Упражнения по теме "Слитное и раздельное написание "НЕ"

Категория: Материалы к урокам по русскому языку

“Упражнения к теме “Слитное и раздельное написание НЕ

      1. Раскрыть скобки. Объяснить орфограмму.

(Не)строгий преподаватель; (не)трудный, но запутанный вопрос; еще (не)распустившийся цветок; никому (не)нужный; ни для кого (не) приятный; (не)приятный для меня; далеко (не)приятный; (не)добрый человек; очень (не)веселая история; (не)принятый в институт абитуриент; отнюдь (не)правильное решение; (не)проверенный мною текст; (не)приятный, а противный запах; (не)приятный случай; полный (не)вежа; (не)должен сердиться; (не)видимые детьми машины; (не)видимые миру слезы; (не)навидимый всеми.

      2.  Раскрыть скобки. Объяснить орфограмму.

1).Правда, я со всех сторон слышу, что (не)доразумений больше уж (не)будет.(С.-Щ.) 2).Она позволила себе (не)сколько унизиться в таком (не)обычайном случае.(Д.) 3).(Не)смотря на обилие багажа…впечатление, что все эти люди уезжают налегке.(Наб.)4).Лицо твое (не)огрубело от ветра.(Купр.) 5). Иван Иванович Семенюта – вовсе (не)дурной человек.(Купр.) 6).Солнце – (не)огнистое, (не)раскаленное, ка во время знойной засухи, (не)тускло-багровое. 7).Ей, (не)согретой воспоминаниями, печален мог показаться ночной северный город. 8).Вдруг близ рощи, в овсах, робко, (не)уверенно зазвенел жаворонок.(Вер.) 9).Никого (не)боялся, (не)сказанное вершил, - ну и состояние оставил.(С.-К.) 10).Полночь сошла, (не)проглядная темень, только луч от луны блестит, а за рекой (не)известное племя, зажигая костры, шумит.(Гум.) 11).И (не)навидим мы, и любим мы случайно, ничем (не)жертвуя ни злобе, ни любви…(Л.) 12).И уже (не)подросток, (не)ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка.(Бун.) 13).Характерной чертой Ярмолы была упорная (не)словоохотливость, и я уж (не)надеялся добиться от него ничего больше.(Купр.) 14).(Не)ускользнет от нашей сети (не)укротимый этот зверь.(Л.)

3.  Спишите, раскройте скобки. Объясните написание.

1).Надел он шапку-(не)видимку. 2).В жизни ему (не)везло, и это (не)везение он объяснял всеобщим (не)доброжелательством. 3).Он отвечал, (не)глядя на доску. 4).Вошел (не)знакомый человек, (не)высокого роста в (не)застегнутом сюртуке. 5).Надо (не)медленно начать работу. 6).С минуту он лежал (не)подвижно, затем (не)торопясь встал и огляделся. 7).Произносил слова (не)громко, а тихо, нараспев. 8).Рассказ ничуть (не)страшный. 9).Приехал (не)надолго, а только на два дня.

4. Списать текст. Расставить знаки препинания, графически пояснить их постановку. Объяснить написание НЕ.

И вот оказываемся мы в (не)котором царстве – государстве где на краю дремучего леса притулилась (не)большая деревенька. И уже на краю той глухой деревеньки стоит покосившаяся изба в которой живут старик со старухой и их три сына. Двое сыновей – обычные парни. (Не)интересные они ребята и (не)стоит обращать на них внимание, разве что только для того чтобы сравнить их с третьим братом. Кажется ничем он (не)взял, (не)казист и (не)виден лежит целый день на печи, дурака валяет. Да он и впрямь кажется умом (не)берет а величают его Иванушкой – дурачком. И (не)знают в деревне что валяется он на печи лишь до поры до времени, ожидая в безделье настоящего дела. (По С. Наровчатову)

 

5.Повторите правила правописания НЕ с прилагательными. Спишите, раскрывая скобки.

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

 

6. Повторите правила правописания НЕ с причастиями. Спишите, раскрывая скобки.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

 

7. Повторите правило правописания НЕ-НИ с местоимениями. Спишите, раскрывая скобки.

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.