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.

ФРАЗЕОЛОГИЯ 


ВАРИАНТ I 

1. Укажите неверное утверждение: 

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов; 

б) существуют фразеологизмы-синонимы; 

в) к фразеологизмам можно отнести также и посло вицы; 

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. 

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания. 

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев). 

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух). 

В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермон тов). 

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Тол стой). 

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен). 

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собствен ном благе (П. Лукиницкий). 
3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить: 

а) как свои пять пальцев; 

б) яблоку негде упасть; 

в) души не чаять; 

г) проще пареной репы; 

д) носить на руках; 

е) положа руку на сердце. 

4. Найдите синонимические фразеологизмы: 

а) во что бы то ни стало; 

б) игра не стоит свеч; 

в) ни слуху ни духу; 

г) хоть караул кричи; 

д) себе дороже; 

е) хоть волком вой; 

ж) кровь из носу; 

з) как в воду канул. 

5. Найдите антонимические фразеологизмы: 

а) душа в душу; 

б) засучив рукава; 

в) играть на руку; 

г) положа руку на сердце; 

д) вставлять палки в колеса; 

е) кривить душой; 

ж) как кошка с собакой; 

з) через пень колоду. 

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения: 

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин; 

2) Демьянова уха; б) А. Чехов; 

3) рыльце в пуху; в) Н.Некрасов; 

4) человек в футляре. г) И. Крылов. 

ВАРИАНТ II 

1. Укажите неверное утверждение: 

а) фразеологизмы придают речи живость и образность; 

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом; 

в) существуют фразеологизмы-антонимы; 

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки. 

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания. 

А. Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов). 

Б. И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок). 

В. С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар). 

Г. Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев). 

Д. Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский). 

Е. Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак). 

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро: 

а) как с гуся вода; 

б) хоть пруд пруди; 

в) пуд соли съесть; 

г) сломя голову; 

д) вытягиваться в струнку; 

е) во весь дух. 

4. Найдите синонимические фразеологизмы: 

а) волосы дыбом; 

б) два сапога пара; 

в) ум за разум заходит; 

г) испустить дух; 

д) протянуть ноги; 

е) кровь стынет в жилах; 

ж) голова идет кругом; 

з) одним миром мазаны. 

5. Найдите антонимические фразеологизмы: 

а) семи пядей во лбу; 

б) дойная корова; 

в) китайская грамота; 

г) заячья душа; 

д) проще пареной репы; 

е) не робкого десятка; 

ж) олух царя небесного; 

з) черная дыра. 

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур ного происхождения: 

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин; 

2) подковать блоху; б) И. Крылов; 

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь; 

4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков. 

7. Разбор предложения по членам. 

Скрепя сердце пришлось дать согласие. 



ВАРИАНТ III 

1. Укажите неверное утверждение: 

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы; 

б) существуют многозначные фразеологизмы; 

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы; 

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы. 

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания. 

А. Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский). 

Б. Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев). 

В. Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин). 

Г. И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров). 

Д. Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов). 

Е. Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин). 

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам угождать, льстить: 

а) бередить душу; 

б) невзирая на лица; 

в) играть в кошки-мышки; 

г) рассыпаться мелким бесом; 

д) переворачивать вверх тормашками; 

е) извиваться ужом. 

4. Найдите синонимические фразеологизмы: 

а) закинуть удочку; 

б) показать где раки зимуют; 

в) висеть на плечах; 

г) шито-крыто; 

д) наступать на пятки; 

е) бросить пробный шар; 

ж) концы в воду; 

з) прописать ижицу. 

5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов : 

а) задать перцу; 

б) курить фимиам; 

в) идти ва-банк; 

г) кошки скребут на душе; 

д) лучше синица в руках...; 

е) отлегло от сердца; 

ж) гладить по шерсти; 

з) обливать грязью. 

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур ного происхождения: 

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин; 

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов; 

3) герой не моего романа; в) И. Крылов; 

4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.